«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 12:00 до 19:00
  • Ср — с 12:00 до 19:00
  • Чт — с 14:00 до 21:00
  • Пт — с 12:00 до 19:00
  • Сб — с 12:00 до 18:00
  • Вс — с 12:00 до 18:00

Продажа билетов прекращается за 1 час
до закрытия музея

Последний вторник месяца — санитарный день

  • +7 495 691-45-47

Запись на экскурсии:

  • +7 495 690-58-81

Урок в музее

Запись на уроки по телефону: +7 495 690-58-81
Консультации по проведению уроков: +7 495 695-84-96

Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть

Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть

Подробное описание на сайте Городского методического центра

В ходе проведения урока в музее, посвящённом жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя, учащиеся могут ознакомиться с кабинетом, в котором писал Гоголь, с комнатой, в которой пьеса «Ревизор» читалась автором, а также смогут увидеть первых исполнителей главных ролей Городничего и Хлестакова. По итогам работы групп может быть проведена классная конференция «Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть».

Для подготовки к уроку вы можете воспользоваться дополнительными материалами:

Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 14 томах. Том 4 — Ревизор.

Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. — Т. 3.

Вересаев В.В. Гоголь в жизни. — Том 1. Систематический свод подлинных свидетельств современников.


Мертвые души. Разговор по душам

Мертвые души. Разговор по душам

Урок построен в форме практического занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности и дискуссии. Выполняя задания учащиеся знакомятся со следующими темами школьной программы по литературе: история создания «Мёртвых душ»; нравственная проблематика поэмы; специфика жанра. Также урок использует междисциплинарные связи (история, обществознание, МХК): особенности работы цензурных комитетов; развитие городской архитектуры; особенности государственного учёта населения в XIX веке; особенности социально-философской мысли XIX века (западники, славянофилы).

Центральный вопрос урока: как Гоголь определял идейный смысл своего произведения и как понимали поэму его современники. Конфликт между замыслом автора и восприятием поэмы современниками является концептуальным ядром, вокруг которого выстроен урок.

Для подготовки к уроку вы можете воспользоваться дополнительными материалами:

Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 14 томах. Том 14 — Письма 1848–1852 гг.

Манн Ю. В. В поисках живой души: «Мертвые души»: Писатель —критика — читатель. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1987. — 351 с. — (Судьбы книг).

Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников / Ред., предисл. и коммент. С. И. Машинского. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1952. — С. 511–525.