«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжный фестиваль «Красная площадь» — 2017
Отрытие интернет-портала «Списанные книги»
Фестиваль детской книги на открытом воздухе

	

Н. В. Гоголь и мировая культура. II Гоголевские чтения

Библиотека проводит ежегодные конференции по жизни и творчеству Н. В. Гоголя. В апреле 2002 года прошли Вторые Гоголевские чтения «Н. В. Гоголь и мировая культура». Объединяющей темой их стала личность великого русского классика в контексте художественной культуры зарубежных стран. Литературное наследие Гоголя рассматривалось участниками конференции в тесной взаимосвязи с творчеством выдающихся писателей, философов, поэтов, художников и актеров Европы. Во вторых Гоголевских чтениях приняли участие исследователи из Москвы, Владимира, Самары. Большой интерес проявлен со стороны наших украинских коллег. Ведь именно в Малороссии прошло детство и ученические годы классика. Отличительной особенностью Вторых Чтений и настоящим подарком для всех стало участие научных сотрудников Нежинского государственного педагогического университета. Их доклады прозвучали на конференции и внесли много нового в обмен опытом между гоголеведами России и Украины.

Торжественное открытие Вторых Чтений состоялось 1 апреля в 11:00 в читальном зале библиотеки. После пленарного выступления В. А. Воропаева режиссер Ю. Б. Норштейн продемонстрировал собравшимся свой мультипликационный фильм «Шинель» по мотивам повести Гоголя.

В тот же день прошла презентация сборника докладов Первых Гоголевских чтений «Н. В. Гоголь: Загадка Третьего тысячелетия».

Тематика и проблематика выступлений на Вторых Гоголевских чтениях оказалась столь же широка, как и на Первых: параллельно с исследованиями о взаимодействии Гоголя с писателями ХIХ века, его современниками, первым биографом П. Кулишом, Языковым, Достоевским, были введены такие направления, как Гоголь и Гофман, Гоголь и русский символизм (Белый, Брюсов), Гоголь и футуристы, Гоголь и Сигизмунд Кржижановский, Гоголь и современная русская литература. Обращение к творчеству режиссеров театра и кино (В. Фокин, Ю. Норштейн) продиктовано стремлением зафиксировать сегодняшнее бытие гоголевского художественного мира в сознании и восприятии зрителя.

В период проведения Вторых Гоголевских чтений в помещениях библиотеки была развернута экспозиция — «Графическая Гоголиана» из собраний профессора В. Г. Беликова, в полной мере охватывающая основной изобразительный ряд к произведениям Гоголя графиков XIX и XX веков.

Опыт прошлого года показал, что загадка Гоголя досталась в наследство третьему тысячелетию. Один из путей постижения писателя — включение его произведений в широчайший контекст мировой культуры.

На Вторых Гоголевских Чтениях, как и на первой конференции, выступили разноплановые специалисты: литераторы, философы, искусствоведы, музейщики, художники и режиссеры.

Сборник докладов Вторых Гоголевских чтений
«Н. В. Гоголь и мировая культура»

Мы вновь предлагаем вниманию читателей сборник докладов, теперь уже Вторых Гоголевских чтений «Н. В. Гоголь и мировая культура». Ежегодные конференции стали одной из наших традиций.

Первый сборник, выпущенный по итогам Чтений 2001 года, был высоко оценен литературной общественностью и внес определенный вклад не только в отечественное литературоведение и культурологию, но и в популяризацию библиотеки как координационного центра для учреждений гуманитарного профиля. Можно смело сказать, что издания такого рода сегодня помогают лучше понять роль библиотек в сохранении и приумножении национального культурного богатства.

Фигура Н. В. Гоголя по-прежнему остается актуальной как для исследователей, так и для широких слоев российской читающей публики. Об этом говорит пристальный интерес, проявленный к нашим конференциям со стороны самых разных слоев общества: творческой и интеллектуальной элиты, представителей власти, журналистов и московского студенчества.

Вторые Гоголевские чтения отличались широким охватом обсуждаемых проблем: от характеристики Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя до взаимосвязи его литературного наследия с искусством таких художников слова как Э. Т. А. Гофман и Д. Д. Белли. Докладчики постарались с наибольшей полнотой представить личность и творчество классика в контексте мировой художественной культуры и раскрыть взаимосвязь русской литературы XIX века с культурными традициями зарубежных стран.

Всего на Вторых Чтениях прозвучало около 40 докладов. Почти все они вызвали оживленные дискуссии и споры среди слушателей, так как их авторы предложили свои нетрадиционные теории и методы исследования. В нашем очередном сборнике вы имеете возможность познакомиться с наиболее свежими гипотезами современной гоголеведческой науки.

Новым для нас явилось еще и то, что многие исследователи сами заявляли на конференцию свои выступления, без предварительных приглашений. Символичным стало участие в Чтениях представителей Нежинского государственного педагогического университета им. Н. Гоголя: ведь библиотека поддерживает дружеские отношения и сотрудничает с Украиной — родиной писателя.

Существенно расширился также музейный блок выступлений. В сборник докладов по материалам Вторых Гоголевских чтений вошли сообщения научных сотрудников музея-усадьбы «Мураново» и Музея-заповедника «Абрамцево».

Подводя итог конференции «Н. В. Гоголь и мировая культура», хочется отметить, что сами Чтения становятся более широким понятием, выходя далеко за рамки обозначенного в названии жанра. По своей сути они уже получили статус международного мероприятия и являются не чисто филологическим событием, а конференцией общего культурологического плана. Организуя ежегодные Гоголевские Чтения, библиотека привлекает к работе российских и иностранных специалистов самого широкого профиля: писателей, философов, искусствоведов, музейщиков, художников и режиссеров.

Следующая конференция будет посвящена проблемам театрального воплощения произведений писателя.

Обращаясь вновь и вновь к созданным им сюжетам и образам, мы все больше узнаем о нас самих и о нашем месте в мире, задумываемся о тех невидимых силах, которые управляют литературой, культурой и, в конечном счете, жизнью всего человечества. Но в судьбе и произведениях великого писателя по-прежнему остается столько загадок, что, быть может, лишь нашим потомкам удастся полностью разгадать их и ответить на вопрос: кто же есть на самом деле Н. В. Гоголь?

Дом Гоголя на Никитском бульваре: историко-архитектурная хронология
Викулова В. П. (Москва), директор Городской библиотеки № 2 им. Н. В. Гоголя

Полтора века спустя. Гоголь в современном литературоведении
Воропаев В. А. (Москва), д.ф.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление
Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ

Статья рассматривает схожие сюжеты Гоголя и Гофмана с точки зрения гротеска. Гоголь воплотил архаическое и амбивалентное (гротескное) восприятие человеком олицетворенной матери-земли и ее позднефольклорных продолжений: подземной нечисти и женщины-ведьмы как агента земли и нечисти в мире людей.
Гофман представил волшебный мир чреватым как добром (то есть духовно и телесно питающим мир людей), так и злом. В природе («земле») функционально разведены архаический и культурный (человеческий) уровни. Раздвоена как женская натура вообще (на волшебную и земную), так и собственно волшебная — на добрую и злую. Человеческая наука соотнесена с природной магией (волшебством) и также может быть направлена как к добру, так и ко злу. Этим снимается гротескная слитность смеха и ужаса, испытываемых человеком по поводу родства с природой и влечения к ней.

«Сон Тараса» в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Кривонос В. Ш. (Самара), д.ф.н., профессор Самарского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются символические значения и сюжетные функции такого существенного для «Тараса Бульбы» структурного элемента, как сон Тараса. До настоящего времени он не привлекал к себе специального внимания исследователей. В результате анализа по-новому раскрываются и интерпретируются важные аспекты смыслового содержания повести Гоголя.

«Записки сумасшедшего» и «Записки из подполья»
Золотусский И. П. (Москва), член Союза Российских писателей

Связь между творчеством Гоголя и Достоевского, кажется, очевидна. Но наряду с этим тема «Гоголь и Достоевский» — только начинает осваиваться современным литературоведением.
Статья И. Золотусского — попытка конкретизировать эту связь на примере сопоставления двух повестей: «Записки сумасшедшего» и «Записки из подполья». Единственная в своем роде монологическая вещь в прозе Гоголя (где о себе говорит сам герой) находит продолжение и обогащение в исповедальном характере психологизма Достовевского.

Рыцари веры или филистерские мещане?(О полиэмоциональности образов старосветских помещиков)
Гетман Л. И. (Нежин, Украина), к.ф.н., доцент Нежинского государственного педагогического университета им. Н. В. Гоголя

Первый биограф Гоголя П. А. Кулиш
Виноградов И. А. (Москва), д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

Автор первой биографии Гоголя и издатель его сочинений украинский писатель и историк Пантелеймон Александрович Кулиш (1819 — 1897) оказал решающее влияние на последующих гоголевских биографов. Однако нельзя доверять тому облику Гоголя, который создал Кулиш в своих «Записках о жизни Н. В. Гоголя...» (СПб., 1856). Главной причиной неадекватного отражения Кулишом личности Гоголя — различие их религиозных и политических взглядов.

Контуры художественной философии Гоголя
Мильдон В. И. (Москва), д.ф.н., профессор ВГИК им. С. А. Герасимова

«Портрет». Художники-«назарейцы» и гоголевская концепция христианского искусства
Барабаш Ю. Я. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье рассматривается вопрос об отношении Гоголя к художникам, известным в истории европейского искусства под именем «назарейцев», в частности, к Францу Овербеку. Этот относительно локальный эпизод духовной и творческой биографии писателя дает, однако, возможность затронуть некоторые существенные аспекты гоголевской концепции христианского искусства, а также охарактеризовать различные трактовки этой концепции в гоголеведении.

Н. В. Гоголь и Н. М. Языков: природа диалога
Амехина Е. Е. (Саратов), сотрудник Саратовского государственного университета

К пушкинским аллюзиям в «Записках сумасшедшего»
Белоногова В. Ю., (Нижний Новгород), к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университета

Картина мира Гоголя
Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Рассматривается модель мира, которая лежит в основании «Сорочинской ярмарки». Купля и продажа товаров на ярмарке реализуются посредством обрядов, имеющих истоком архаичные отношения обмена, связанные с ритуалом жертвоприношения. «Красная свитка», которую приносит на ярмарку черт, является ресурсом, не вступающим в отношения купли и продажи. Симпатическая сила, которая тянет друг к другу парня и девушку, аналогична тем мистическим силам, которые заставляют воссоединиться разорванные куски красной свитки. Соединению любящих способствует «волшебный помощник» в лице цыгана, которому герой жертвует своих быков. Обращение к ритуалам «антиповедения» позволят по-новому взглянуть как на цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», так и на «Мертвые души» Гоголя.

Двуликий Сквозник-Дмухановский (К истории сценической интерпретации)
Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Гоголь и Белинский о воспитании женщины
Сашина Р. Б. (Москва), переводчик

Несмотря на полную противоположность взглядов — убежденный монархизм Гоголя и республиканизм Белинского, страстное стремление Гоголя веровать и полнейшее равнодушие к религии Белинского, конфликтную ситуацию, возникшую после написания знаменитого письма Белинского к Гоголю — несмотря на все это, есть вопрос, по которому их взгляды сходятся. Вопрос этот — положение женщины в обществе, ее воспитание, семья и брак.
Восхищение женщиной — дань романтизму — исходно характерны и для Гоголя, и для Белинского. В дальнейшем оба переходят от романтического восторга перед красотой к глубокому уважению к уму, силе чувства и высокой нравственности русской женщины.
Положение женщины в обществе, ее бесправие возмущают обоих. Гоголь в «Мертвых душах», Белинский в статье о «Евгении Онегине» Пушкина с негодованием и сарказмом описывают, как в их время воспитывают женщин.
Для обоих авторов характерно обращение к теме «женщина в семье» и, далее, к проблеме становления того типа культурной и нравственной семьи, которая вскоре будет названа интеллигентной. Белинский в своей критической мысли и в собственной жизни, Гоголь в творчестве и в эволюции своего художественного идеала оба знаменуют начало этого процесса.

Экспрессия страха в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Нещерет Е. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

Формы лиризма в творчестве А. Белого («Серебряный голубь») и Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Треногина Е. В. (Владимир), сотрдуник Владимирского государственного педагогического университета

В. Я. Брюсов. «Испепеленный. К характеристике Гоголя»: язык описания и рецепция описываемого
Калмыкова В. В. (Москва), сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Работа В. Я. Брюсова «Испепеленный. К характеристике Гоголя» (1909 г.) — серьезная веха развития науки о творчестве Н. В. Гоголя. Воспринятая частью критики сочувственно, она подверглась категорическому осуждению со стороны другой части критики. Брюсовская трактовка художественного метода Гоголя продолжала линию Ап. Григорьева — А. А. Потебни и во многом повлияла на изменение восприятия гоголевского творчества в читательской среде ХХ в.

Ритм и троичность в идиостиле Гоголя (на материале цикла «Миргород»)
Арват Н. Н. (Нежин, Украина), д.ф.н., профессор Нежинского государственного педагогического института

Московский Дом Гоголя: прошлое, настоящее и будущее
Викулова В. П. (Москва), кандидат педагогических наук, директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», Заслуженный работник культуры РФ

Два ботанических автографа Гоголя
Карташев В. С. (Москва), сотрудник Медицинской Академии им. И. Н. Сеченова

Н. В. Гоголь в течение всей своей жизни интересовался ботаникой. Увлечение ботаникой началось еще в гимназические годы, и этому в немалой степени способствовали такие педагоги как И. С. Орлай. О серьезной для того времени ботанической подготовке Гоголя свидетельствует малоизученный автограф — рисунки акварелью двух растений в его ученической тетради с подписями рода и вида растений, расположенных согласно принятой в то время классификации. Вторым малоизученным ботаническим автографом Гоголя, сохранившимся до нашего времени, является список названий растений на латинском языке, на листе, вложенном в записную тетрадь с заметками по этнографии и сельскому хозяйству 1849 — 1850 годов. Вероятно, этот список связан с дорожными впечатлениями Гоголя, с его поездками за границу, «по святым местам». Увлечение Н. В. Гоголя ботаникой нашло свое отражение в его произведениях, прежде всего в таких, как «Старосветские помещики» и «Мертвые души».

Иллюстрации художника В. Горяева к «Мертвым душам»
Куншенко А. И. (Москва), сотрдуник Музея-усадьба «Абрамцево»

Гоголь и Александр I (из комментариев к «Мертвым душам»)
Гуминский В. М. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье предпринимается очередная (см. работу «Гоголь и Наполеон» в «Первых гоголевских чтениях») попытка выявить слой исторических реалий александровской эпохи в «Мертвых душах». В полемике с Д. С. Лихачевым утверждается «типологическое сходство» между Маниловым и Александром I, рассказываются малоизвестные факты из истории строительства Храма Христа Спасителя в Москве по проекту архитектора А. Л. Витберга.

Психологическое восприятие образов произведений Н. В. Гоголя младшими школьниками
Муссалитина Е. В. (Москва), сотрудник Московского педагогического государственного университета

Автор статьи является профессиональным психологом и писателем. Им был проведен психологический эксперимент, в котором приняли участие дети в возрасте от 6 до 10 лет. В качестве вербального материала были выбраны три произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница» и «Вий». После их прочтения проводилась беседа с детьми. Затем дети выполняли рисунки к наиболее понравившемуся произведению. Автором статьи выявлены психологические особенности восприятия младшими школьниками произведений Н. В. Гоголя.

Синтаксическая адъективация предложно-падежных форм (на материале произведений Н. В. Гоголя)
Хоменюк В. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

Авантюрный герой в произведениях Гоголя и мировой культуре
Савельев О. А. (Москва)

Создание памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 г.
Клейменова Р. Н. (Москва), член Общества любителей российской словесности

Статья посвящена истории исследования творчества Н. В. Гоголя в ОЛРС и вкладу общества в создание памятника Н. В. Гоголю в 1909 г.

Мифологические номинации в творчестве Н. В. Гоголя
Василенко А. Н. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

К списку чтений

Кинолекторий «Без ума от музыки» (1938) 05 Июля в 15:00

5 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с музыкальной комедией Нормана Таурога 1938 года «Без ума от музыки», повествующей об очаровательной фантазерке Глории Харкинсон учащейся вдали от своей матери, знаменитой певицы Гвен Тэйлор, в хорошем швейцарском пансионе.