Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 12:00 до 19:00
  • Ср — с 12:00 до 19:00
  • Чт — с 14:00 до 21:00
  • Пт — с 12:00 до 19:00
  • Сб — с 12:00 до 18:00
  • Вс — с 12:00 до 18:00

Продажа билетов прекращается за 30 минут
до закрытия музея

Последний вторник месяца — санитарный день


Запись на экскурсии:

  • +7 495 690-58-81

Отдел хранения:

  • +7 495 691-45-47

Музей Н. В. Гоголя

Кабинет Н. В. Гоголя

Кабинет для Гоголя — это место уединения, где он работал, творил. Сюда приглашались только самые близкие люди. Здесь в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями, с которым Гоголь никогда не расставался, и даже во время поездок всегда держал при себе. В кабинете находилась библиотека, насчитывавшая 234 книги. В последние годы жизни в этом кабинете писатель работал над вторым томом поэмы «Мертвые души» и духовной прозой.

Гостиная Н. В. Гоголя

Гоголевская гостиная достаточно точно воссоздана по воспоминаниям современников писателя. Здесь представлена мебель красного дерева, обитая бежевой тканью с венками — модным в то время мотивом. Почти все предметы типологические, первой половины XIX века. Особый интерес представляет большой диван, который происходит из дома Погодина на Девичьем поле. Знакомство с Погодиным началось с 1832 года и вскоре переросло в дружбу. Н. В. Гоголь, бывая в Москве проездом, чаще всего останавливался у Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, издателя журнала «Москвитянин», где печатались произведения Николая Васильевича.

Прихожая

Квартира Николая Васильевича Гоголя находилась на первом этаже в правой половине дома и состояла из небольшой прихожей, гостиной и кабинета, который также служил спальней.

Зал «Ревизор»

Экспозиция зала «Ревизор» рассказывает о русском театре 30–40-х годов XIX столетия, о театре Гоголя, о постановке его пьес в Москве и Петербурге.

Комната памяти

Когда в конце января 1852 года Гоголь почувствовал себя больным, граф Толстой предложил ему перейти в гостевую комнату, которая была очень теплой. По преданию, хозяева дома готовили ее к приезду протоирея Матфея Константиновского — духовного отца Гоголя.

Зал «Воплощений»

Заключительный зал экспозиции первого этажа посвящен творчеству Николая Васильевича Гоголя. Он резко отличается от мемориального пространства жилых комнат.


Виртуальная выставка

«Поэзия Диканьки»

Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…

А.С. Пушкин

Поэзия Диканьки

Гоголь Н. В. Книга. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Часть 1-2. Издание второе. - Россия, Санкт-Петербург: Типография Департамента внешней торговли, 1836 г.
Бумага, кожа, картон, печать типографская, переплет ручной. 22,2х14х4,3 см.
ДГ КП-90
КД-42

Первое издание цикла повестей опубликовано: первая часть в сентябре 1831 г., вторая часть - в марте 1832 г. и напечатано в 12-ю долю листа. В 1836 г. «Вечера на хуторе» были напечатаны новым изданием в 8-ю долю листа. Оба издания имели большой успех, усердно читались и «зачитывались».

Поэзия Диканьки

Усов Л.А. Портрет скульптурный. Пасечник Рудый Панько
Россия, г. Томск. 2009
Кедр сибирский, резьба. 52х31,5х24,3 см.
ДГ КП-2487
С-98

Леонтий Андреевич Усов (р. 10.01.1948) родился в селе Шангас Пинежского района Архангельской области. Работал в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Калинина, Йошкар-Олы. С 1987 года работает в Томском театре юного зрителя. Кроме работы в театре Леонтий Усов всю жизнь занимается скульптурой, в основном деревянной. Единственный в России и за рубежом продолжатель школы известных русских скульпторов XX века Эрьзя и Конёнкова. В том числе создал серию скульптурных портретов Н. В. Гоголя. С 1998 года осуществляет проект «Скульптуры Л. Усова - в дар мемориальным центрам России».

