«Едиными устами и единым сердцем»

20 февраля — 30 апреля 2024

О Событии

В глубокую древность уходят традиции русского хорового пения — ценнейшего богатства нашей национальной культуры. Великий талант народа создал неповторимо прекрасный мир, в котором отразился весь духовный строй русского характера. Своеобразие русской хоровой культуры сложилось под влиянием социальных условий и особенностей формирования всей национальной культуры.

В основании русской хоровой культуры лежит традиция единства музыкально-поэтического творчества и исполнительства, свойственная фольклору и профессиональному искусству на раннем этапе развития. Это сложная многоотраслевая система.

Древнейшей формой культовой музыки являлось так называемое знаменное пение. Строение и развитие знаменного пения определялось осмогласием, представлявшим собой систему, складывающуюся из «восьми самостоятельных частей — гласов (откуда и ее название), из коих каждый представляет собой сумму характеризующих его мелодических оборотов — попевок, в совокупности своей образующих суть знаменного распева...». Принадлежность песнопения к тому или иному гласу означала, что мелодия его построена на основе устойчивого типа интонаций данного гласа.

Самым значительным наследием певческого искусства средневековья явилось «великое, всецело русское древнее звукоискусство распевания», составившее существенную особенность национального хорового исполнительского искусства.

Достигнув высокого уровня развития, певческое искусство подготовило смену музыкально-стилистических формаций. Знаменное пение, лишившись прежнего господствующего положения, уступает место принципиально отличному стилю, основанному на аккордово-гармоническом принципе, красочному и полнозвучному, свободному от узкой церковности — партесному многоголосию.

Партесный концерт — крупнейшая форма хоровой музыки «партесного столетия» от середины XVII до середины XVIII веков. Истоки его лежали в «концертирующем стиле» венецианской школы второй половины XVI века

В XVIII веке русская музыкальная культура претерпела глубокие изменения. Наряду с традиционным церковным пением и домашним музицированием возникают новые формы общественного бытования музыки, а с ними и новые жанры. Хоровое исполнительство, окончательно отделившись от процесса создания музыки, формируется в самостоятельный род художественной деятельности с соответствующей профессионализацией.

Основным жанром, характеризующим искусство XVIII века, стала опера. Важнейшее значение для дальнейшего развития хорового искусства имело использование хоровой музыки и хорового ансамбля в качестве основного компонента оперного спектакля.

Хоровое искусство первой трети XIX века окончательно утвердилось в основных видах хорового композиторского творчества, в формах и разновидностях хорового исполнительства. Главным достижением периода стало образование в профессиональных оперных труппах Петербурга и Москвы хоровых коллективов как самостоятельных исполнительских единиц, являвшихся частью более крупного ансамбля, а также распространение академического хорового пения в любительских кругах и учебных заведениях. Преобладающей формой хорового исполнительства в России оставалось пение a cappella, связанное с культовым обрядом.

К началу 90-х годов XIX века хоровая культура заняла прочное место в музыкальной жизни столичных и многих провинциальных городов России. Главным ее достижением явился расцвет исполнительского искусства профессиональных хоров русских оперных театров, базировавшихся на могучем подъеме национального композиторского творчества.

Русская хоровая исполнительская школа как единое художественное направление к началу XX века сложилась из различных вариантов исполнительских стилей и исполнитель-ских манер. На ее формирование повлияли многие факторы: существование национальных певческих традиций, влияние иных прогрессивных тенденций и их творческое осмысление, возрастающее разнообразие жанров хоровой музыки и обогащение ее идейно-художественного содержания.

Своеобразие русского хорового искусства связано с традициями национальной культуры, с выработанными под их влиянием общими чертами музыкального творчества, со сложившейся системой идейно-художественных особенностей того или иного социально обусловленного направления.

Национальное своеобразие певческого искусства и, в первую очередь, сложившиеся певческие традиции особенно ярко проявились в период секуляризации русской музыки в связи с проникновением на Русь барокко, принявшего на себя исторические функции Возрождения. Новый стиль партесной музыки, практически представляя церковное пение, нес общую светскую направленность и выражал определенный качественный скачок.

Последующий качественный скачок хоровое исполнительское искусство пережило под влиянием прогрессивных идей Глинки и традиций «Новой русской музыкальной школы». Эстетические принципы деятелей музыкальной культуры в обращении к народному творчеству и древнерусским истокам профессиональной музыки имели огромное значение для формирования реалистических тенденций хорового исполнительства, для возрождения и развития в новых исторических условиях основополагающих традиций национального певческого искусства, накопленных веками.

Расцвет русской хоровой исполнительской школы сопровождался усилением ее роли в европейской и особенно западнославянской музыкальной культуре. Рассматривая вопрос взаимовлияния, следует выделить главное — несомненную общность, которая лежала в основе деятельности русских и славянских музыкантов, то есть стремление к утверждению национального своеобразия отечественной культуры.

К достоинствам лучших хоровых коллективов современники относили высокое профессиональное мастерство и художественную дисциплину, виртуозное владение всеми приемами вокально-хоровой техники, безукоризненную чистоту интонации, тончайший ритмический ансамбль, ясность голосоведения и четкость дикции. Ценнейшим наследием стало тембровое своеобразие и эмоциональная насыщенность хорового звучания, осмысленность прочтения певцами текста и рожденная этим естественность и оправданность вокальной интонации. Наиболее характерной особенностью русских хоров являлась распевность, идущая от песенной раздельности, от фраз, обусловленных широким певческим дыханием.

В читальном зале размещена книжно-иллюстративная выставка «Едиными устами и единым сердцем. Хоровое искусство России», которая раскрывает фонды «Дома Гоголя». Выставка доступна в часы работы библиотеки.


Где проходит

Читальный зал

Поделиться
Яндекс.Метрика