Литературно-театрализованные встречи в Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя как форма расширения музейного пространства

Митарчук Е. А. (Москва), сотрудник Центральной городской библиотеки-мемориального центра «Дом Гоголя» / 2006

Театрализация — потребность в зрителе всегда была необходимым условием гармонии творческого процесса. Для писателя «зрителем» был и остается читатель. «Жизнь» музея писателя не будет полной без такой формы интерактивной работы, как литературно-театрализованные встречи, которые составляют обязательную часть музейного пространства, являющегося, в свою очередь, неотъемлемой составляющей пространства культурного.

Литературно-театрализованные встречи проводятся во всех литературных музеях, представляя один из самых насущных элементов меморации.

От их идейного содержания и художественного уровня зависит общее представление о музее не только, как об учреждении культуры, но и как о «живом» доме писателя.

В этом контексте литературно-театрализованные встречи являются одним из основных проектов Центральной государственной библиотеки-мемориального центра «Дом Гоголя».

Дверь в квартиру Н. В. Гоголя открывали многие знаменитые современники писателя, театральные деятели с громкими именами, входившие в его близкое окружение: А. Н. Островский, М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский...

Литературное произведение в пушкинскую и гоголевскую эпоху, как правило, выходило в свет только после того, как было представлено на суд авторитетного критика или критиков. Понятия «писатель» и «литературный салон» стали неразрывны.

Создатель литературного произведения нуждался в оценке его произведения литературной общественностью. Н. В. Гоголь считал первым своим критиком А. С. Пушкина.

Смерть А. С. Пушкина стала для Н. В. Гоголя-писателя личной трагедией. Потеряв А. С. Пушкина, как главного своего читателя и критика, Н. В. Гоголь, вряд ли, в лице людей даже из самого своего ближайшего окружения нашел ему замену. Но, тем не менее, в традициях времени читал все, что им было написано нового в литературно-театральных гостиных и на вечерах в домах, которые считал дружественно настроенными по отношению к себе.

Соответственно, и сам великий писатель бывал в качестве слушателя и гостя в салонах, где читали другие авторы, живо интересовался литературными новинками, замечал появление молодых талантливых литераторов.

Из современных ему молодых драматургов Н. В. Гоголь считал самым талантливым Александра Николаевича Островского, пьесу которого «Банкрут», позднее получившую название «Свои люди — сочтемся», прослушал с середины до конца, стоя в дверях гостиной дома профессора М. П. Погодина на Девичьем поле в Москве. Писатель Нина Молева утверждает, что у А. Н. Островского всю жизнь хранился медальон с отзывом Николая Васильевича Гоголя о впечатлении, произведенном на него чтением А. Н. Островским «Банкрута» в доме М. П. Погодина.

Великий писатель и драматург, философ-богоискатель, блистательный педагог и ученый-историк был еще и «человеком-артистом», блистательным чтецом своих произведений, одним из зачинателей «театра одного актера».

Термин «человек-артист» появился на рубеже 19-20 веков. Н. В. Гоголь, безусловно, выступил как предтеча разработчиков этого понятия, среди которых имена Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше, Александра Блока, Андрея Белого.

Основу литературно-театрализованных встреч в Доме на Никитском бульваре заложил сам Н. В. Гоголь. 5 ноября 1851 года в гостиной дома графа А. П. Толстого в Москве состоялось чтение знаменитым автором его величайшего творения — комедии «Ревизор». На чтение были приглашены актеры

Императорского Малого театра, старые друзья писателя — известные литераторы и их молодые коллеги. Этому чтению суждено было стать последним публичным выступлением Н. В. Гоголя.

Писатели И. С. Тургенев и Г. П. Данилевский оставили воспоминания об этом замечательном факте в истории русской культуры и русского театра .

История литературно-театрализованных встреч самым тесным образом связана с историей Центральной городской библиотеки-мемориального центра «Дом Гоголя». В 1973 году в здании на Никитском бульваре была открыта библиотека, основанная в 1923 году по инициативе Н. К. Крупской, располагавшаяся на Большой Никитской улице почти полвека до переезда на Никитский бульвар. Библиотека имела большие просветительские традиции: в ней действовал отдел «Книга на дом», в котором работали книгоноши, разносившие книги по домам больных и престарелых читателей, а также ученым. После переезда в здание на Никитском бульваре в библиотеке были открыты два новых отдела — «Нотно-музыкальный» и «Читальный зал». Отдел «Книга на дом» был закрыт. Но его упразднение компенсировалось появлением в структуре библиотеки уникального музея — «Мемориальные комнаты Н. В. Гоголя».

Культурные традиции библиотеки стали благоприятной почвой для проведения в музее литературно-театрализованных встреч и участия в них большого круга москвичей, по большей части, интеллигенции.

Главная особенность литературно-театрализованных встреч в «Доме Гоголя» заключалась в том, что они проходили непосредственно в гоголевской приемной в бывшей его квартире. Поэтому они и получили название «Литературно-театрализованные встречи в Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя». Таким образом, местом их проведения была непосредственно экспозиция музея.

