Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 10:00 до 22:00
  • Ср — с 10:00 до 22:00
  • Чт — с 10:00 до 22:00
  • Пт — с 10:00 до 22:00
  • Сб — с 10:00 до 22:00
  • Вс — с 10:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«Крылов»

13 Февраля — 31 Марта

  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»
  • «Крылов»

Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с детства. Написанные два столетия назад, они и в наши дни не потеряли своей злободневности. Образы различных персонажей из крыловских басен хранятся в нашей памяти, мы нередко вспоминаем о них в различных жизненных ситуациях.

Иван Андреевич Крылов был одним из самых читаемых писателей в России в первой половине XIX века

Его басни расходились неслыханными по тому времени тиражами в десятки тысяч экземпляров. Издание каждой новой его книги становилось событием в духовной жизни страны. Басни Крылова стоят в ряду самых значительных достижений русской литературы.

Крупная и необычная фигура Крылова была одной из самых заметных в тогдашнем Петербурге. Даже те из современников, кто не разделял общего восхищения крыловскими баснями, отдавали должное его обширному уму и оригинальному острословию.

Нет другого значительного русского писателя, который, прожив долгую жизнь, умудрился бы столь же мало рассказать о себе окружающим. Он не оставил не только записок, но и ни одной автобиографической строки. Никто из современников не мог с полной уверенностью судить о задушевных мыслях и чувствах этого человека. События его внутренней жизни надежнее всего прикрывали многочисленные анекдоты о самом себе, которые он постоянно рассказывал окружающим.

Упорное нежелание Крылова рассказывать о себе, нежелание оставить потомкам какие-либо автобиографические материалы, придает особую ценность воспоминаниям о нем современников. Многие современники прекрасно понимали, сколь важны окажутся их свидетельства для будущих поколений

На выставке представлены издания из фондов Дома Гоголя, в которых собраны мемуары и дневниковые записи современников Крылова, книги о его жизни и участии в литературной, театральной и художественной жизни того времени.

Поэт, при жизни признанный великим и народным, наделенный высокообразованным умом и мудрым знанием жизни, в своих стихах создал удивительно верный и беспощадный портрет эпохи.

Всего Крылов создал около 205 басен. Из них 110 басен проиллюстрировано. Существует большое количество массовых изданий басен Крылова с иллюстрациями художников самых разных стилей и направлений. В XX веке их иллюстрировало более пятидесяти художников — Н.И. Альтман, П.А. Алякринский, В.С. Баюскин, И.Я. Билибин, Ю.А. Васнецов, А.М. Гончаров, А.А. Дейнека, М.В. Добужинский, Б.А. Дехтерев, И.С. Ефимов, А.М. Каневский, Д.Н. Кардовский, В.М. Конашевич, Кукрыниксы, Б.М. Кустодиев, А.М. Лаптев, Д.С. Моор, Е.Н. Нарбут, Е.М. Рачёв, К.И. Рудаков, С.Я. Сенькин, В.А. Серов, В.А. Фаворский и др.

Мы хотим обратить внимание на несколько имён — это художники разных времён и стилей, известные и забытые

Интересны иллюстрации художника-гравера А.П.Сапожникова (1795-1855) к басням Крылова. Андрей Петрович Сапожников сумел оставить неповторимый след в самых разных областях: он одновременно и военный инженер, и живописец, и график, и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений, используемого до сих пор.

Сапожников проиллюстрировал 93 басни: сделал рисунки, а затем резанные теневым контуром гравюры для роскошного издания 1834 г., предпринятого А.Ф. Смирдиным. Его рисунки отличаются точностью и бытовой достоверностью, отмечены тонким мастерством и выразительностью, но главное — передают своеобразие, русский национальный характер крыловского басенного творчества. Гравюры Сапожникова по свидетельству современников очень нравились Крылову. На выставке представлен прекрасно иллюстрированный том басен, выпущенный Российской государственной библиотекой и издательством «Пашков дом» с цветными гравюрами А.П. Сапожникова.

В 1866 году в типографии Эдуарда Веймара вышло очередное собрание басен Крылова, включающее девять сборников. В издание также вошли биографический очерк, написанный П.А. Плетневым, и объяснительный словарь. Книга была иллюстрирована 36 цветными литографиями художника Р. К. Жуковского (1814-1886). Рудольф Казимирович Жуковский — рисовальщик, литограф, акварелист, живописец, карикатурист, иллюстратор. В 1840-е гг. приобрёл широкую известность как художник-иллюстратор: сотрудничал с Н.А. Некрасовым в альманахе «Физиология Петербурга», иллюстрировал «Конька-горбунка» П.П. Ершова, басни И.А. Крылова и др. Для художника было характерно обращение к реалистичному отображению городской действительности, стремление дать непосредственные зарисовки повседневности, тяготение к «натуральной школе». На выставке в качестве иллюстративного материала представлены копии литографий Жуковского к басням Крылова и биографический очерк о художнике.