Поэзия Диканьки

Рубаха женская поликовая с вышивкой
Россия, Киевская губ., Черкасский уезд, с. Мошны. Конец XIX - начало XX вв.
Лен, нить х/б, шитье ручное, вышивка. Длина по спинке: 56; ширина: 60; длина рукавов: 66 см.
ДГ КП-2673
Д-589

Основным компонентом традиционного женского украинского костюма является рубаха - «сорочка», изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором. Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В данном случае представлена именно такая рубаха.

Подобную рубаху могли носить персонажи гоголевских повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поэзия Диканьки

Керсетка цветная с бархатной оторочкой
Россия, Киевская губ., Черкасский уезд, с. Мошны. Конец XIX - начало XX вв.
Ткань, ткань х/б, бархат, нить, шитье машинное, шитье ручное. Длина по спинке: 59; длина по подолу: спинка 80, полочки 71 см.
ДГ КП-2674
Д-590

Нагрудная одежда приталенного типа в виде различных безрукавок получила распространение в начале и особенно во второй половине XIX в. Украинские безрукавки под названием «кирсетка» или «керсетка», отличались свободным покроем, расширенным книзу силуэтом. Обычно кирсетки кроились с цельной или отрезной спинкой. В первом случае изделие подгоняли по фигуре, вшивая клинья в виде трапеции острым углом вверх по бокам и по линии талии со стороны спинки. Кирсетки обильно украшались вышивкой, аппликацией шёлком, плисом, тесьмой, шнуром.

Подобную керсетку могли носить персонажи гоголевских повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Сорочинская ярмарка

Поэзия Диканьки

Маковский В. Е. Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Грозная сожительница Черевика ласково ободряла поповича…». Рисунок 2 из выпуска 3 литографий книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876.
Бумага, хромолитография. 65х47,5. В свету: 37,8х26,7 см.
ДГ КП-112
Г-73

Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали К. А. Трутовский, И. М. Прянишников, И. Н. Крамской, М. Н. и Д. Н. Чичаговы.

Владимир Егорович Маковский (1846–1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Известен как иллюстратор. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души».

Поэзия Диканьки

Маковский А. В. Рисунок. Сорочинская ярмарка. Иллюстрация к сборнику повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Россия. 1901
Бумага на картоне, тушь, кисть, перо. 34х23,5; в свету: 33х21,8 см.
ДГ КП-2540
Г-1730

Автор рисунка — Александр Владимирович Маковский (1869-1924), сын художника Владимира Егоровича Маковского — известен как портретист, жанрист и пейзажист, а также иллюстратор (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького). В 1901 году для «Иллюстрированного собрания сочинений Н. В. Гоголя» (СПб, «Народная польза», 1902 г.), вышедшего к 50-летней годовщине смерти писателя, А. В. Маковский создал рисунки к некоторым повестям из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в частности 16 иллюстраций к «Сорочинской ярмарке».

Поэзия Диканьки

Мусоргский М. П. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» / переложение для арфы Киры Сараджевой. — Москва: Государственное музыкальное издательство (Музгиз), 1936. — (Ноты почтой). — 5 с.
Бумага, печать типографская цветная. 22,7х31 см.
ДГ КП-2525
КД-687

«Сорочинская ярмарка» — опера М. П. Мусоргского в 3-х действиях, 4-х картинах. Сюжет либретто заимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Комическая опера «Сорочинская ярмарка» начата была Мусоргским в 1875 г., сочинялась медленно и отрывочно и за смертью композитора в 1881 г., осталась неоконченной. Первоначально изданы были лишь пять отрывков из неё: Вступление к опере (обработано по черновым наброскам А. К. Лядовым), Думка Паробка (ред. Лядова), Гопак, Сцена Хиври в ожидании Афанасия Ивановича и Думка Параси (оркестровая редакция всех пяти нумеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского давали, однако, еще значительное количество музыкального материала, а именно «Ярмарочную сцену», которой начинается опера, и первую половину 2-го действия. Этот материал был обработан В. А. Каратыгиным, дополнен и инструментован Ц. А. Кюи. Всё же остальное, а именно сцена Черевика с Хиврей и сцена Паробка с Цыганом в 1-м действии, 2-я половина 2-го и все 3-е, за исключением Думки Параси и Гопака, дописаны и инструментованы Ц. А. Кюи и, таким образом, посмертный труд Мусоргского закончен и в этом варианте опера была исполнена 13 (25) октября 1917.