Любая музейная экспозиция является местом святым. Это средоточие культурных, исторических, археологических ценностей, имеющих колоссальное значение для формирования эстетического вкуса посетителя, влияющее на его духовную и психическую жизнь, воспитывающее чувство патриотизма и уважения к достижениям человеческого духа и человеческой цивилизации.

Музейный экспонат обладает виртуальными свойствами. Его «проекция» в настоящее высвечивает целый мир, раскрывает подробности исторической эпохи, являет зрителю значительнейшие моменты бытия, связанные с тематикой музея.

В каждой музейной экспозиции есть экспонаты, несущие сакральный смысл. Таким знаковым «объектом», безусловно, является камин, находящийся в гоголевской гостиной и воспринимающийся как символ самопожертвования писателя и его литературного подвига.

Около камина размещается стол первой половины 19 века. Из воспоминаний современников Н. В. Гоголя, посещавших его в доме на Никитском бульваре, известно, что примерно такой стол стоял здесь, когда великий писатель, работавший в то время над вторым томом поэмы «Мертвые души», жил в семье своих друзей графов Толстых. Стол служит импровизированной кафедрой для выступающих на мероприятиях. Дверь в кабинет писателя остается при этом открытой. Создается эффект гоголевского «присутствия», придающий исключительное своеобразие литературно-театрализованным встречам в «Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя».

В любой музейной экспозиции есть элемент «театральности». Это неизбежно, потому что, как правило, во всех музейных помещениях висит ограничивающий канат или стоит стул музейного смотрителя, а также есть надписи, таблички, пояснения, стеклянные витрины, «прикрывающие» особо ценные экспонаты... Помещения в мемориальных музеях предназначены не для жизни, а для обозрения посетителями.

Пространство литературно-мемориальных музеев, являясь искусственной средой, обязательно рождает у посетителей театральные ассоциации. Например, директор Культурного центра Украины в Москве, доктор исторических наук, член-корреспондент АПН Украины Владимир Ефимович Мельниченко пишет в своей книге, посвященной Михаилу Грушевскому следующее: «Стоял с Михаилом Жулинским в мемориальной комнате около той печи, в которой сгорели гоголевские рукописи, и думал, как в Культурном центре Украины в Москве в конце ХХ столетия, когда отмечалось 190-летие со дня рождения Н. В. Гоголя, проходили репетиции спектакля по мотивам повести „Старосветские помещики“ (режиссер Валер ий Фокин)».

Литературно-театрализованные встречи закономерно продолжают музейное пространство, являясь его органической частью.

Нина Михайловна Молева стала первой ведущей литературно-театрализованных встреч, проводящихся в гоголевской гостиной с 1975 года. История литературно-театрализованных встреч, связанная непосредственно с Н. М. Молевой-ведущей занимает довольно протяженный период времени — 20 лет.

Директором библиотеки в те годы была Елена Александровна Хрущева — представительница знаменитого русского дворянского рода Хрущевых, водившего знакомство с самим А. С. Пушкиным. На пост директора Елена Александровна была назначена в суровые годы Великой Отечественной войны. Почти сорок лет она находилась на этом посту.

Знаменитая актриса, легенда русского театра, народная артистка СССР Елена Николаевна Гоголева, игравшая на сцене Малого театра, историческими корнями связанного с именем Н. В. Гоголя, поскольку на его сцене 25 мая 1836 года состоялась московская премьера «Ревизора», приходилась кузиной Е. А. Хрущевой. Е. Н. Гоголева была частым гостем «Дома Гоголя» и привлекла к участию во встречах многих именитых актеров Малого театра.

При Елене Александровне Хрущовой был создан музей «Мемориальные комнаты Н. В. Гоголя в Городской библиотеке № 2». Е. А. Хрущова и Галина Михайловна Бурова — заслуженный работник культуры РСФСР, бывший главный библиограф библиотеки, позднее заведовавшая «Мемориальными комнатами Н. В. Гоголя», принимали прямое участие в организации и проведении встреч.

Вот что писала об этих встречах сама Нина Михайловна: «В 1966 году главный талызинский дом был передан одной из старейших советских библиотек... Вместе с открытием в составе библиотеки Мемориальных комнат великого писателя ... в ноябре 1975 года были возрождены и „Гоголевские среды“ с участием артистов Государственного академического Малого театра.

По замыслу организаторов „сред“, каждый вечер представляет оригинальную сценическую композицию, позволяющую раскрыть ранее неизвестные обстоятельства в жизни и творчестве Н. В. Гоголя, его литературного и музыкального окружения. За время существования „Гоголевских сред“ на них были показаны программы: „Загадка Невского проспекта“, „Портрет“, или семь лет из жизни одной повести», «Шесть приездов Гоголя в Москву», «Последние дни Гоголя», «Гоголь и музыка», «Листы из старого альбома», «Вблизи Старых Вязем», «Дом в Чернышевском переулке». Гостьей «сред» была народная артистка СССР Е. Н. Гоголева, в них участвовали народный артист РСФСР Б. Н. Телегин, заслуженные артисты РСФСР Г. Куликов, М. Новохижин, В. Борцов, М. Овчинникова, Р. Филиппов, молодые артисты Государственного Малого театра«.

