«Спектакль»

1 мая — 21 июня 2015

О Событии

«Спектакль» — дуэтная выставка работ театральных художников Марии Никитичны Сапрыкиной и Ларисы Леонидовны Лукониной. В экспозиции — эскизы декораций и костюмов в диапазоне от 1950-х (М. Н. Сапрыкина) до 1970-х, 1980-х и 1990-х годов (Л. Л. Луконина).

Название выставки появилось совершенно естественным образом. Смотришь, смотришь работы театральных художников, и в какой то момент понимаешь, что смотришь вовсе не эскизы, а непосредственно сам спектакль, и все твое внимание приковано к меняющейся сцене. Драма, балет, опера... Спектакль прошлых лет! Мы снова станем его первыми зрителями, побываем в канонических пространствах эстетик, присущих тому или иному времени. Как решены декорации... березовый лес в «Снегурочке» — классическая простота, и очень русская тема, а как архитектурно отстроены, как логичны и внятны мизансцены в «Грозе», «Пучине» художника Марии Сапрыкиной! И далее, далее — в семидесятые, восьмидесятые, девяностые — к работам Ларисы Лукониной, в совершенно иные времена, в другой пластический язык, в безусловную новацию тех лет и безусловный композиционный вкус, шарм, элегантность, изящество. 

Мы приглашаем Вас в театр, — третий звонок!

Мария Сапрыкина родилась в 1927 году на хуторе вблизи города Ельца Липецкой области, в крестьянской семье. Ребенком привезли ее в Елец, где она окончила среднюю школу, а затем в 1949 году поступила на театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. С 1955 года Мария Сапрыкина стала работать художником-постановщиком театра города Златоуст, затем города Каменск-Уральского (видимо, это официальные даты начала работы «на театре», — так как в большом объеме имеются театральные эскизы, датированные более ранними, 1953-м и 1954-м годами). Мария Никитична Сапрыкина работала в театрах русской провинции. Создавала эскизы декораций и костюмов к спектаклям, без которых просто немыслим русский театр. Классический репертуар, постановки по произведениям Александра Островского: «Гроза», «Пучина», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», оперные постановки «Золотой петушок», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка». В экспозиции выставки «Спектакль» — эскизы декораций и костюмов, датированные пятидесятыми годами. Полное, абсолютное погружение в атмосферу спектакля, «действа», приходит при взгляде на работы Марии Никитичны. В 1960 году, к сожалению, прекратилась ее работа для театра, но Мария Сапрыкина осталась в профессии, много занималась пейзажной и портретной живописью, принимала участие в городских, областных, региональных, международных выставках. Вскоре персональные выставки Марии Никитичны сменились дуэтными выставками с дочерью, художником Еленой Ненастиной. В 2012 году работы Марии Никитичны Сапрыкиной получили высокое признание на выставке во Дворце наций в Женеве. И в том же 2012 году Мария Никитична ушла из жизни. Произведения М. Н. Сапрыкиной находятся в музеях и картинных галереях России, частных коллекциях России, Италии, Германии, Франции, Швейцарии. 

Вся жизнь Марии Сапрыкиной — это пример честного служения призванию и профессии

Даже в свой последний день она подарила миру признание в любви — написанный утром пейзаж... Очень жаль, что Мария Никитична недолго работала в театре, потому что не только декорации, не только костюмы прорабатывались ею к образам, — сами образы рождались, вставали в полную мощь — даже в виде карандашного наброска, и столь наглядно и доказательно в этом случае со-режиссерство Художника постановщику спектакля!

Работы Марии Сапрыкиной для выставки «Спектакль» в «Доме Гоголя» любезно предоставила художник Елена Ненастина, бережно сохраняющая работы своей мамы.

Лариса Леонидовна Луконина родилась в 1934 году в Ленинграде. Детство ее пришлось на блокадные годы. Окончив семь классов средней школы, в 1949 году, она поступила на живописный факультет Таврического художественного училища. После окончания училища «с отличием» в 1954-м году Лариса поступила в Академию художеств (Институт им. И. Е. Репина) на факультет графики, училась и одновременно слушала курс истории театра и костюма театрально-художественного факультета Академии. В 1962 году Лариса Луконина была приглашена Даниилом Лидером, главным художником ленинградского телевидения, на должность художника-постановщика «Лентелефильма», где и работала бессменно до начала 1990-х «перестроечных» годов, которые принесли «Лентелефильму» упразднение, а художнику открыли другие горизонты. Лариса Луконина стала главным художником Театра оперы и балета им. Римского-Корсакова Санкт-Петербургской консерватории, а затем художником-постановщиком Санкт-Петербургской детской филармонии. Лариса Леонидовна Луконина ушла из жизни в 2009 году. 

Только лишь за время своей творческой деятельности на „Лентелефильме“ она оформила более 160 (!) кинофильмов

Приводим лишь наиболее значительные из них:
— «Моя Кармен» (режиссер В. Окундов; «Гран-При» Всесоюзного фестиваля);
— «Галатея» (режиссер А.Белинский; «Гран-При» фестиваля в Праге и приз зрительского выбора в Лондоне);
— «Старое танго» (режиссер А. Белинский);
— «Незнакомка» (режиссер А. Белинский; приз фестиваля в Венеции);
— «Эзоп» (режиссер О. Рябоконь);
— «Али-Баба и сорок разбойников» (режиссер О. Рябоконь);
— «Шурале» (режиссер О. Рябоконь);
— «Египетские ночи», «Карнавал», «Золушка» (фильмы-балеты Е. Поповой).

Параллельно с работой в кино и после работы на «Лентелефильме» Ларисой Лукониной были оформлены многочисленные балетные, оперные и драматические спектакли, напоминаем опять же лишь некоторые:
— «Лебединое озеро» («Интурист», редакция В. Ганибаловой);
— «Жизель» («Интурист», редакция В. Ганибаловой);
— «Сильфида» и «Жизель» (Театр им. Римского-Корсакова, редакция Н. Долгушина);
— «Спящая красавица» (Музыкальный театр в Краснодаре, балетмейстер Е. Сережинков);
— «Пеппи-длинный чулок» и «В старой Вене» (балетмейстер Е. Сережинков);
— «Пышка», «Па-де-катр», «Моцарт», «Карнавал» (Театр Валентины Ганибаловой; балетмейстер В. Ганибалова);
— «Так поступают все женщины» (Театр оперы и балета имени Римского-Корсакова).

Одна из самых лучших работ Ларисы Лукониной — оформление балета «Безумный день» на музыку В. А. Моцарта (балетмейстер Б. Эйфман). Работы Ларисы Леонидовны для выставки «Спектакль» в «Доме Гоголя» предоставлены Валентиной Ганибаловой и Марфой Ямщиковой — женой и дочерью Саввы Васильевича Ямщикова.

«Индивидуальность и самобытность работ Ларисы Лукониной объединены духовной основой художественных поисков. Основой чисто петербургской, отличающейся необычайной тактичностью, строгой требовательностью к себе и подлинной скромностью. 

Работы рождены в атмосфере петербургской культуры, более степенной и сдержанной на фоне бравурной и торжествующей культуры московской

Меня привлекает эта „фарфоровая“ изысканность, любование тончайшими деталями, умение деликатно и ненавязчиво разговаривать со зрителем... Я благодарен моей жене, известной петербургской балерине Валентине Ганибаловой, и нашей дочери Марфе за то, что они познакомили меня с дивным художником с невских берегов — Ларисой Лукониной» (Савва Ямщиков).

Поделиться
Яндекс.Метрика