Поэзия Диканьки

Сапрыкина М. Н. Эскиз декорации «Интерьер хаты». К опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
УССР, г. Харьков. 1953
Бумага плотная, гуашь, акварель, карандаш графитовый. 19,8х30,6 см.
ДГ КП-2292
Г-1560

Мария Никитична Сапрыкина (1927 — 2012) — советский художник, член Союза художников СССР (1968). Родилась на хуторе вблизи г. Ельца. Закончила театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. В 1953-1955 годах в Харькове М. Н. Сапрыкиной созданы эскизы декораций и костюмов к операм по произведениям Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко.

Поэзия Диканьки

Сапрыкина М. Н. Эскиз декорации «Пейзаж с рекой и хатой у дороги». К опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
УССР, г. Харьков. 1953
Бумага плотная тонированная, акварель, гуашь, карандаш графитовый. 21,6х31 см.
ДГ КП-2293
Г-1561


Ночь перед Рождеством

Поэзия Диканьки

Родионов М. С. «Оксана перед зеркалом». Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
СССР. 1952 г.
Бумага, акварель. 29,5х23,5. В свету: 25,5х20. см.
ДГ КП-21
Г-2

Иллюстрации М. С. Родионова, советского графика и живописца, известного книжного иллюстратора, к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством получили признание и читателя, и искусствоведческой критики. В строго построенном рисунке, ясном, спокойном и четком, он стремился передать правду образа и правду жизни, которые всегда были главными для художника в осмыслении произведений русской классики. Этой правдой образа и привлекает иллюстрация «Оксана и кузнец Вакула», на которой изображены главные герои гоголевской повести. Плоский светильник, наполненный салом ярко выхватывает из полутьмы прихорашивающуюся перед зеркалом Оксану и стоящего за её спиной кузнеца. Такой прием выделения света позволяет художнику не только познакомить читателя с гоголевскими героями, но и дать им убедительную характеристику.

Поэзия Диканьки

Харламов С. М. Гравюра. Ночь перед Рождеством. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Россия, г. Москва. 1988 г.
Картон, ксилография. 20,8х15,5. В свету: 15х11,5 см.
ДГ КП-879
Г-318

Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поэзия Диканьки

Эскиз к спектаклю по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Князь Потёмкин-Таврический.
Художник: Алимов С.А.

Россия, г. Москва. 2003
Бумага плотная, карандаш, гуашь. 42,5х28,9 см.
ДГ КП-1857
Г-1318

Сергей Алимов — народный художник РФ, профессор ВГИКа, знаменитый художник-мультипликатор и книжный иллюстратор. Профессиональная деятельность Сергея Алимова также тесно связана с театром — как художник-постановщик он работает над спектаклями для Центрального театра кукол им. С. В. Образцова. Среди них — спектакль по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», премьера спектакля с его декорациями и костюмами была осуществлена в 2004 году.

Поэзия Диканьки

Гоголь Н.В. Книга. Ночь перед Рождеством. Повесть. Иллюстрированное издание с 46 рисунками И. Храброва (И.Э. Грабаря). 3 изд. — СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1901.
Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет. 16,7х12,6х1 см.
ДГ КП-1049
КД-193

Адольф Федорович Маркс (1838–1904) — петербургский издатель, основатель первого в России массового иллюстрированного журнала «Нива», распространявшегося по подписке с бесплатным приложением собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных писателей. 8 марта 1893 г. Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя. В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя. Нерентабельной оказалась серия «Иллюстрированные народные издания сочинений Н. В. Гоголя», состоявшая из 14 брошюр, из которых самые дешевые стоили 10 коп., а самая дорогая («Ревизор») — 40 коп. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя. Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т п. К повести «Ночь перед Рождеством» на 82 страницах текста было дано 46 рисунков и виньеток художника И. Э. Грабаря.

