Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Городской конкурс «Мой заповедный уголок»
Cпектакль для детей «Пирог для короля»
Мастер-класс Александра Нартова по кварцевой живописи

	

Авантюрный герой в произведениях Гоголя и мировой культуре

Савельев О. А. (Москва) / 2002

Классик русской и мировой литературы создал двух авантюрных героев. Это Чижиков в «Мертвых душах» и Хлестаков в пьесе «Ревизор». Мировая культура знает, что такое авантюрный герой очень, очень хорошо. Мы можем назвать здесь такие персонажи, как Жорж Дюруа в романе Ги де Мопассана «Милый друг», героя мемуаров Казановы, Гуров в рассказе Чехова «Дама с собачкой», Рет Батлер и Скарлет из «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, Гумберт из Набоковской «Лолиты», герои Артура Хейли Отмычка из романа «Отель» Равик в «Триумфальной арке» Эриха Марии Ремарка, герой того же писателя из повести «Жизнь взаймы» Клерф. Если мы вспомним о мировом кино, то сможем назвать героев фильма «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера, принцессу и американского журналиста в фильме того же режиссера «Римские каникулы», актера в фильме Сиднея Поллака «Тутси», супружескую пару из фильма «Приключения Дика и Джейн».

Цель Чичикова — деньги, Хлестакова — деньги и слава. Мы почувствуем, как разнообразен, многолик и прекрасен мир и мировая культура, если вспомним о принцессе из «Римских каникул», которая просто захотела попутешествовать по ночному Риму — а ведь это тоже авантюра, правда совсем, совсем другая, авантюра совершенно другой природы, но, все же, авантюра.

Чичиков — это деловой человек России начала девятнадцатого века. Это как бы Рокфеллер в миниатюре, избравший полем своей деятельности русскую провинцию, русские поместья, провинциальный город. Ярко контрастируют с ним Жорж Дюруа и Рет Батлер Маргарет Митчелл. Это тоже деловые люди, они тоже авантюристы, француз и американец, они тоже делают деньги. Жорж Дюруа, бывший солдат колониальной армии в Алжире, утверждающийся на ниве журналистики и на ниве любви. Его среда — столица Франции Париж. Один-единственный раз он тоже оказывается в провинции, когда приезжает со своей невестой к родителям. Персонаж Мопассана — колоритная, блестящая фигура столичной жизни Франции. Это красивый, молодой мужчина. Чичиков старше и представляет из себя типично провинциального человека. У него приятные манеры, он о нем нельзя сказать, что он красив. Личный мотив в поэме Гоголя появляется, когда главный герой случайно встречается на дороге с девушкой и ее мамой. Гоголь описывает, как Чичиков мечтает о браке, о браке, о семейной жизни и думает о том, что еще нужно ему сделать в жизни для того, чтобы обрести семейное счастье и благополучие. Жоржу Дюруа ничего не нужно делать для того, чтобы иметь успех у женщин, это человек совершенно иной природы, для него семейные узы, которые он вторично обретает в конце романа сами по себе являются авантюрой и деловым предприятием. Двигателем и источником его богатства и карьеры. Любовная история Рета Батлера и Скарлетт и О’Хара является одной из самих основных сюжетных линий романа Маргарет Митчелл. Основной сюжетной линией поэмы Гоголя «Мертвые души» является движение главного героя Чичикова по поместьям русской провинции, скупка им мертвых душ. Рет Баттлер и Чичиков похожи, очень похожи в своем отношении к деньгам, материальной стороне жизни, их роднит предпринимательское, авантюрное начало. Среда Батлера, его стихия более динамична и энергична, чем среда и стихия Чичикова. Пожалуй, можно было бы сказать, что Америка вообще более динамична и энергична, чем Россия. Необходимо подчеркнуть, что и в романе Маргарет Митчелл, и в поэме Гоголя действие происходит в аграрной среде, в мире усадеб и в политической, культурном и социальном центре провинции США и России. В романе «Унесенные ветром» это Атланта, в поэме Гоголя — уездный город русской губернии. Батлера и Чичикова, пожалуй, роднит и делает фигурами, что называется, одного плана еще и вот что. Батлер делает деньги, свое состояние на войне, на смерти тысяч людей, его соотечественников. Чичиков делает состояние тоже на человеческой смерти, на мертвых душах, на крестьянах, которые умерли. Способ зарабатывания денег и авантюрная идея, движущая деловой активностью обоих предпринимателей, американского и русского очень похожий, почти одни и те же. И там, и здесь они набиваются на несчастии и смерти человека. Этот деловой цинизм присущ в одинаковой степени и Чичикову и Батлеру. Их объединяет та грязь, в которой они существуют. И тот, и другой. Их объединяют их грязные деньги.

