Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

Музей Н. В. Гоголя

Кабинет Н. В. Гоголя

Кабинет для Гоголя — это место уединения, где он работал, творил. Сюда приглашались только самые близкие люди. Здесь в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями, с которым Гоголь никогда не расставался, и даже во время поездок всегда держал при себе. В кабинете находилась библиотека, насчитывавшая 234 книги. В последние годы жизни в этом кабинете писатель работал над вторым томом поэмы «Мертвые души» и духовной прозой.

Гостиная Н. В. Гоголя

Гоголевская гостиная достаточно точно воссоздана по воспоминаниям современников писателя. Здесь представлена мебель красного дерева, обитая бежевой тканью с венками — модным в то время мотивом. Почти все предметы типологические, первой половины XIX века. Особый интерес представляет большой диван, который происходит из дома Погодина на Девичьем поле. Знакомство с Погодиным началось с 1832 года и вскоре переросло в дружбу. Н. В. Гоголь, бывая в Москве проездом, чаще всего останавливался у Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, издателя журнала «Москвитянин», где печатались произведения Николая Васильевича.

Прихожая

Квартира Николая Васильевича Гоголя находилась на первом этаже в правой половине дома и состояла из небольшой прихожей, гостиной и кабинета, который также служил спальней.

Зал «Ревизор»

Экспозиция зала «Ревизор» рассказывает о русском театре 30–40-х годов XIX столетия, о театре Гоголя, о постановке его пьес в Москве и Петербурге.

Комната памяти

Когда в конце января 1852 года Гоголь почувствовал себя больным, граф Толстой предложил ему перейти в гостевую комнату, которая была очень теплой. По преданию, хозяева дома готовили ее к приезду протоирея Матфея Константиновского — духовного отца Гоголя.

Зал «Воплощений»

Заключительный зал экспозиции первого этажа посвящен творчеству Николая Васильевича Гоголя. Он резко отличается от мемориального пространства жилых комнат.


Виртуальные выставки

Гоголь в филокартии. Из коллекции Дома Гоголя

Для современного человека почтовая открытка – это что-то из области самого простого и примитивного. Многие стали их уже забывать. Ещё 15 лет назад почтовые отделения были завалены этой продукцией накануне Нового года или 8 Марта. Теперь, с наличием мобильного телефона и компьютера, вся наша связь с любой точкой мира осуществляется через них, а старая добрая открытка надёжно обживается в музейных витринах. Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Попытка создания современной открытки была предпринята французским гравером Демезоном в 1770-е годы. Первая рождественская карточка была послана в Англии в 1794 году. Художник Добсон изобразил семейную сцену вокруг елки на фоне зимнего пейзажа и отправил другу в провинцию в качестве поздравления. В 1865 году в Германии, Генрих фон Стефан предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но именно в Австро-Венгрии в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». 1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 9х14 см. В 1925 году был введён новый стандарт – 10,5х14,8 см. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

С момента появления открытки она стала объектом коллекционирования. Филокартия – это коллекционирование, как правило, иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Виды открыток разнообразны: это и поздравительные, и видовые, и открытки-репродукции, и художественные, и фотооткрытки, историко-событийные, политические. Тематика открыток также очень обширна, не последнее место занимают карточки, посвященные художественной литературе.

В музейных фондах Дома Гоголя собирается коллекция открыток, посвященных жизни, творчеству Н.В. Гоголя и всему, что связанно с его именем. В ней насчитывается более пятисот предметов. На настоящей выставке можно увидеть как тематические комплекты открыток, так и отдельно изданные открытки с репродукциями портретов писателя; иллюстрациями различных художников к его произведениям; портретами артистов театра, воплотивших на сцене образы гоголевских персонажей; фотографиями мест, связанных с жизнью писателя. Время издания открыток охватывает период с конца XIX по начало XXI веков. Представлены карточки, выпущенные различными дореволюционными, советскими и современными издательствами. Особый интерес представляют открытки, изданные в 1909 году в Художественной фототипии К. Фишера. Это карточки входящие в серию из 84 открыток со сценами из спектакля МХТ «Ревизор» и портретами актеров в костюмах, занятых в спектакле, премьера которого состоялась в 1908 году.

Открытки с портретами Н.В. Гоголя

Открытка почтовая. "А.А. Ивановъ. Портрет Н.В. Гоголя. Румянцевскiй Музей". Художник: Иванов А.А., Фотограф: Фишер К.А.

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство Общины святой Евгении («Издательство Красного Креста»). 1892-1915 Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,6 см. 

ДГ КП-2610
Г-1798

В 1841 году Александр Иванов написал портрет Гоголя. Портрет известен в двух экземплярах. Тот из них, который ныне находится в Государственном Русском музее в Ленинграде и ранее принадлежал поэту В. А. Жуковскому, отличается, помимо незначительных деталей, большой выразительностью и свежестью письма. Сам Иванов, как это будет видно из дальнейшего, считал его основным, первым оригиналом. Другой портрет принадлежал М. П. Погодину, затем находился в собраниях Румянцовского музея, после ликвидации которого поступил в Третьяковскую галлерею. Этот второй портрет является авторской репликой, тогда же сделанной Ивановым.

Открытка с репродукцией этого портрета была отпечатана в фототипии К. Фишера. Карл Андреевич Фишер (1859 - после 1923) - известный фотограф, прусский подданный, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К.Фишер, бывшая Дьяговченко». Член Московского общества любителей художеств (с 1893), один из основателей и член Русского фотографического общества (с 1894), член Совета Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела (1905-1908). В 1910-х гг. Фишер имел филиал фотографии в Мариинском театре в Петербурге. Ателье Фишера занималось портретной, театральной, хроникальной и архитектурной съёмкой. Карлом Фишером и его работниками была создана портретная галерея многих деятелей русской культуры рубежа XIX-XX веков. Фишер сотрудничал с Третьяковской галереей. Фототипия Фишера выпускала каталоги периодических художественных выставок, музеев («Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», «Иллюстрированный каталог картинной галереи Московского публичного и Румянцевского музея».).

Открытка почтовая. "Н. Гоголь 1809.-1852 г." (С гравюры Ф.Иордана по портрету работы Ф.Моллера. 1841 г.)

Россия, г. Москва. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. 1894-1905 Бумага плотная, печать типографская, печать фототипная. 14х9 см. 

ДГ КП-2601
Г-1789

Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по просьбе писателя для матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. «Слышал я, - вспоминал Н.В.Берг, - что он заказан был Гоголем для отсылки в Малороссию, к матери, после убедительных просьб целого семейства. Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее: надел сюртук, в каком его никогда не видели, ни прежде, ни после; растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен».Писатель одет в сюртук, глухо застегнутый на все пуговицы, шелковый шейный платок, щегольски повязанный на шее, дорогая золотая цепочка - все эти приметы «официального» облика Гоголя, появлявшегося в свете. Ф.Иордан свидетельствовал, что и в римский период жизни Гоголь одет бывал безукоризненно: «Часто встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синяго бархата жилете. Моллер изобразил Гоголя в жилете любимого синего цвета на фоне неба. Парадный облик модели придает не только одежда, но и «искусственная» улыбка, «которая никогда не составляла главной принадлежности его лица» (П.В.Анненков). Популярности этого изображения Гоголя способствовал перевод живописного оригинала в гравюру. «Его портрет, написанный Моллером, - верх сходства. - Вспоминал Ф.Иордан. - Мне пришлось два раза гравировать с него». Действительно, в 1857 году для издания «Сочинений и писем Н.В.Гоголя» был исполнен оттиск портрета в технике пунктира. А в 1864 году - в несколько уменьшенном виде гравюра резцом на стали для нового собрания сочинений писателя. Высокая степень сходства моллеровского портрета с оригиналом, особенно авторитетно подтверждена гравером Ф.Иорданом, художником с точным глазом и человеком, близко знавшим Гоголя. Н.В.Гоголь в «Завещании» 1845 года писал, что «моллеровский портрет - единственно схожее изображение». Портрет Гоголя в жилете с золотой цепочкой находился в семье писателя до 1919 года, когда был передан в полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера. Портрет был приобретен Сергеем Михайловичем Третьяковым, московским городским головой, братом основателя галереи, в 1890 году. В архиве сохранилось его письмо, в котором С.М.Третьяков сообщал Павлу Михайловичу, что в редакции «Русской старины» продается «оригинальный портрет Н.В.Гоголя, писанный Моллером… за 600 рублей». При этом особо отмечалось, что этот экземпляр «очень хорош, в особенности по колориту».

Открытка почтовая. "Н.В. Гоголь. 1809 г.-1909 г. Чему смеетесь? Над собой смеетесь!... Эх, вы..." (С картины Ф.А. Моллера).

Россия. Типография "Реклама". 1909 Бумага плотная, печать типографская. 14,5х9,8 см. 

ДГ КП-1814
Г-1293

На открытке воспроизведена репродукция портрета Н.В. Гоголя работы Ф.А. Моллера и приведена цитата из комедии писателя "Ревизор", действие V, явление 8. Фёдор Антонович Моллер (1812-1874) - русский живописец, портретист, профессор исторической живописи, был учеником Карла Брюллова. Много лет прожил в Италии. Был дружен с Н.В. Гоголем, выполнил несколько живописных портретов писателя в разных вариантах. Гоголь считал портрет кисти Моллера своим единственным схожим изображением.

Открытка почтовая "Н.В. Гоголь в Яновщине" с ч/б репродукцией картины художника В.А. Волкова.

Россия, г. Москва. Начало XX века Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 8,7х13,8 см. 

ДГ КП-1616
Г-852

На открытке репродукция картины В.А. Волкова "Гоголь слушает лирника". По легенде, на террасе у стола художник изобразил сестру писателя Елизавету Васильевну; а Гоголя писал с его портрета, выделенного из снятой С.Л.Левицким на дагерротип в 1844 г. в Риме группы русских художников.

В.А. Волков (1840-1907) - художник-передвижник. Родился в Санкт-Петербурге, учился в Академии искусств (1858-1863). По окончании академии в 1868 г. переехал в Полтаву, где преподавал рисование в Петровском кадетском корпусе (1875-1907 гг.) и в Институте благородных девиц (с 1875 г.), имел собственную художественную студию. Работал в разных жанрах - портретном, бытовом, историческом. Также художник создал цикл картин о Гоголе - «Гоголь слушает лирника» (три варианта в 1882 г., в 1892 г., в 1902 г.), «Гоголь в Васильевке» (в 1902 г.). Картина 1882 г. хранится в Третьяковской галерее (известна под названием «Н. В. Гоголь слушает в Васильевке кобзаря»). Умер 22 апреля 1907 года в Полтаве, от сердечной астмы. Похоронен Василий Алексеевич на Монастырском кладбище Полтавского Кестовоздвиженского монастыря.

Открытка почтовая с фоторепродукцией портрета Н.В. Гоголя художника В.В. Матэ.

Россия, г. Москва. Начало XX века Бумага, фотопечать ч/б, печать типографская. 13,3х8,5 

ДГ КП-1612
Г-843

На открытке воспроизведен офорт работы В.В. Матэ 1902 г. Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - русский художник, рисовальщик, гравёр, действительный статский советник, преподавал в Петербурге. Был одним из основных граверов в России в конце XIX века, автор многочисленных офортов и ксилографий - портретов деятелей русской истории и культуры.Творческое наследие Матэ составляет огромное количество репродукционных листов, в технике офорта их выполнено 278.

Открытка почтовая. Портрет Н.В. Гоголя.

СССР, г. Москва. ИЗОГИЗ, Московская печатная фабрика Гознака. 1934 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,6х10,4 

ДГ КП-1453
Г-771

На лицевой стороне репродуцирован цветной портрет Н.В. Гоголя работы Ф.А. Моллера 1841 г. На обороте открытки указано место нахождения портрета: Государственная Третьяковская галерея. Колорит портрета на репродукции изменен - оригинал в коричневой гамме.

Открытка. Н. В. Гоголь. Акварель А. Иванова, 1841 г. Художник: Иванов А.А.

СССР, г. Москва. Государственный литературный музей. 1937 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,8х10,5 

ДГ КП-2607
Г-1795

На открытке, изданной в 1937 году, репродукция акварельного портрета Н.В. Гоголя. В Италии судьба свела Гоголя с художником А. Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Обоими владела идея духовного возрождения человечества, освобождения его от зла. Иванов писал о Гоголе: «Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт, он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства». В 1841 году Александр Иванов написал портрет Гоголя. Портрет известен в двух экземплярах. Кроме этих двух портретов, вернее сказать, одного в двух вариантах, исполненных масляными красками, имеется еще карандашный и акварельный портреты Гоголя, рисованные Ивановым, но их соотношение с масляными портретами не установлено.

Почтовая карточка. Н. Гоголь. Портрет работы художника Л. Столыгво. Художник: Столыгво Л.П.

СССР, г. Ленинград. Издательство "Искусство", 21-я типография им. Ивана Федорова Главполиграфиздата при Совете Министров СССР. 1950 Бумага плотная, печать типографская. 15х10,5 см. 

ДГ КП-2609
Г-1797

Данное изображение Н.В. Гоголя является репликой с портрета работы А.А. Иванова, 1841 г.Столыгво Лев Петрович (1889 - 1952), живописец, график. Жил и работал в Воронеже. Участвовал в городских, областных выставках Воронежского отделения Союза художников (1936-1937, 1944), республиканской выставке в Москве (1940). Работал в жанрах тематической картины на производственную и сельскохозяйственную тематику, а также портрета, пейзажа.

Открытое письмо с репродукцией портрета Н. В. Гоголя художника С. Бондара

СССР, г. Москва. ИЗОГИЗ, Типография "Красный пролетарий". 1955 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,6х10,5 

ДГ КП-2608
Г-1796

Изображение Н.В. Гоголя, помещенное на открытке - реплика с портрета писателя, выделенного из снятой на дагерротип в 1844 г. в Риме группы русских художников.

Сергей Михайлович Бондар (05.02.1912-28.10.1993) родился в с. Ольшана, Черниговской губернии. Учился в Киевском Художественном институте (1930) и в студии при Ассоциация художников Красной Украины у М.А. Рутченко (1930). Член Ассоциации художников Красной Украины. Член Ленинградского Союза художников. Писал портреты советских вождей, иллюстрировал книги. Его серия "Портреты русских писателей" была напечатана на почтовых открытках в 1953 г.

Открытка с репродукцией портрета Н.В. Гоголя художника Хорста Янссена. 1981 г.