Поэзия Диканьки

Статуэтка. Вакула на черте. По мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР. ЛФЗ, кон.1950-х гг.
Фаянс, позолота, роспись надглазурная, роспись подглазурная. Выс. - 15,6 см.
ДГ КП-336
С-13

К 100-летию со дня смерти писателя на фарфоровых предприятиях страны скульпторы воплотили в своих работах гоголевских персонажей, легко узнаваемых практически каждому. Одна из работ выдающегося скульптура Бориса Яковлевича Воробьёва (1911-1990) также посвящена гоголевской тематике. Статуэтка ЛФЗ «Вакула на чёрте» запечатлела момент, когда главный герой оседлал саму нечистую силу — коварного и хитрого проказника чёрта. Отважному и смелому парубку срочно понадобилось в Петербург, чтобы раздобыть у самой императрицы черевички для любимой красавицы Оксаны. Автор создал колоритный образ решительного, с твёрдым характером, но простодушного Вакулы. Живописность скульптуры подчеркивается сочной росписью, автором которой стала Е.Н. Лупанова.

Поэзия Диканьки

Скульптура. Солоха и дьяк. По повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
Автор модели: Максимченко Н.А., Автор росписи: Клетова А.А.

СССР, Московская обл., пос. Вербилки. Дмитровский фарфоровый завод, кон. 1950-х гг.
Фарфор, роспись надглазурная. Выс. 21,5. см.
ДГ КП-1145
С-36

Статуэтка «Солоха и дьяк» (автор модели Н. А. Максимченко), выпущенная на знаменитом Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, отражает сюжет повести «Ночь перед Рождеством». Скульптура колоритно передает характеры жителей Диканьки, созданные великим писателем. Хитрая лукавая, но красивая и обаятельная Солоха с лестной насмешкой любезничает с не менее лицемерным Дьяком. Живописная роспись (художник А. А. Клетова) подчеркивает выразительность образов. Статуэтка отражает картину украинского быта, воплощенную с тонким юмором и веселостью, присущие гоголевскому стилю.

Поэзия Диканьки

Скульптура. Черевички. По мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-1970-е гг.
Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, позолота. 13,8х8,3х8,8 см.
ДГ КП-1500
С-48

Композиция выдающегося скульптора Бориса Яковлевича Воробьёва (1911-1990). С 1936 года Воробьёв работает на ЛФЗ. В 1950-е годы Борис Яковлевич создал серию скульптур, иллюстрирующих произведения Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Эта работа посвящена гоголевской повести «Ночь перед Рождеством»: изображены главные герои — Вакула и Оксана.

Поэзия Диканьки

Неизвестный автор. Штоф «Вакула» с крышкой-чёртом
УССР, Хмельницкая обл., г. Полонное. Полонский завод художественной керамики. 1973-1996
Фарфор, роспись надглазурная, роспись подглазурная, золочение. 29х13,7х12,5 см.
ДГ КП-2556/1-2
Д-544, Д-545

В Полонном (Хмельницкая обл.) еще в 1880-х годах были открыты фарфоро-фаянсовые производства. В 1895 был основан небольшой фарфоровый завод, называемый «Кукольный завод Брички», затем артель «Керамик». С сентября 1956 года завод стал государственным предприятием и получил название «Полонский завод художественной керамики» (ЗХК). Выпускал посуду, фляги, декоративные бутылки для ликероводочных напитков (штофы), мелкую скульптуру.

Поэзия Диканьки

Карпухин С. И. Светильник с подставкой «Знахарь Пацюк».
Автор росписи: Карпухина Н.А.

Из серии «Ночь перед Рождеством»
Россия, Московская обл. 2009 г.
Фарфор, роспись подглазурная. 17,5х10х9 см.
ДГ КП-465/1-2
Д-91, Д-92

Сергей Иванович Карпухин (род. 1960) — режиссёр, сценарист, продюсер, художник, архитектор. Член Союза кинематографистов России, член Союза московских архитекторов, член Творческого союза художников России, член Гильдии кинорежиссёров России. С 1977 по 1983 гг. учился в Красноярском институте искусств на декоративно-прикладном отделении художественного факультета. После окончания института с 1983 по 1986 гг. работал художником и главным художником на Кузяевском фарфоровом заводе в Подмосковье. С 1986 по 1987 гг. работал художником в Российском монументальном комбинате (город Москва). С 1991 по 1993 гг. учился на Режиссёрских курсах ВИПК в мастерской режиссёра Владимира Кобрина. В 1993 году в качестве сорежиссёра работал с ним над фильмом «Гупповой портрет в натюрморте». Фильм в 1994 году получил Премию «Ника». В 1994 году работал на Киностудии «Союзмультфильм». В 1997 году принят в Союз кинематографистов России. С 1995 по 2006 гг. работал как художник и архитектор. В этот период создаёт коллекцию авторских фотографий, а также коллекцию авторского фарфора с гжельской росписью (более 150 наименований). Одновременно работает над сценариями к фильмам. С 2006 по 2007 гг. как режиссёр работал над документальными фильмами для телевидения в Телекомпании «Голдмедиум». В 2008 году организовал Архитектурно-дизайнерскую студию «Сад Камней» и Студию кино «Сад Камней». В 2009 году принят в Союз московских архитекторов. Авторский фарфор с гжельской росписью С. И. Карпухина находится в Администрации Президента РФ, Московской Патриархии, Мэрии Москвы, в Государственном Музее керамики «Усадьба XVIII века Кусково», в Московском музее «Дом Гоголя», в частных коллекциях в России, США, Швейцарии, Германии, Австрии, Израиля, Палестины, Японии и других стран.


Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Поэзия Диканьки

Харламов С.М. Гравюра. Иван Федорович Шпонька. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Россия, г. Москва. 1988 г.
Бумага, ксилография. 21,6х15,8. В свету: 15х11,5 см.
ДГ КП-882
Г-321

Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поэзия Диканьки

Гоголь Н.В. Брошюра. Иван Федорович Шпонька и его тетушка. — СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1913. — Изд. 4.
Бумага, печать типографская, брошюровка. 15х9,5х0,2 см.
ДГ КП-1098
КД-215

Павленков Флорентий Федорович (1839- 1900) — выдающийся издатель-просветитель и книготорговец. Выпустил первое издание сочинений Д. И. Писарева и знаменитую серию «Жизнь замечательных людей». Издательская деятельность Ф. Ф. Павленкова носила идейный, демократический характер. Он издавал научную переводную литературу, научно-популярные библиотеки, рассчитанные на широкий круг читателей, иллюстрированные библиотеки русской и западноевропейской литературы для детей. Издаёт Павленков произведения русских писателей и классиков художественной литературы. Выпустив однотомник сочинений Н.В. Гоголя, он создает новый дешевый тип книги большого формата в два столбца набора, рассчитанный на массового читателя. Известностью пользовались так же общедоступные серийные издания, среди которых — «Иллюстрированная гоголевская библиотека». Всего Павленков выпустил свыше 750 названий книг тиражом более 3,5 млн. экземпляров.

Вечер накануне Ивана Купала

Поэзия Диканьки

Кулинич А. В. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купала».
СССР, г. Москва. 1979 г.
Бумага плотная, автолитография. 46,8х31,2. В свету: 32,4х20,2 см
ДГ КП-952
Г-396

Кулинич Анатолий Васильевич (род. 1949) — заслуженный художник России, работает в области станковой живописи, книжной графики и монументальной живописи. С 1975 года — член Объединения молодых художников и искусствоведов МОСХ, с 1982 года — член Союза художников СССР. Работы Анатолия Васильевича, по об¬щему мнению специалистов, принадлежат тому направлению российского «наивного искусства», которое своими корнями уходит в стихию народного творчества и традиций древнерус¬ского искусства. За годы творческой деятельности являлся участником более 250 выставок и автором 30 персональных выставок в стране и за рубежом. С 1992 года — организатор и руководитель товарищества художников «Феникс». В 2001 году открыл галерею «Дом Кулинича». Произведения художника хранятся в 23 музеях России, в том числе в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГИМе; а также в частных собраниях в России и за рубежом.