И в поэме «Мертвые души», и в пьесе «Ревизор», и в фильме «Римские каникулы» главные герои в конце терпят фиаско. Фиаско и печальный конец ожидает и Равика из «Триумфальной арки» и Клерфэ из «Жизни взаймы». Чичикова и Хлестакова разоблачают, а влюбленные из «Римских каникул» — совершенно другое содержание, другая жизнь, иная ситуация, но конец одинаково суров и несет в себе поражение — только для влюбленных героев фильма Уильяма Уайлера он заключается в том, что им приходится расстаться навсегда. Кстати, Рим для журналиста из Нью-Йорка тоже своеобразная провинция. Столица и провинция в одном лице. Печальный в этом смлсле конец присутствует и в романе «Унесенные ветром» — Батлер уходит от Скарлетт, уходит навсегда. Между прочим, для авантюрного героя печальный конец — явление в мировой литературе, кино и вообще в мировой культуре весьма и весьма распространенное. Здесь можно вспомнить и Остапа Бендера, и актера в фильме «Тутси», и очень и очень много других героев и произведений. И Гурова из чеховской «Дамы с собачкой», и Гумберта из «Лолиты» Владимира Набокова.

Папа Николь из «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера занимается подделкой шедевров живописи и скульптуры. Это матерый мошенник в области культуры вообще. Чичиков и Хлестаков тоже занимаются подделкой. Чичиков подделывает живых крестьян, Хлестаков подделывает, если можно так выразиться, государственного ревизора, инкогнито из Петербурга. Основа любой авантюры — обман, подделка. И связанный с этим риск, и предполагаемый куш. В «Триумфальной арке» Ремарка немецкий доктор Равик зарабатывает на жизнь в Парике тем, что оперирует вместо того или другого Французского доктора, состоящего в штате клиники, и получает потом за это деньги. Равик тайно замещает штатного хирурга, Хлестаков — столичного ревизора, но не тайно, а явно.

Авантюрный герой в мировой культуре всегда романтичен, обаятелен и интересен. Романтичен и обаятелен Чичиков, привлекателен Хлестаков. Личное обаяние героя — это основа успеха и признания произведений, центральное место в которых занимает авантюрный герой или героиня. Давайте посмотрим на галерею авантюрных героев мировой культуры и почувствуем магию и эстетику тех авантюристов, которое остались в веках, стали бессмертными. Казанова, Жорж Дюруа, Чичиков, Хлестаков, Гуров, Равик, Гумберт, Остап Бендер, Отмычка, Рет Батлер, Скарлетт, герои Чейза, Агаты Кристи, Шерлок Холмс, Николь, ее папа и счастливый муж в фильме «Как украсть миллион», американский журналист и принцесса в фильме «Римские каникулы», актер, сделавший себе имя, играя, женщину в американской мыльной опере, молодая супружеская пара в фильме «Приключения Дика и Джейн».

Гоголь создавая свои бессмертное произведения тогда, когда еще не существовало Батлера и Скарлетт, Равика и Гурова, Гумберта и Жоржа Дюруа, Шерлока Холмса, Остапа Бендера и очаровательной Николь. Николай Васильевич Гоголь стоит среди основоположников, родоначальников авантюрного героя и авантюрного произведения. Франсиско Гойа считается художником, открывшим новую живопись. Может быть в той же степени мы можем считать русского и мирового классика Гоголя, писателем, открывшим авантюрного героя. Чичиков, встречающийся то с одним, то с другим помещиком, переезжающий от одного господского дома до другого по русским дорогам с кучером Селифаном, человек, покупающий людей, которые несуществуют. Человек, создающий себе состояние на том, чего нет. В этом есть что-то совершенно удивительное, магическое и гениальное. Ведь этого человека выдумал и описал Гоголь. Обаятельный и удивительный, бессмертный Чичиков, всегда, вечно едет по русским дорогам, разговаривает то с одним, то с другим, всегда существует, живет и лукаво улыбается в нашей памяти, наших чувствах, нашей душе.

Чичиков очень многим и возрастом, и обаянием, и отношением к жизни и к миру похож на месье Боннэ из фильма Уийльяма Уайлера «Как украсть миллион». Быть может, артистичный и опытный месье Боннэ зарабатывал на своих авантюрах намного больше, чем Чичиков. Наверное, это так. У месье Боннэ была Николь и особняк в центре Парижа. У Чичикова не было никого, кроме Селифана. Чичиков, ко всему прочему, еще и просто несчастный человек. Впрочем, мало кто из авантюрных героев счастлив. Может быть, счастлив месье Боннэ. Равик, Гуров и Гумберт несчастливы. Несчастлив Милый Друг. Несчастлив Хлестаков. Счастлив Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!» А ведь это тоже авантюрный герой.