Германия. 1985-1995 Бумага плотная, печать типографская цветная. 16х10,9.

ДГ КП-958
Г-400

Хорста Янссена (1929 - 1995) относят к лучшим графикам XX столетия, на родине же, в Германии, он признан классиком – в гамбургском Кунстхалле под его работы отведен отдельный зал, в Ольденбурге, где мастер, скончавшийся в 1995 году, провел детские годы, открыт его мемориальный музей. В 1946 году поступает в художественную школу в Гамбурге. В 1947 году газета «Die Zeit» впервые публикует его рисунки. С 1948 года он занимается иллюстрацией литературы, интересуется ксилографией. С самого начала самостоятельного творческого пути Хорст Янссен проявлял независимость от художественных направлений эпохи, полную свободу в выборе сюжетов, незаурядный талант рисовальщика и интерес к различным гравюрным техникам. Среди основных мотивов его творчества в разные годы были природа (пейзажи, цветы, деревья, животные), люди (многочисленные портреты современников и классиков искусства). В его работах четко прослеживается диалог с самим собой через сотни автопортретов, всегда точно отражавших его умонастроение. Творческое наследие Янссена очень велико, оно насчитывает более 10000 рисунков, произведений печатной графики и фотографии, которые еще ждут подробного исследования.

В 1980-х гг. Хорст Янссен создает серию "Тоска", посвященную России. В неё входят портреты отечественных писателей (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.), русские пейзажи, сцены русской жизни… На данной открытке, изданной в Германии, репродукция портрета Н.В. Гоголя из этой серии, внизу подписано: [Кажется весельчаком (смешной птицей) / Гоголь] (пер. с нем.)

Открытка. В. К. Горюнов. Портрет Н. В. Гоголя. 1835.

Россия, г. Санкт-Петербург. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. 2015 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5х10,5 

ДГ НВ-866

Оригинал портрета хранится в фондах Института Русской Литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге.

Памятники Н.В. Гоголю

Открытка почтовая. Памятник Н.В. Гоголю скульптора Н. Андреева. Архитектор Ф. Шехтель.

Россия, г. Москва. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1909-1910 Бумага плотная, печать типографская, печать фототипная. 14х8,8 см. 

ДГ КП-1183
Г-637

К 100-летнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя было решено увековечить его имя, создав библиотеку и поставив писателю памятник в Москве. По инициативе Общества любителей российской словесности была открыта подписка для сбора средств. К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю. Памятник предполагается из бронзы. Гоголь должен быть изображён в сидячем положении, в костюме своего времени. Пьедестал должен соответствовать обстановке того места (Арбатская площадь, в конце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара), где будет стоять памятник. На первом же заседании Комитета под председательством нового городского головы Н. И. Гучкова 13 февраля 1906 года, по предложению И. С. Остроухова, составление проекта было поручено скульптору Н. А. Андрееву. Работу Николая Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Его памятник Гоголю характеризуют как одну из вершин творчества, программное произведение скульптора, обладающее «огромной художественной и общественной значимостью». Закладка памятника состоялась 27 мая 1907 года. Торжественное открытие — 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. На своём первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. На открытке, выпущенной фирмой «Шерер, Набгольц и К», как раз и запечатлен памятник, стоящий на Пречистенском (Гоголевском) бульваре.

Открытка почтовая с фотографией "Москва. Памятник Н.В. Гоголю (Фотохроника ТАСС)".

СССР, г. Москва. "Госкиноиздат". 1952 Бумага плотная, фотопечать ч/б. 13,6х9 см 

ДГ КП-1635
Г-914

Тема Н.В. Гоголя была актуальна в советском искусстве конца 1940-х - начале 1950-х гг. ввиду масштабных официальных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти великого писателя. В художественных конкурсах нового памятника Гоголю участвовали самые талантливые и именитые скульпторы того времени: С.Д. Меркуров, М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов, Е.В. Вучетич и др.

Победителем стал Н.В. Томский - памятник в честь Н.В. Гоголя по его модели заменил в год столетия со дня смерти писателя на Гоголевском (Пречистенском) бульваре памятник Н.А. Андреева (1909), который был перемещён со временем во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.

Победа Томского в конкурсе была очевидной. В 1951 году он выполнил мраморный бюст Н.В. Гоголя (ГТГ), за который получил в 1952 г. свою пятую Сталинскую премию. Увеличенная копия этого бюста (также в мраморе) была установлена на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище, сейчас находится в экспозиции Дома Гоголя. Тот же бюст послужил основой для создания, победившего в конкурсе проектов памятника писателю в полный рост. Решение о замене монумента Н.А. Андреева в 1952 г. было вызвано вопиющим по тем временам несоответствием скорбно согбенной фигуры памятника Гоголю принципам искусства социалистического реализма и жизненному оптимизму строителей коммунизма в СССР. Новый памятник работы Н.В. Томского резко контрастировал с Гоголем Андреева: стоящий в полный рост мужчина атлетического телосложения счастливо улыбался, демонстрируя окружающим уверенность и жизнелюбие.

Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии С. Белозерова "Полтава. Пам`ятник. М.В. Гоголю" (Полтава. Памятник Н.В. Гоголю).

СССР, Украинская ССР. 1960-1975-е гг. Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5х14,8 

ДГ КП-1632
Г-910

В центре города Полтава стоит памятник Н. В. Гоголю, уроженцу Полтавщины. Фигура сидящего писателя, погруженного в раздумье, отлита из бронзы и установлена на 3,5-метровом железобетонном постаменте. Скульптура была изготовлена в 1913 году членом Петербургской академии искусств Леонидом Позеном за деньги, собранные прогрессивной общественностью Полтавы к 100-летию Гоголя. Однако события, вначале Первой мировой войны, затем революции, помешали установке памятника. Он появился на нынешнем месте только в 1934 году. За памятником начинается небольшой бульвар, по обе стороны которого установлены скульптуры героев из произведений Николая Васильевича.

Открытка. Москва. Памятник Н.В. Гоголю. Скульптор Н. Андреев. Архитектор Ф. Шехтель. Фотограф: Смирнов Д.

СССР, г. Москва. Издательство "Планета", Фабрика фотопечати. 1976 Бумага плотная, печать типографская. 14,4х9,4 см 

ДГ КП-1080
Г-521

На открытке вид на памятник, стоящий в сквере дома на Суворовском (Никитском) бульваре, где ныне размещается «Дом Гоголя» - мемориальный музей писателя и научная библиотека.

Памятник Н.В. Гоголю создан к столетию со дня рождения писателя в 1909 году скульптором Н.А. Андреевым. Был установлен в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара. В 1951 г. перевезен в Донской монастырь, а в 1959 г. установлен во дворе дома № 7 по Суворовскому (Никитскому) бульвару, где находится и поныне.

Открытка художественная с репродукцией работы художника Л. Корсакова "Суворовский бульвар. Памятник Н.В. Гоголю во дворе дома № 7" из набора "Бульварное кольцо Москвы".

СССР, г. Москва. Издательство "Изобразительное искусство". 1979 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5х14,8 

ДГ КП-1637
Г-916

В набор из 32 открыток "Бульварное кольцо Москвы» с репродукциями работ Л. Корсакова 1970-х гг. входит и рисунок с видом на памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева, стоящий в сквере дома № 7 на Суворовском (ныне Никитском) бульваре. На обороте открытки помещен пояснительный текст.