Пропавшая грамота

Поэзия Диканьки

Гравюра. Пропавшая грамота. «Перед ним мелькали знакомые места…». Рисунок 6 из выпуска 2 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Гравер: Маковский В.Е., Автор рисунка: Прянишников И.М.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1874
Бумага, хромолитография. 61,8х46,4. В свету: 37,6х27,2. см.
ДГ КП-122
Г-83

Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893), один из основателей товарищества передвижников. В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре».

Поэзия Диканьки

Харламов С. М. Гравюра. Пропавшая грамота. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Россия, г. Москва. 1988 г.
Бумага, ксилография. 22х16,3. В свету: 15,1х11,6 см.
ДГ КП-876
Г-315

Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поэзия Диканьки

Кулинич А. В. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»
СССР, г. Москва. 1979 г.
Бумага плотная, автолитография. 46,9х31,7. В свету: 32,3х20 см
ДГ КП-951
Г-395

Кулинич Анатолий Васильевич (род. 1949) — заслуженный художник России, работает в области станковой живописи, книжной графики и монументальной живописи. С 1975 года — член Объединения молодых художников и искусствоведов МОСХ, с 1982 года — член Союза художников СССР. Работы Анатолия Васильевича, по об¬щему мнению специалистов, принадлежат тому направлению российского «наивного искусства», которое своими корнями уходит в стихию народного творчества и традиций древнерус¬ского искусства. За годы творческой деятельности являлся участником более 250 выставок и автором 30 персональных выставок в стране и за рубежом. С 1992 года — организатор и руководитель товарищества художников «Феникс». В 2001 году открыл галерею «Дом Кулинича». Произведения художника хранятся в 23 музеях России, в том числе в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГИМе; а также в частных собраниях в России и за рубежом.


Майская ночь или Утопленница

Поэзия Диканьки

Грандковский Н. К. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Майская ночь»
Россия, нач. XX в.
Бумага, акварель черная, тушь. 32х43,8. В свету: 30х43. см.
ДГ КП-23
Г-4

Николай Карлович Грандковский (1864-1907) — русский жанровый живописец, педагог. В 1880 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время учёбы получил две малые и две большие серебряные медали Императорской Академии художеств «За успех в рисовании». С 1891 года — экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, с 1892 — член Московского общества любителей художеств. Произведения Грандковского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Пензенской картинной галерее, в Екатеринбурге, в Саратовском Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева.

Поэзия Диканьки

Харламов С. М. Гравюра. Майская ночь. Утопленница. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Россия, г. Москва. 1988 г.
Бумага, ксилография. 21,8х16,8. В свету: 16х11,2 см.
ДГ КП-878
Г-317

Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поэзия Диканьки

Афиша. Художественный фильм. «Майская ночь». Постановка А. Роу. Худ. М. Хазановский, Л. Раппопорт, М. Хейфиц.
Художники: Хейфиц М.И., Раппопорт Л.

СССР, г. Москва. «Рекламфильм». 1952
Бумага, печать типографская цветная. 105х80,5 см.
ДГ КП-1277
Г-672

«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. Оператор — Гавриил Егиазаров, композитор — Сергей Потоцкий, художники — Пётр Галаджев, Ирина Захарова, художники по костюмам — Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко. Роли исполняют: Николай Досенко — Левко; Татьяна Конюхова — Ганна; Лилия Юдина — Панночка; Александр Хвыля — Голова; Эмма Цесарская — свояченица. Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года.

Автор афиши Михаил Захарович Хейфиц (1915–1985) — советский художник-график, плакатист. Член Союза художников СССР. Автор политических плакатов, афиш и плакатов кино. В 1948 году Хейфиц начал работать в «Рекламфильме». Первые афиши исполнял совместно с Л. А. Раппопортом и М. З. Хазановским.