И Чичиков, и Хлестаков имеют успех в местном провинциальном бомонде. Характерная черта всех авантюрных героев — это то, что все они как правило, имеют успех в той среде, в которой они находятся. И в том числе у женщин. Это можно сказать и о Чичикове, и о Хлестакове и о Милом Друге, о Гурове, Гумберте, Равике, о Джо Брэдли из «Римских каникул», об актере, играющем женщину в американской мыльной опере из «Тутси», о Рэте Батлере из «Унесенных ветром». О Лукакшине из «Иронии судьбы».

Еще одна характерная вещь, которая становится заметна после некоторого размышления об авантюрных героях Гоголя и вообще обо всех авантюрных героях в мировой культуре. Это то, как именно сопутствует им успех и когда, и где и когда их ждет неудача, неприятная полоса. Подавляющему большинству авантюрных героев в и мировой культуре и у Гоголя успех сопутствует в начале их деятельности, их истории, в середине. А неудача, неприятная полоса, или, можно даже сказать, расплата, как правило присутствует в конце их истории. Возможно, это даже закон всех авантюрных героев мировой культуры. Есть некоторые исключения, но исключения, только подтверждают правило.

У Чичикова все шло прекрасно, а в конце поэмы наступило разоблачение. То же случается и с Хлестаковым. Джо Брэдли весьма удачно действовал на протяжении всего фильма, всей истории, его отношения с принцессой развивались очень и очень успешно, положительно. Катастрофа для Джо, как для человека, как для мужчины, как для журналиста наступает в конце фильма, когда он, любящий принцессу человек, вынужден смириться с окончательным расставанием с ней, терпит катастрофу и его журналистский проект. Он счел для себя невозможным использовать в профессиональных целях интервью с принцессой и серию фотоснимков, сделанных его итальянским другом и коллегой. Равик из «Триумфальной арки» жил и работал, любил Жоан и жил с ней, все на протяжении романа было весьма и весьма неплохо для него, включая и прекрасную поездку на Лазурный берег. В конце, опять происходит катастрофа. Жоан навсегда покидает главного героя, а сам он оказывается во французском лагере для интернированных. История Гурова и женщины, с которой он знакомится и завязывает роман в Ялте развивается по тому же сценарию. Начало истории и сама история проходят под знаком удачи, радости, приятного приключения. Боль и печаль, безысходный тупик наступают в конце рассказа. Влюбленные чувствуют себя, как две птицы, которых посадили в разные клетки. И они никак не могут найти выход из этой ситуации. Рет Батлер, добивающийся Скарлетт на протяжении всего романа, и даже тогда, когда она стала его женой, чувствует в конце безысходную усталость и жестокое разочарование. Он уходит, уходит навсегда. Гумберт навсегда теряет Лолиту и оказывается в тюрьме. Хотя до этого — тот же закон, та же ситуация — все для него развивалось весьма и весьма неплохо и даже удачно. Он женился на матеря Лолиты, Шарлотте, похожей на Марлен Дитрих, жил в благополучном браке с любящей его супругой, красивой женщиной. Жестокое поражение испытывают все авантюрные герои Чейза в конце его романов.

Но есть и авантюристы—победители, авантюристы—счастливчики, правда, их гораздо меньше. Это месье Бонэ, его дочь Николь, ее красивый и образованный жених в ярком и блестящем фильме «Как украсть миллион», это Евгений Лукашин в «Иронии судьбы», Жорж Дюруа в «Милом Друге». Это Штирлиц в «Семнадцати мгновений весны».

Думается, что конец Чичикова и Хлестакова закономерен. Они не в силах избежать той участи, которая их постигает. В несчастной любви Батлера, Джо Брэдли, Равика и Гурова есть справедливая неотвратимость их судьбы. Как людей, как мужчин. Влюбленные Лукашин, эксперт—криминалист и актер, персонаж фильма «Тутси» побеждают, потому что должны победить. Они любят. Они сильны, обаятельны, удачливы, они победители по своей натуре. они победители по закону. Миллионер из фильма «Красотка» в конце оказывается счастливым и любящим, любимым мужем очаровательной проститутки, классический американский хэппи-енд, и мы вспоминаем, как он избрал гуманный и честный путь сотрудничества со своей бывшей жертвой. Как он защищал свою возлюбленную. Эти победы не могли не состояться. И они состоялись.

Проиграли Чичиков и Хлестаков. Победил Гоголь. Для того, чтобы создать авантюрных героев, надо и самому при этом быть авантюристом, хотя бы в душе. Гоголь — это авантюрист—победитель. Вечный победитель. Он вошел в наши души, в наши сердца легко и просто, и остался там навсегда. Да, несомненно, Гоголь, Николай Васильевич Гоголь — это тоже авантюрист. Вечный авантюрист—победитель. Авантюрист, одержавший огромную и блестящую победу во всех своих произведениях.

К списку научных работ

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 25 Ноября в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений».