Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — выходной
  • Ср — с 12:00 до 19:00
  • Чт — с 14:00 до 21:00
  • Пт — с 12:00 до 19:00
  • Сб — с 12:00 до 18:00
  • Вс — с 12:00 до 18:00

Продажа билетов прекращается за 30 минут
до закрытия музея

Последний вторник месяца — санитарный день


Запись на экскурсии:

  • +7 495 690-58-81

Отдел хранения:

  • +7 495 691-45-47

Музей Н. В. Гоголя

Кабинет Н. В. Гоголя

Кабинет для Гоголя — это место уединения, где он работал, творил. Сюда приглашались только самые близкие люди. Здесь в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями, с которым Гоголь никогда не расставался, и даже во время поездок всегда держал при себе. В кабинете находилась библиотека, насчитывавшая 234 книги. В последние годы жизни в этом кабинете писатель работал над вторым томом поэмы «Мертвые души» и духовной прозой.

Гостиная Н. В. Гоголя

Гоголевская гостиная достаточно точно воссоздана по воспоминаниям современников писателя. Здесь представлена мебель красного дерева, обитая бежевой тканью с венками — модным в то время мотивом. Почти все предметы типологические, первой половины XIX века. Особый интерес представляет большой диван, который происходит из дома Погодина на Девичьем поле. Знакомство с Погодиным началось с 1832 года и вскоре переросло в дружбу. Н. В. Гоголь, бывая в Москве проездом, чаще всего останавливался у Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, издателя журнала «Москвитянин», где печатались произведения Николая Васильевича.

Прихожая

Квартира Николая Васильевича Гоголя находилась на первом этаже в правой половине дома и состояла из небольшой прихожей, гостиной и кабинета, который также служил спальней.

Зал «Ревизор»

Экспозиция зала «Ревизор» рассказывает о русском театре 30–40-х годов XIX столетия, о театре Гоголя, о постановке его пьес в Москве и Петербурге.

Комната памяти

Когда в конце января 1852 года Гоголь почувствовал себя больным, граф Толстой предложил ему перейти в гостевую комнату, которая была очень теплой. По преданию, хозяева дома готовили ее к приезду протоирея Матфея Константиновского — духовного отца Гоголя.

Зал «Воплощений»

Заключительный зал экспозиции первого этажа посвящен творчеству Николая Васильевича Гоголя. Он резко отличается от мемориального пространства жилых комнат.



Виртуальная выставка «Иллюстрации к Мертвым душам»:
взгляд через увеличительное стекло

09 января – 15 августа 2019

К 100-летию со дня смерти В.И. Навозова

В 2018 г. благодаря финансовой поддержке Департамента культуры города Москвы фонды музея пополнились графической работой В. И. Навозова — большеформатной иллюстрацией к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Графическая работа выполнена не совсем в обычном жанре: на одном листе размещены несколько отдельных иллюстраций, связанных одним сюжетом поэмы. Виртуальная выставка позволит зрителям детально ознакомиться с каждой иллюстрацией словно через увеличительное стекло...

Иллюстрации к Мертвым душамИллюстрации к Мертвым душам

Гоголь Николай Васильевич (01.04.1809 — 21.02.1852). Полное собрание художественных произведений с биографией, написанной проф. А. И. Кирпичниковым.
В 1 т. — М.: Изд. тов-ва И. Д. Сытина, 1909 г.

Газета. «Московский листок». № 14. — Москва, 1909 г. — с. 9.

Василий Иванович Навозов (1862, Москва — 1919) — русский художник, иллюстратор книг, живописец-жанрист. Закончил Строгановское училище технического рисования (1874-1880). Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880-1882) у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, Е. С. и П. С. Сорокиных, после окончания которого он по совету В. Г Перова поступает в натурный класс Академии художеств. Сотрудничал со многими периодическими изданиями Петербурга: «Нива», «Ласточка», «Всемирная иллюстрация», «Север». Работал с издательством Товарищество И. Д. Сытина, где наряду с другими художниками, принимал участие в оформлении Собрания сочинений Н. В. Гоголя, изданного Сытиным в 1902 и 1909 гг. (выполнил иллюстрации к повестям из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»). Работал над иллюстрациями к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Иллюстрации к Мертвым душам



Иллюстрации к Мертвым душам

«... чернявый просто в полосатом архалуке [...]. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Т. I, гл. IV. Ноздрев



Иллюстрации к Мертвым душам

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета. [...] крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Т. I, гл. V. Собакевич



Иллюстрации к Мертвым душам

«...показался из последней комнаты Ноздрев. [...] сами даже дамы наконец заметили, что поведение его чересчур становилось скандалезно. Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих, что было уже ни на что не похоже, по выражению дам».

Т. I, гл. VIII. Бал у губернатора



Иллюстрации к Мертвым душам

«... обе дамы отправились в гостиную, разумеется голубую, с диваном, овальным столом и даже ширмочками, обвитыми плющом [...]. „Сюда, сюда, вот в этот уголочек! — говорила хозяйка, усаживая гостью в угол дивана. — Вот так! вот так! вот вам и подушка!“

Т. I, гл. IX. Разговоры двух дам



Иллюстрации к Мертвым душам

„После кампании двенадцатого года, судырь ты мой, — так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро, — после кампании двенадцатого года вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин...“.

Т. I, „Повесть о капитане Копейкине“, вставка в X гл.



Иллюстрации к Мертвым душам

„В то время, когда один пускал кудреватыми облаками трубочный дым, другой, не куря трубки, придумывал, однако же, соответствовавшее тому занятие: вынимал, например, из кармана серебряную с чернью табакерку и, утвердив ее между двух пальцев левой руки, оборачивал ее быстро пальцем правой, [...], или же так по ней барабанил пальцем, в присвистку. Словом, не мешал хозяину“.

Т. II, гл. I. Чичиков у Тентетникова



Иллюстрации к Мертвым душам

„Чичиков [...] был введен к нему прямо в кабинет. Генерал поразил его величественной наружностью. Он был в атласном стеганом халате великолепного пурпура. Открытый взгляд, лицо мужественное, усы и большие бакенбарды с проседью, стрижка на затылке низкая, под гребенку, шея сзади толстая, называемая в три этажа, или в три складки, с трещиной поперек; словом, это был один из тех картинных генералов, которыми так богат был знаменитый 12-й год“.

Т. II, гл. II. Генерал Бетрищев



Иллюстрации к Мертвым душам

„... предстал, в густых усах и бакенбардах, великан камердинер, с серебряной лоханкой и рукомойником в руках.
— Ты мне позволишь одеваться при себе?
— Не только одеваться, но можете совершить при мне все, что угодно вашему превосходительству.
Опустя с одной руки халат и засуча рукава рубашки на богатырских руках, генерал стал умываться, брызгаясь и фыркая, как утка“.

Т. II, гл. II. Чичиков у генерала Бетрищева



Иллюстрации к Мертвым душам

»... круглый человек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок.

Т. II, гл. III. Петух



Иллюстрации к Мертвым душам

«Хозяин, как сел в свое [кресло], какое-то четырехместное, так тут же и заснул. Тучная собственность его, превратившись в кузнецкий мех, стала издавать через открытый рот и носовые продухи такие звуки, какие редко приходят в голову и нового сочинителя: и барабан и флейта, и какой-то отрывистый гул, точный собачий лай».

Т. II, гл. III. Петух после обеда



Иллюстрации к Мертвым душам

«Хозяин заказывал повару, под видом раннего завтрака на завтрашний день, решительный обед. И как заказывал! У мертвого родился бы аппетит.
— Да кулебяку сделай на четыре угла, — говорил он с присасыванием и забирая к себе дух. — В один угол положи ты мне щеки осетра да вязиги, в другой гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого, какого-нибудь там того...».

Т. II, гл. III. Петух заказывает обед



Иллюстрации к Мертвым душам

«Позвать ко мне комиссионера! — Предстал комиссионер, какой-то не то мужик, не то чиновник. — Вот он вас проводит <по> нужнейшим местам».

Т. II, гл. III. Чиновник особых поручений у Кошкарева



Иллюстрации к Мертвым душам

«Полковник воскипел благородным негодованьем, [...]. Тут же, схвативши бумагу и перо, написал восемь строжайших запросов».

Т. II, гл. III. Чичиков у полковника Кошкарева



Иллюстрации к Мертвым душам

«Что ни разворачивал Чичиков книгу, на всякой странице: проявленье, развитье, абстракт, замкнутость и сомкнутость, и черт знает чего там не было. „Это не по мне“, — сказал Чичиков [...]. Тут вытащил какую-то огромную книгу с нескромными мифологическими картинками и начал их рассматривать».

Т. II, гл. III. Чичиков в отсутствии полковника Кошкарева



Иллюстрации к Мертвым душам

«В самых дверях на лестницу — навстречу Муразов. Луч надежды вдруг скользнул. В один миг с силой неестественной вырвался он из рук обоих жандармов и бросился в ноги изумленному старику.
— Батюшка, Павел Иванович! что с вами!
— Спасите! ведут в острог, на смерть!..»

Т. II, одна из последних глав. Чичиков и Муразов

Виртуальная выставка «Приношения Гоголю»

Выставка раритетов музейной коллекции — пожертвования частных лиц. К году добровольца и волонтёра

2018 год объявлен в России годом добровольца и волонтера.

Добровольчество — способ, посредством которого в обществе поддерживаются и усиливаются человеческие ценности, забота о ближнем и служение людям

(из Всемирной декларации Добровольчества)

Приношения Гоголю

Для «Дома Гоголя» эти качества человеческой личности имеют особое значение. Многие уникальные предметы коллекции, сегодня составляющие гордость музейного собрания, были безвозмездно переданы музею частными лицами. Всего по документам приема насчитывается около двух с половиной тысяч предметов, переданных в дар.

Многие из них до поступления в музейные фонды были частью обширных семейных собраний, обладающих мировой художественной и историко-культурной ценностью, таких, например, как собрания Э. М. Белютина и Н. М. Молевой, коллекции В. В. и Н. К. Величко. Другие предметы являлись семейными реликвиями, передавались из поколения в поколение, переносили дальние странствия и возвращались на Родину. Такова, например, история книги «Похождения Чичикова или Мёртвые души» изд. А. Ф. Маркса 1901 г. с экслибрисом «Библiотека князя Воронцова», которая переехала со своей владелицей Л. И. Шнур на постоянное место жительства в Германию, но затем была передана в дар музею в 2015 г.

В рамках одной выставки рассказать обо всем интересном и значимом, представленном в музейной коллекции, невозможно. Этой виртуальной выставкой «Дом Гоголя» начинает освещать в сети Интернет тему, посвященную неравнодушным и бескорыстным людям — истинным меценатам нашей истории и культуры, преумножающим культурное богатство страны.

Музей хранит память о дарителях, ушедших из жизни, но оставивших людям прекрасную возможность прикоснуться к истории и культуре своего народа. «Дом Гоголя» выражает глубокую благодарность всем дарителям дня сегодняшнего за преумножение музейного собрания и выражает надежду, что традиция музейного меценатства будет продолжена.


Леонтий Андреевич
Усов


Катиб Сафар-оглы
Мамедов


Татьяна Викторовна
Бусырева


Сергей Павлович
Аксенов


Мария Яковлевна
Чапкина


Анна Ефимовна
Василенко


Нелли Ефимовна
Фомина

 



Николай Кириллович
Величко
Валериан Вадимович
Величко



Молева Нина
Михайловна
Белютин Элий
Михайлович