Поэзия Диканьки

Книга рукописная. Майская ночь или Утопленница. Комедия в 3 действиях по повести Н.В. Гоголя / Театральная библиотека Марии Александровны соколовой в Москве. - Россия, Москва, к. XIX — н. XX в.
Бумага, коленкор, чернила орешковые, картон, рукопись, переплет ручной. 29,3х36х0,9 см.
ДГ КП-106
КД-46

Мария Александровна Соколова — театральный издатель, в обязанности которой входило прохождение пьес через цензуру и рассылка по требованию антрепренеров и режиссеров для постановки на сцене. В журнале «Театр и искусство» (ред. А. Кугель) за 1906 г. встречаются такие объявления: «Новые пьесы изданы М.А. Соколовой в Москве», «Театральная библиотека М.А. Соколовой в Москве, Тверская ул., д.9 — поступили в продажу новые пьесы».

Поэзия Диканьки

Скульптура «Майская ночь или Влюбленные».
Скульптор: Жникруп О.Л.

УССР, Хмельницкая обл., г. Полонное. Полонский завод художественной керамики. 1970-е гг.
Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная, золочение. 27,9х14х12,3 см.
ДГ КП-2627
C-104

Оригинальное художественное явление — статуэтки (скульптура малых форм) советских фарфоровых заводов, сочетает в себе все признаки станковой скульптуры и черты декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XX века в области малой фарфоровой пластики в УССР трудились Оксана Леонтьевна Жникруп и её супруг известный скульптор Владислав Иванович Щербина. Скульпторы сделали большой вклад в развитие советской фарфоровой скульптуры разработкой новых образов и пластических решений, доводя их до совершенства. Статуэтка ПЗКХ «Майская ночь» — работа О.Л. Жникруп, хотя авторство нередко приписывалось её супругу Щербине В.И. Но именно Оксане Леонтьевне наиболее удавалось в хрупком и пластично податливом фарфоре отразить лиричность образов и композиций с элементами народности. Душевная композиция в виде юноши и девушки в традиционных украинских костюмах, гуляющих ясной майской ночью, несет большое эстетическое наслаждение. Статуэтка изготовлена на Полонском фарфоровом заводе художественной керамики и имеет ещё одно название «Влюблённые».


Страшная месть

Поэзия Диканьки

Маковский В.Е. Гравюра. Страшная месть. «Нет, неслыханный грешник!..». Рисунок 8 из 2 выпуска литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1874
Бумага, хромолитография. 48х65. В свету: 29,3х42,2. см.
ДГ КП-117
Г-78

Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы.

Поэзия Диканьки

Гравюра. Страшная месть. «Величаво и сановито выступил вперед есаул...» Рисунок 1 из выпуска 2 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Гравер: Маковский В.Е., Автор рисунка: Трутовский К.А.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1874
Бумага, хромолитография. 47,7х64,8. В свету: 34,6х50,5. см.
ДГ КП-126
Г-87

Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы.

Константин Александрович Трутовский (1826- 1893) — русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов. Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство.

Поэзия Диканьки

Рисунок обложки. Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. 1950–1959
Бумага, тушь, перо. 28,5х20 см.
ДГ КП-2612
Г-1800

Зверев Анатолий Тимофеевич (1931-1986) — русский художник-авангардист и график. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени. Гоголь был одним из самых любимых писателей Зверева. В середине 50-х, еще будучи весьма молодым художником, Анатолий Зверев создал рисунки почти ко всем важнейшим произведениям Гоголя — «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Страшная месть», «Мертвые души», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Пропавшая грамота». К «Страшной мести» он создал около ста иллюстраций, изображая на бумаге чуть ли не каждый абзац. Зверевская иллюстрация остается резко индивидуальной и узнаваемой: стремительное движение линий, экспрессия перового штриха, выразительность жестов и мимики литературных героев.

Поэзия Диканьки

Рисунок. «Когда же есаул поднял иконы...». Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. [1956]
Бумага, тушь, перо. 28,5х20 см.
ДГ КП-2613
Г-1801

Виртуальная выставка «Иллюстрации к Мертвым душам»:
взгляд через увеличительное стекло

Виртуальная выставка «Приношения Гоголю»