Прекрасный образец книжной графики эпохи модерна — иллюстрации Альфонса Жабá (1878-1942) к басням Крылова. Они были выполнены в 1914 году по заказу знаменитого издательства А.Ф.Девриена, которое выпускало дорогие подарочные книги. Прекрасный мастер линии, цвета и композиции, Жаба создал стильные работы, органично сочетающиеся с миром крыловских басен. На выставке представлено переиздание сборника басен Крылова с великолепными иллюстрациями Альфонса Константиновича Жаба, которое осуществило Санкт-Петербургское издательство «СЗКЭО». В качестве предисловия в книгу включен отрывок, посвященный творчеству Крылова, из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.

«Как же иллюстрировать эти басни — на первый взгляд простые, а на самом деле необыкновенно сложные и глубокие?», писал художник Евгений Михайлович Рачёв в статье «Художник о баснях»

На этот вопрос он ответил, прежде всего, своим творчеством: «Сохраняя по возможности первоначальную направленность басни и её иносказательность — рисуя зверей, а не людей, но одевая героев в костюмы времён Крылова, — я стараюсь приблизиться к автору. Я буду счастлив, если мне хоть в какой-то мере удастся подняться до степени крыловской выразительности». Е.М. Рачёв (1906–1997) — советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. Цветные рисунки Рачева нарядны, красочны, декоративны, они очень точно характеризуют героев басен. Заложивший за спину лапы Волк, прищуривший один глаз Кот, одетая в капор Лисица — знакомы всем с детства и очень похожи на исторических персонажей.

Иван Андреевич Крылов был известен в музыкальных кругах Петербурга — его знали и как тонкого ценителя музыки, и как профессионального музыканта. Земляк и друг Крылова, известный литератор П.А. Плетнев писал позднее: «В искусстве игры на скрипке И.А. Крылов довел себя до такого совершенства, что с лучшими виртуозами того времени разыгрывал самые трудные квартеты». «Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке...», вспоминала А.О. Смирнова-Россет. Иван Андреевич давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.

Неудивительно, что яркие образы героев крыловских басен были близки не только художникам, но и музыкантам, композиторам. Первым музыку к басням Крылова написал А.А. Плещеев (1778-1862), одарённый композитор и виолончелист. Попытку написать музыку к басням Крылова предпринял и В.Ф. Одоевский (1804-1869). К ранним произведениям А.Г. Рубинштейна (1829-1894) относятся музыкальные иллюстрации к басням Крылова. В центре внимания Рубинштейна были те басни, в которых в сатирической форме высказываются мысли об искусстве, художниках и критиках. В 1900-х годах опубликовал свои произведения на тексты басен Крылова В.И. Ребиков (1866 — 1920). Ребиков драматизирует форму басни, он озаглавил свои произведения «Басни в лицах. Сцены для детей». «Пять басен И. Крылова» Ц.А. Кюи (1835 — 1918) написаны в привычном для романсового творчества этого композитора стиле.

На выставке представлены нотные издания на тексты басен Крылова из фонда нотно-музыкального отдела Дома Гоголя

«Две басни Крылова для смешанного квартета» А.Т. Гречанинова (1864-1956) — оригинальная страница не только в творчестве композитора, но и в русской хоровой музыке в целом. Д.Д. Шостакович (1906-1975) сочинил «Две басни И.Крылова для голоса (меццо-сопрано) с оркестром». Произведение было написано в 1922 году в Петрограде и относится к консерваторским работам композитора. Всегда популярны и востребованы музыкальные сказки для детей на тексты басен Крылова. В.М. Орлов (1858-1901) — хоровой дирижёр, композитор и собиратель народных песен — сочинил детскую оперу «Снегирь и ласточка». В издании также напечатаны подробные указания композитора к постановке оперы, написанные в 1895 году. Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» С.М. Соснина (1937) отличается яркостью игрового сюжета, необычайной мелодичностью, доступностью для исполнения детьми.

Издания из фондов Дома Гоголя дополнены иллюстративными материалами и подробными аннотациями. Сроки проведения выставки: с 13 февраля до конца марта.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00

К списку выставок

Цикл авторских мастер-классов «Куклы из сундучка» 25 Мая в 12:00

Часть II. Путешествие по городам и весям