Леонид Михайлович Корсаков (1934–1994) - график, Член Союза художников СССР. Окончил Московское областное художественное педагогическое училище памяти 1905 года (1961). Основные жанры творчества - станковая и книжная графика; автор ряда рекламных плакатов. Среди наиболее известных произведений Л.М. Корсакова необходимо отметить листы из серии «Бульварное кольцо Москвы», «Дом Поленова» и «Михайловское». Работы исполнены в редкой технике - энкаустике, при которой связующим элементом красок является воск, а нанесение изображения на поверхность происходит красками в разогретом, расплавленном состоянии.

Открытка "Пам'ятник-бюст М.В. Гоголя" = "Памятник-бюст Н.В. Гоголю".

Украина, г. Полтава. ВАТ "Видавництво "Полтава". 2005 Бумага плотная, печать типографская цветная. 7х10 см 

ДГ КП-1641/13
Г-943

На открытке фотография памятника Н.В. Гоголю, который находится на территории Национального музея-заповедника Н. В. Гоголя в селе Гоголево (ранее Яновщина). Это родовое имение Гоголей, где писатель провёл свои детские и юношеские годы. Открыт в 1984 году к 175-летию писателя. Усадьба воспроизведена по фотографиям, рисункам, планам, письмам и воспоминаниям современников. Восстановлен родительский дом и флигель с рабочим кабинетом Гоголя, сохранились пруды, грот, сад, могила родителей.

Во время открытия музея был установлен памятник писателю. Скульптор А. Ковалёв, архитектор В. Шевченко. Материал - бронза, гранит.

Открытки с фотографиями гоголевских мест

Открытка почтовая с фототипией "Полтава. № 65. Улица в с. Диканьке". Фотограф Хмелевский И.Ц.

Россия, Полтавская губ., с. Диканька. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1910-1916 Бумага фототипная, печать фототипная. 8,7х14 см. 

ДГ КП-2066
Г-1325

На открытке воспроизведена фотография И.Ц. Хмелевского с видом на улицу в селе Диканька. Диканька находится в 27км от г. Полтава. Известность ей принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя.

Йозеф (Иосиф) Целестинович Хмелевский (1849-1924) - знаменитый украинский фотограф и фоторепортер, один из самых известных фотомастеров России 2 пол. XIX - нач. XX вв. Жил в Полтаве с 1875 г., держал фотоателье. По его фотографиям изданы в 1902-1916 гг. серии почтовых открыток "Виды Малороссии" и "Типы Малороссии". Знал химию в фотографии, ввел новые технологии, собственноручно изготавливал фотопластинки. Печатал статьи в журналах. Получил несколько золотых медалей на выставках, орден Академических пальм Франции.

Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта "Село Большие Сорочинцы (Полтавская область). Литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя. Построен в 1951 г. на месте дома, в котором родился Н.В. Гоголь".

СССР, г. Москва. Издательство "Искусство". 1951 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5х14,7 

ДГ КП-1626/9
Г-872

На открытке воспроизведена репродукция фотографии М.В. Альперта - село Большие Сорочинцы. В 1929 г. в Великих Сорочинцах в домике доктора М. Трохимовского, где родился писатель, основали музей. Инициатором создания музея выступил артист А. Бучма, который в 1929 г. участвовал здесь в съемках фильма "Сорочинская ярмарка". Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен. На его месте в 1951 г. выстроили новое здание литературно-мемориального музея Н. В. Гоголя без сохранения планировки. На фотографии можно увидеть Спасо-Преображенскую церковь, которая возводилась в 1728–1734 годах гетманом Даниилом Апостолом (1727–1732). 20 марта 1809 года в этом храме крестили Николая Гоголя.

М.В. Альперт (1899-1980) - известный советский фотограф и фоторепортер, работал в газете "Правда", ведущий фотокорреспондент агенства печати "Новости".

Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта "Ленинград. Улица Гоголя (бывшая Малая Морская). Дом, в котором жил Н.В. Гоголь с 1833 по 1836 г."

СССР, г. Москва. Издательство "Искусство". 1951 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,6х14,9 

ДГ КП-1626/15
Г-878

На открытке воспроизведена репродукция фотографии М.В. Альперта - дом в Санкт-Петербурге, в котором жил Н.В. Гоголь (во дворовом флигеле дома Лепена (№ 17) с лета 1833 по лето 1836 года). Дом был построен в начале ХIХ в. Малая Морская улица 10 июля 1902 года была переименована в улицу Гоголя в связи с 50-летием его смерти. Историческое название Малая Морская улица возвращено 7 июля 1993 года.

М.В. Альперт (1899-1980) - известный советский фотограф и фоторепортер, работал в газете "Правда", ведущий фотокорреспондент агенства печати "Новости".

Открытка. Рим. Панорама с холма Пинчио.

Италия, г. Рим. Начало XX века Бумага плотная, печать типографская. 8,7х13,7 см. 

ДГ НВ-503

На открытке вид на Холм Пинчио в Риме. Он не относится к 7 холмам Рима, хотя и охвачен стеной Аврелия, так как он лежал вне античного города до времен Империи, там возводили виллы, сады, во времена Империи вошел в черту города и начал застраиваться. В IV в. там находились сады семьи Пинчио. Там же виллы Медичи, Боргезе. В 1502-1587 гг. на вершине холма построена церковь Санта Тринита деи Монти с монастырскими садами. В 1811-22 гг. архитектор Д. Валадье создал Парк Пинчио с фонтанами, скульптурами, обелисками, множеством видов цветов и зеленых насаждений, среди которых знаменита роща пиний - зонтичных сосен. Часть парка Пинчио находится перед площадью Пополо. Рядом располагались виллы многих знатных римлян (Боргезе, Медичи и др.). Рядом на Пьяцце де Сиена установлены памятники Гоголю и Пушкину. Гоголь подолгу жил в Риме между 1837 и 1846 годами. Именно здесь он пишет значительную часть текста «Мертвых душ». В Риме Гоголь завершает написание «Шинели». Из письма Н.В. Гоголя А.С. Данилевскому 1837 года: "Когда въехал в Рим,... он показался маленьким. Но чем далее, он мне кажется большим и большим, строения огромнее, виды красивее, небо лучше, а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу - и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить".

Открытка почтовая. Москва. Никитский бульвар.

Россия, г. Москва. Издательство М. Кампель. Начало XX века Бумага плотная, чернила, печать типографская, рукопись. 8,8х13,7 см. 

ДГ КП-204
Г-147

На открытке запечатлен вид на Никитский бульвар в начале ХХ века. Хорошо видны фрагменты дома № 7 Шереметевых-Катковых (в 1909 г. от Шереметевой был продан Катковой) и доходного дома № 9 построенного в 1901 г. В 1816 году хозяином усадьбы на Никитском бульваре стал генерал-майор Измайловского полка Александр Иванович Талызин - участник Бородинского сражения. После смерти А. И. Талызина в августе 1847 года дом достался его родственнице - титулярной советнице Талызиной. В тот же год здесь поселился вернувшийся из Европы граф Александр Петрович Толстой. Он снял весь верхний этаж главного корпуса усадьбы (дом № 7). По всей вероятности, жена графа Анна Георгиевна купила усадьбу уже в конце 1847 - начале 1848 года. А в декабре 1848 к ним переехал Н. В. Гоголь, который прожил здесь последние годы жизни. В этом доме был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь он умер 21 февраля 1852 года.

Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя

Карточка почтовая. Николай Васильевич Гоголь 1809-1852. Художник: Коновалов В.

СССР. Издание Т-ва Мособлхудожник. 1947 Бумага плотная, печать типографская цветная. 15,2х10,5 

ДГ КП-1079
Г-520

На почтовой карточке репродукция плаката работы В. Коновалова с портретом Н.В. Гоголя и иллюстрациями к его самым известным произведениям. Виктор Яковлевич Коновалов (1909-1995) - заслуженный художник РСФСР, художник-график, иллюстратор детских книг. Сотрудничал в Гослитиздате, издательствах «Детская литература», «Советский писатель» и других. Во время Великой Отечественной войны рисовал и печатал боевые листки, в 1943 года готовил плакатные спецвыпуски «Комсомолки». Известен как иллюстратор, плакатист, карикатурист, долгие годы был главным художником журнала «Крокодил».

Комплект почтовых карточек "Иллюстрации советских художников к произведениям Н.В. Гоголя"

СССР, г. Москва. Издательство Академии Художеств СССР. 1952 Бумага плотная глянцевая, печать типографская. 15,1х10,6. Разв.: 15,1х27,2 см. 

ДГ КП-1815/11
Г-1304

К 100-летнему юбилею со дня смерти Николая Васильевича Гоголя издательство АХ СССР выпустило комплект из 10 открыток с репродукциями рисунков советских художников к следующим произведениям писателя: «Ночь перед Рождеством»; «Страшная месть»; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; «Тарас Бульба»; «Ревизор»; «Мертвые души». В него вошли иллюстрации, выполненные А.П. Бубновым, А.И. Константиновским, Кукрыниксами, Ю.Д. Коровиным, А.М. Герасимовым, Д.Н. Кардовским.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Открытка. Литография "Тут остановился конь и всадник" по рис. И.М. Прянишникова.

Из серии открыток с литографиями В.Е. Маковского к книге "Вечера на хуторе близ Диканьки" (Издание А.Н. Голяшкина 1874-1876) СССР, г. Москва. Издательство ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1947 Бумага, печать типографская цветная. 15,1х10,2 см. 

ДГ КП-1733/4
Г-1086

На открытке репродуцирована иллюстрация к фрагменту повести "Страшная месть" Н.В. Гоголя: "Блещут чеканенные латы; на плече пика; гремит при седле сабля; шелом надвинут; усы чернеют; очи закрыты; ресницы опущены - он спит. И, сонный, держит повода; и за ним сидит на том же коне младенец-паж и также спит и, сонный, держится за богатыря. Кто он, куда, зачем едет? - кто его знает. Не день, не два уже он переезжает горы... Уже проехал много он гор и взъехал на Криван. Горы этой нет выше между Карпатом; как царь подымается она над другими. Тут остановился конь и всадник, и еще глубже погрузился в сон, и тучи, спустясь, закрыли его...". Рисунок входил в изданный в 1874-1876 годах по инициативе художника В. Е. Маковского Альбом тоновых литографий к повестям из цикла Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" по оригинальным рисункам разных художников. Автор данной иллюстрации И.М. Прянишников. Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893), один из основателей товарищества передвижников. В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре».

Открытка. И.А. Фомичёв. "Майская ночь или утопленница" Н.В. Гоголя (Мстёрская миниатюра на папье-маше).

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1959 Бумага плотная глянцевая, печать типографская цветная. 14,7х10,4 см. 

ДГ КП-2278
Г-1556

На открытке репродукция мстёрской росписи на папье-маше на тему повести Н.В. Гоголя «Майская ночь». Фомичёв Иван Александрович (1890-1972) - иконописец, художник-миниатюрист, педагог. Родился в Мстере в семье потомственных иконописцев. Окончил Мстерскую иконописную школу (1902-1907). Работал в иконописных мастерских Мстеры и Москвы. Расписывал старообрядческие молельни в Харькове и Нижнем Новгороде. Член артели "Пролетарское искусство" с 1937 г. Участник художественных выставок с 1938 г. Член Союза художников СССР с 1940 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949), народный художник РСФСР (1965). Преподавал миниатюрную живопись в Мстерской художественной профтехшколе с 1943 г.

Открытка почтовая с репродукцией работы "На ярмарку" художника А.М. Каневского к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка".

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1952 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,9х9,9 

ДГ КП-1644
Г-950

На открытке репродукция рисунка к фрагменту I главы повести «Сорочинская ярмарка»: «Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин».

Аминадав Моисеевич Каневский (1898–1976) – художник-график, книжный иллюстратор, автор сатирических плакатов. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Родился в украинском городе Елисаветграде (Кировограде). Участвовал в Первой мировой войне, служил в Красной армии. Учился во ВХУТЕМАСе. С 1920-х годов публиковался в журналах «Пионер», «Даёшь», в газете «Комсомольская правда»; в 30-х годах – в сатирическом журнале «Крокодил». Классическими стали придуманные Каневским образы Буратино, Мойдодыра, Вити Малеева, иллюстрации к книгам «Кошкин дом» и «Вот такой рассеянный» С. Я. Маршака. В 1937 году создал образ Мурзилки. Также является автором иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя («Миргород»), М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковского. Увлекался акварельной станковой живописью.

Открытка почтовая с репродукцией эскиза "В царском дворце" художника А.Г. Петрицкого к мультфильму "Ночь перед Рождеством" 1951 г.

СССР, Украинская ССР, г. Киев. Издательство "Мистецтво". 1970 Бумага плотная, печать типографская цветная. 9,9х15,9 

ДГ КП-1648
Г-954

На открытке воспроизведена работа художника Анатолия Галактионовича Петрицкого (1895-1964). Живописец, график, сценограф и теоретик искусства Петрицкий по праву считается одним из ведущих представителей украинского авангарда 1920-х. С начала 30-х годов приоритетом в творчестве Петрицкого становится театр, который он знал, любил и где работал ещё до революции. Как художник театра А. Г. Петрицкий работал в лучших театрах СССР в Москве, Киеве, Харькове. В том числе был автором костюмов и декораций к спектаклям по произведениям Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (1925, Украинская столичная опера, Харьков); «Черевички» П.И. Чайковского (ГАБТ); спектакль «Вий» (Драматический театр им. И.Я.Франко, Харьков). Его заслуги перед театром отмечены высшими государственными наградами.

Комплект открыток "Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя". Художник А.М. Куркина.

СССР, г. Москва. Издательство "Изобразительное искусство". 1976 Бумага плотная, печать типографская цветная. 13,9х9,5. 

ДГ КП-1652/17
Г-974.

Автор иллюстраций воспроизведенных в данном комплекте открыток - Александр Михайлович Куркин (1916-2004) - художник, миниатюрист. После Палехского художественного училища в 1940 году начал работать в Палехских художественных мастерских. Также иллюстрировал книги, рисовал декорации для нескольких спектаклей в Москве и Саратове; работал в области монументальной живописи. Произведения находятся в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в музее А.С. Пушкина в Москве, в художественных музеях Костромы, Ярославля, Иванова, Оренбурга, Ростова-на -Дону, Палеха. На открытках репродукции рисунков, выполненных в стиле палехской росписи, они иллюстрируют цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Миргород

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Афанасiй Ивановичъ Товстогубъ" с текстом

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см. 

ДГ КП-346
Г-186

Петр Михайлович Боклевский (1816-1897) - один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Работал и над графическим воплощением персонажей из произведениий Н.В. Гоголя, среди них - «Альбом гоголевских типов». В 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский», в нее включили еще по два портрета персонажей из повестей «Старосветские помещики» и «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Каждый портрет сопровождался фрагментом из произведения, относящегося к описанию изображенного персонажа. Серия переиздана в 1909. На открытке размещен портрет героя повести «Старосветские помещики» - Афанасия Ивановича.

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Пульхерiя Ивановна Товстогубиха" с текстом

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,6х8,7 см. 

ДГ КП-347
Г-187

На данной открытке портрет героини повести «Старосветские помещики» - Пульхерии Ивановны.

Почтовая карточка. Грибков. Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Художник: Грибков С.И.

СССР, г. Москва. Московская печатная фабрика Гознака, Государственный Русский музей. 1929 Бумага, печать типографская. 14х9,2 см. 

ДГ КП-2747
Г-1982

На открытке, выпущенной Гознаком в 1929 году, воспроизведена черно-белая репродукция фрагмента картины (композиционный центр) С.И. Грибкова. Сергей Иванович Грибков (1822-1893) - русский живописец исторического и бытового жанра, художник-портретист, иконописец. В 1864 году за картину «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (находится в ГРМ) по повести Николая Васильевича Гоголя Грибкову было присуждено первое место на конкурсе Московского общества любителей художеств. На картине изображена кульминация ссоры двух приятелей. «Вся группа представляла сильную картину: Иван Никифорович, стоявший посреди комнаты в полной красоте своей без всякого украшения! Баба, разинувшая рот и выразившая на лице самую бессмысленную, исполненную страха мину! Иван Иванович с поднятою вверх рукою, как изображались римские трибуны! Это была необыкновенная минута! спектакль великолепный! И между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил пальцем свой нос.» (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, гл. II)

Открытка почтовая с репродукцией эскиза декорации "Запорожская Сечь" художника А.Г. Петрицкого 1936 г. к опере Н. Лысенко "Тарас Бульба".

СССР, Украинская ССР, г. Киев. Издательство "Мистецтво". 1970 Бумага плотная, печать типографская цветная. 9,9х15,8 

ДГ КП-1650
Г-956

На открытке воспроизведен эскиз художника А.Г. Петрицкого к спектаклю «Тарас Бульба». «Тарас Бульба» - опера украинского композитора Николая Лысенко по сюжету одноимённой повести Н.В. Гоголя (годы создания 1880-1890). Для 1-й «Декады украинского искусства» в Москве в 1937 г. поэту М. Рыльскому, а также композиторам Л. Ревуцкому (музыкальная редакция) и Б. Лятошинскому (оркестровка) был сделан заказ на новую редакцию оперы. Премьера «Тараса Бульбы» в новой редакции состоялась в том же году в Киевском театре оперы и балета и прошла с большим успехом. Художником спектакля был А.Г. Петрицкий.

Открытка почтовая с репродукцией эскиза костюма Сотника к спектаклю "Вий" художника А.Г. Петрицкого 1924 г.

СССР, Украинская ССР, г. Киев. Издательство "Мистецтво". 1970 Бумага плотная, печать типографская цветная. 15,8х10 

ДГ КП-1649
Г-955

На открытке воспроизведена работа художника А.Г. Петрицкого. В 1910-1918 гг. учился в Киевском художественном училище. В 1922 г. решил продолжить художественное образование и поступил на факультете живописи ВХУТЕМАСа в Москве. Вернувшись в Киев, продолжил сотрудничество с ведущими украинскими театрами. В 1925 г. в Драматическом театре имени И.Я.Франко (Харьков) создал неожиданное и своеобразное оформление спектакля «Вий» по Н.В.Гоголю в постановке О.Вишни, разрушив традиции этнографического театра и превратив постановку в яркое современное зрелище.

Ревизор

Серия почтовых открыток «Типы комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя" с иллюстрациями художника Д.Н. Кардовского».

СССР, г. Москва. 1-я Образцовая типография Гиза. 1929 Бумага плотная, коленкор, бумага папиросная, печать типографская. 

ДГ КП-934/26
Г-383

В набор открыток с репродукциями рисунков Д.Н. Кардовского к «Ревизору» входят 25 карточек с изображениями героев и персонажей комедии Н.В. Гоголя и брошюра И.М. Машбиц-Верова «О типах "Ревизора"».

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - русский и советский художник и педагог, действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). Один из лучших иллюстраторов и книжных графиков, иллюстрировал произведения русских классиков, в том числе Н.В. Гоголя («Невский проспект», «Ревизор», «Мертвые души»). С начала 1921 года Кардовский посвящает себя новому роду деятельности, близкому, однако, к прежним его работам в области иллюстрирования комедий Грибоедова и Гоголя. Любовь к изображению внешнего быта героев этих комедий оказалась не случайной. В течение следующих лет он отдался постановке ряда комедий на сцене московских театров, для которых он изготовил зарисовки костюмов и обстановки. Начиная с 1921 года, Кардовский ежегодно участвовал в постановке какой-либо театральной пьесы, а в 1924 году - даже в трёх. Наиболее интересной из них была постановка в 1922 году «Ревизора» в Малом театре, в результате которой мы получили рисунки, вполне могущие заменить иллюстрации к бессмертной комедии Гоголя.

Представлены обложка комплекта и открытка № 11 «Хлестаков».

Открытое письмо. Иллюстрация 3 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Городничий: Осмелюсь представить семейство мое: жена и дочь. (Действ. 3 , явл. VI).. Художник К. Рудаков.

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5х9,5 

ДГ КП-2712
Г-1908

В 1946 году была выпущена серия цветных автолитографий для открытых писем с иллюстрациями К.И. Рудакова к пьесе "Ревизор. Константин Иванович Рудаков (1891-1949) - русский советский художник-график и педагог. С 1918 участвовал в выставках, был членом «Мира искусства», «Общины художников», АХРР. С 1932 член Ленинградского Союза художников. В 1920-е много работал в области сатирической графики, позднее занимался станковой графикой, много преподавал, создавал эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам. Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики.

Открытка почтовая с цветной репродукцией иллюстрации "Хлестаков у городничего" к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" художника Ю.Д. Коровина.

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1952 Бумага плотная, печать типографская цветная, чернила. 14,8х9,6 

ДГ КП-920
Г-349

Автор иллюстрации воспроизведенной на открытке - советский художник Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914-1991). Заслуженный художник РСФСР. Был председателем бюро графической секции Московского союза художников. Работал в различных техниках: станковой живописи, эстампа, рисунка, литографии. Книжный иллюстратор русской классики (в том числе «Ревизор» Н.В. Гоголя) и детской литературы. Для его работ характерно использование акварели. Работы находятся в ГТГ, и региональных музеях.

Мертвые души

Открытка почтовая. Обложка второго издания поэмы "Мертвые души". 1846 г. Рисунок Н.В. Гоголя.

СССР, г. Ленинград. ИЗОГИЗ, Типография № 3 им. Ивана Федорова. 1961 Бумага плотная, печать типографская. 14,9х10,6 см. 

ДГ КП-2604
Г-1792

Комплект из 16 открыток "Рисунки русских писателей» выпущен в 1961 году ИЗОГИЗом. В комплекте собраны открытки с репродукциями рисунков русских писателей XIX века, в том числе Н. В. Гоголя (А. С. Пушкин. 1830-е гг.; Обложка второго издания поэмы «Мёртвые души». 1846 г.)

Н.В. Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги перед первым её изданием в 1842 году. Слово «поэма» выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, имевший своей целью помочь читателю правильно понять истинный смысл произведения. Весь рисунок знаменитой обложки - бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки с зловещими черепами, - весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано белым по черному. Обложка хорошо иллюстрировала основную мысль Гоголя. Черной силе «мертвых душ » противостояло светлое, жизнеутверждающее начало - мечта о счастливой России и свободном русском человеке. Необычное сочетание черепов и арабесок, а также симметричные позы полулежащих скелетов на обложке поэмы напрямую отсылают к Крипте капуцинов: в одном из ее помещений можно увидеть два симметрично расположенных скелета в точно такой же позе, как на рисунке Гоголя, на фоне стены, украшенной черепами и арабесками из костей.

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Губернскiй Олимпъ" с текстом

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см. 

ДГ КП-350
Г-190

Петр Михайлович Боклевский (1816-1897) - один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Работал и над графическим воплощением персонажей из произведениий Н.В. Гоголя, среди них - «Альбом гоголевских типов». В 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский». Каждый портрет сопровождался фрагментом из произведения, относящегося к описанию изображенного персонажа. Серия переиздана в 1909.

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Чичиковъ" с текстом

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см. 

ДГ КП-353
Г-193

Открытка из серии «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский».

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Фетинья, горничная Коробочки"

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см. 

ДГ КП-360
Г-200

Открытка из серии «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский».

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Капитанъ Копейкинъ" с текстом

Россия. Начало XX века Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см. 

ДГ КП-369
Г-209

Открытка из серии «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский».

Комплект открыток "А.М. Лаптев. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души".

СССР, г. Москва. Издательство "Изобразительное искусство". 1978 Бумага плотная, печать типографская. 14,8х10,5 

ДГ КП-1425/1-17
Г-762

Обширный цикл (около двухсот иллюстраций) к «Мёртвым душам», с особой выразительностью раскрывающий содержание поэмы, создал А. М. Лаптев. А.М. Лаптев (1905-1965) – художник, график, иллюстратор, скульптор. После издания в 1953 году книги Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с иллюстрациями А. М. Лаптева, он был избран членом-корреспондентом академии художеств. Ему удалось воссоздать в новом и убедительном облике основные персонажи «Мёртвых душ» и, вместе с тем, широко показать тот социальный фон, на котором разворачивается действие поэмы. В 1978 в издательстве «Изобразительное искусство» вышел комплект из 16 открыток с иллюстрациями А. М. Лаптева к поэме Н.В. Гоголя: Въезд Чичикова в город NN; Чичиков собирается на вечер к губернатору; Манилов; Коробочка; Ноздрев; Собакевич; Плюшкин. Приезд Чичикова к Плюшкину; Степан Пробка; Гулянье бурлаков; Взятка; Улица в городе NN; Ноздрев на балу у губернатора; Разгоров двух дам; Капитан Копейкин в ожидании приема у вельможи; Чичиков; Русь.

Представлены обложка комплекта и открытка «Взятка».

Открытка почтовая с репродукцией набросков голов персонажей поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" художника П.П. Соколова.

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1966 Бумага плотная, печать типографская. 10,5х14,8 см. 

ДГ КП-1646
Г-952

Пётр Петрович Соколов (1821-1899) - русский живописец и график, акварелист. Специальность его составляли изображения простонародного и солдатского быта, а также охотничьих сцен, иногда он писал портреты. Был одним из самых одаренных иллюстраторов, славу принесли работы к произведениям русских писателей, в том числе Н.В. Гоголя (“Мертвые души”). К иллюстрированию «Мертвых душ» Петр Петрович Соколов обращался дважды. В восьмидесятых годах (а быть может и несколько ранее) Петр Соколов исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к первым главам «Мертвых душ», серию цветных акварелей, тронутых гуашью, которые в настоящее время находятся в Государственном Русском музее. В 1890 г. Соколов начинает работать уже над новым циклом, в иной технике, черной акварелью. Через иллюстрации Петр Соколов создает великолепную галерею образов русских помещиков, тончайшие картины быта и природы провинции. Его запоминающиеся герои полны сатиры и одновременно многогранны в соответствии с развитием фабулы литературного произведения.

Открытка. Иллюстрация "В ворота гостиницы губернского города NN..." (Том I, гл. I.) Художник: Соколов П.П.

Из серии почтовых открыток с иллюстрациями Соколова П.П. к поэме "Мёртвые души" Н.В. Гоголя. Россия, г. Санкт-Петербург. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1909 Бумага плотная, печать типографская цветная. 9х14 см. 

ДГ КП-1742/1
Г-1096

На лицевой стороне открытки размещены: иллюстрация (репродукция акварели П.П. Соколова к 1-й главе «Мертвых душ»); фрагмент текста произведения; указано местонахождение оригинала. Репродукции с акварелей Петра Петровича Соколова изданы в пользу общины Св. Евгении. Оригиналы находятся в Русском музее Санкт-Петербурга (бывший "Музей Имп. Александра III" - как указано на открытках). В своих иллюстрациях П.П. Соколов много внимания уделяет конкретизации места действия: тщательно выводит облик усадеб и интерьеров, окружающих персонажей.

Община Св. Евгении (или "Издательство Красного Креста") была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Было под августейшим покровительством принцессы Евгении Олденбургской. Непосредственной работой занимались председатель Е.Ф. Джунковская и секретарь И.М. Степанов (1857-1941). Полиграфическое исполнение осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. Всего выпущено 6410 номеров открыток общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. (из них 3000 видовых, 200 географических).

Гоголь и театр

Открытое письмо. № 38. Ревизоръ Н. В. Гоголя. въ исполненiи Моск. Худож. театра. Нѣмая сцена.

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917 Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 8,9х14 см. 

ДГ КП-2703
Г-1902

С 1909 года Художественная фототипия К. Фишера стала выпускать серию из 84 открыток со сценами из спектакля МХТ «Ревизор» и портретами актеров в костюмах, занятых в спектакле. К.А. Фишер (1859-после 1924) - известный профессиональный фотограф, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве; арендовал с 1906 по 1915 годы фирму "Фотография Императорских театров", ему предоставлялось исключительное право на съемку артистов всех Императорских московских театров в костюмах и декорациях.

Впервые пьеса Н.В. Гоголя "Ревизор" была поставлена в 1836 году. 18 декабря 1908 года состоялась премьера спектакля «Ревизор» в постановке режиссера И.М. Москвина в Московском Художественном театре (МХТ), при участии К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Художник спектакля - В.А. Симов. Среди исполнителей ролей - А.Ф. Горев (Хлестаков), И.М. Уралов (Городничий), О.Л. Книппер-Чехова (Анна Андреевна), И.М. Москвин (Бобчинский).

Открытое письмо. № 40. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Держиморда - А. П. Бондыревъ

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909 Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см. 

ДГ КП-2751
Г-1986

На открытке актер Алексей Павлович Бондырев (1884-1939) в роли второстепенного персонажа - полицейского Держиморды. С 1908 по 1924 служил во МХАТе, во время гастролей МХТ в США. в 1923 году решил порвать все связи с Советской Россией и попросил право на эмиграцию в Америку. После эмиграции жил в Париже, играл в театре Михаила Чехова и во французском кино.

Открытое письмо. № 42. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Городничiй - И. М. Ураловъ.

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909 Бумага, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см. 

ДГ КП-2753
Г-1988

На открытке актер Уралов (Коньков) Илья Матвеевич (1872-1920) в роли Городничего. В 1907-1911 гг. работал в МХТ. На премьере “Ревизора” (1908) - городничий (в расчете на постановку Гоголя Уралов и был приглашен в МХТ). Станиславский подсказывал Уралову, что в роли городничего ее ведущий мотив - страх - должен быть выражен через максимальную сосредоточенность: “Когда он настраивает себя на это - не только первый акт, но и весь вечер - вся роль проходит прекрасно и смешно по выражению страха”. То, что с 1911 г. этот органичный, сочный артист-“бытовик” перешел в Александринский театр, Станиславский считал упущением МХТ.

Открытое письмо. № 48. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Анна Андреевна и Марья Антоновна - О.Л. Книпперъ и Л.М. Коренева.

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917 Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см. 

ДГ КП-2704
Г-1903

На открытке актрисы О.Л. Книпперъ и Л.М. Коренева.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959) в роли Анны Андреевны. Окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1898, класс Вл.И. Немировича-Данченко), училась вместе с В.Э. Мейерхольдом. Одна из основателей и первых актрис МХАТа (в театре с 1898 г., первая исполнительница ролей в пьесах Чехова), в котором она играла до 1958 года.Народная артистка СССР (1937).

Лидия Михайловна Коренева (1885-1982) в роли Марьи Антоновны. В 1907 году окончила школу МХТ. С 1907 по 1958 гг. - актриса МХТ. Одна из любимых учениц Станиславского. Изысканная красавица (её рисовали Добужинский и Сомов), одна из самых известных театральных актрис своего времени.

Фотооткрытка. Сцена из спектакля "Ревизор". В.М. Петипа, А.А. Баров.

УССР, г. Харьков (?) г. Харьков. 1919? Бумага плотная, фотопечать ч/б, печать типографская. 13,8х8,8 см. 

ДГ КП-2754
Ф-286

На открытке напечатана фотография сцены из спектакля «Ревизор» в постановке Н.Н. Синельникова в Харьковском театре, где роль Городничего исполняет А.А. Баров, а Хлестакова – В.М. Петипа. Фотография, возможно, выпущена в 1919 г. в Харькове фотографическим заведением «Русская Светопись» фотографа-художника Михаила Лещинского. Именно благодаря его мастерству, мы сейчас можем увидеть сцены из спектаклей Харьковского театра Н.Н. Синельникова. Он выпускал большое количество фотооткрыток с портретами харьковских актеров и сцен из спектаклей.

В 1841 году на средства известного актера и режиссера Людвига Млотковского на улице Сумской, 9, возводят первый в Харькове каменный театр. Строят его по проекту известного архитектора Андрея Тона. В 1910-1919 годах антрепризу в Харькове возглавил Н.Н. Синельников, под его руководством Харьковский театр стал одним из лучших провинциальных театров России. Спектаклей за целое десятилетие с 1910 года было поставлено много. Наиболее значительные режиссерские работы Синельникова, осуществленные в антрепризе Харькова: "Мария Стюарт" (1910), "Гамлет" (1914), "Ревизор" (1916). Премьера «Ревизора» состоялась в Харьковском театре в 1916 г. и оставалась в репертуаре театра. На тот момент роль Хлестакова исполнял С.Л. Кузнецов. Затем роль Хлестакова получил В.П. Петипа, вошедший в состав труппы харьковской антрепризы Н.Н. Синельникова.

Николай Николаевич Синельников (1855-1939) – замечательный русский режиссёр, актёр, театральный деятель. В 1900-1909 годах - главный режиссер Театра Корша в Москве, с его именем связан подъём этого театра. В советское время работал в Харькове, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Саратове. Преподавал в Харьковском театральном училище. Народный артист РСФСР.

Александр Александрович Баров (1890-1920) - русский театральный актёр. В 1908-1912 годах выступал на сцене Mосковского художественного театра. В 1912 году перешёл в Харьковскую труппу H. H. Синельникова, где работал до конца жизни. Один из ведущих актёров этого театра. Превосходно владея актёрской техникой, А. Баров достигал полного перевоплощения. Особенно прославился в роли Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. В своих воспоминаниях Н.Н. Синельников пишет: «Дарование Барова было большого диапазона. И внутренний - по полному перевоплощению в каждой роли [...]. И внешний: прекрасный гример, он изменял в каждой роли свое лицо, фигуру, даже голос до неузнаваемости. [...] он неустанно работал над своим большим природным дарованием и, совсем еще молодым, выдвинулся в первые ряды нашей труппы [...]. В «Ревизоре», играя 25-летним юношей в первый раз в жизни городничего [...] Баров имел громадный успех».

Виктор Мариусович Петипа (1879-1939) -драматический актер, сын балетмейстера М. И. Петипа. На сцене с 1890-х годов. Амплуа - герой-любовник. Виктор Петипа играл, в основном, в провинции. В Харькове у Н. Н. Синельникова он проработал десять сезонов, имел выдающийся успех. В монографии С. Дурылина, посвящённой Н. М. Радину (актер, внук балетмейстера М. И. Петипа), мы можем прочитать: «Известность Виктор Петипа приобрел главным образом на юге – в Харькове, Киеве, Одессе. Его Хлестаков, князь Мышкин, герцог Рейхштадский, Фердинанд были любимыми образами южного зрителя из круга интеллигенции [...] Хлестаков выходил у Виктора Петипа шалуном, капризным мальчиком, который принимает свои фантазии за действительность и требует от окружающих одних игрушек и лакомств».

Открытка с фотографией актера Б.Н. Ливанова в роли Ноздрева в постановке МХАТ СССР по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Фотограф: Сахаров М.А.

СССР, г. Москва Москва, Издание МХАТ. 1947 Бумага, печать типографская, фотопечать ч/б. 14х9,5 см. 

ДГ КП-2554
Ф-278

Борис Николаевич Ливанов с 1924 года - актёр Московского Художественного академического театра (МХАТ). Великолепные актерские данные Ливанов соединял со вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом, яркий пример такой работы - роль Ноздрева в спектакле 1934 года «Мертвые души» по поэме Н. В. Гоголя.

Михаил Алексеевич Сахаров (1869-1961) один из выдающихся русских мастеров фотоискусства (большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1900). Формально в штате МХАТ он был только в 1949-1956 гг., но его работа здесь началась гораздо раньше, с 1898 г., и продолжалась далее. Известна обостренная требовательность Станиславского к качеству театральных фотографий. По-видимому, именно в Сахарове руководители театра нашли наиболее близкого их задачам мастера. Работы Сахарова отличались стремлением не столько зафиксировать “по кадрам” движение сценической фабулы, но и чуткостью к стилю, к настроению.

«Из галереи гоголевских типов…» 29 Марта 2020 — 30 Июля 2020

Выставки

К 145-летию создания