Литературно-театрализованные встречи не только обогатили духовный, нравственный и эстетический потенциал их устроителей и участников, позволив им войти в гоголевский мир, но и способствовали формированию музейного фонда. Так, многие вещи, составляющие основу фонда музея, были подарены «Мемориальным комнатам Н. В. Гоголя» именно ими — теми, кто приходил и приходит в гоголевские комнаты на встречи с прекрасным.

Среди этих бесценных экспонатов: посмертная маска Н. В. Гоголя, выполненная скульптором Н. Рамазановым, подаренная скульптором М. Домбровской, прижизненные издания Н. В. Гоголя и ковер московской работы середины Х1Х века — от коллекционера Н. Величко. В. Сорокин подарил номер пушкинского «Современника» с опубликованной в нем повестью «Нос», искусствовед В. Ермонская — терракотовый барельефный портрет Н. В. Гоголя скульптора Н. Андреева. От А. Цветкова поступили гравюры с портретами русских писателей. Были также подарены многочисленными энтузиастами книги, литографии, предметы быта первой половины Х1Х века, фотографии, плакаты, афиши...

Новый период в истории литературно-театрализованных встреч в Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя начался с 2001 года с приходом на пост директора библиотеки Веры Павловны Викуловой. В 2005 году Городская библиотека № 2 им. Н. В. Гоголя получила статус Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Гоголя». В «Доме Гоголя» активизировались научно-исследовательская и издательская деятельность, организация выставок, стало проводиться масштабное научное мероприятие Гоголевские чтения. Библиотека оснастилась оргсредствами последних поколений. Взят курс на создание Молодежного интеллект-центра, проводятся презентации книг, вернисажи, фестивали, начал работу Дискуссионный литературно-философский клуб «В Доме Гоголя».

Устроители литературно-театрализованных встреч ушли от классической схемы театрализации, предусматривающей преимущественное участие в мероприятиях артистов и музыкантов. Наряду с ними выступают : писатели, поэты, ученые, журналисты, кинематографисты, культурологи, искусствоведы, музейные работники, студенты ...

Расширение круга участников встреч связано с особенностями времени, когда идет мощное наступление научно-технического прогресса, несомненно, влияющего на внутренний мир человека, становящегося год от года все более прагматичным, утрачивающим прелесть романтического взгляда на себя, на мир и на свое место в мире.

Задачей литературно-театрализованных встреч в настоящий момент, безусловно, является борьба за экологию человеческой души.

При создании плана встреч, составляемого на год, непременно учитываются гоголевские приоритеты — место писателя в мировой культуре, религиозность, круг знакомств, география его путешествий, пристрастия в литературе, искусстве и науке.

Диапазон тематики литературно-театрализованных встреч последних лет намного шире тех тем, которые поднимались в 70-80 годы. К тому же, происходит большое обогащение тематики встреч за счет участия в них ученых, выступающих на Гоголевских чтениях, ежегодно проводимых «Домом Гоголя».

Музей — это синтетическая структура, обладающая свойствами органическими. Поэтому он сам «притягивает» к себе определенный круг людей, которые становятся его частью.

Есть постоянный круг участников литературно-театрализованных встреч, сформировавшийся в соответствии с духовными потребностями посетителей «Дома Гоголя».

В «Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя» выступали:

доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии при РАН В. А. Воропаев, ст. научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького, доктор филологических наук И. А. Виноградов, доктор филологических наук И. А. Есаулов, кандидаты филологических наук, доценты МГУ им. М. В. Ломоносова П. Н. Долженков и Г. В. Москвин , народные артисты России Геннадий Печников, Геннадий Бортников, Владимир Заманский, заслуженные артисты России Виктор Никитин и Василий Куприянов, писатели Владимир Оболенский — потомок знаменитого княжеского рода, Валентина Боровицкая и Игорь Золотусский — авторы книг о русской литературе, поэты Юрий Батяйкин, Александр Шишкин, Катя Рубина, Ольга Иванова, Татьяна Милова, Елена Егорова, художник, музыкант и поэт Александр Роцков — ведущий клуба «В Доме Гоголя», художник Владимир Александрович, художник по тканям Анна Черных, крымский художник Евгений Владимиров, музыканты, лауреаты международных конкурсов, солисты Большого театра РФ Станислав Дьяченко, Наталья Яхонт, Максим Золотаренко, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Дольская, скрипач-композитор Павел Салиман, лауреат премии имени Г. Свиридова, певец Александр Пашкевич , родственники знаменитых людей, чьи имена связаны с именем Н. В. Гоголя — кандидат исторических наук, праправнук А. С. Пушкина , внучтатый правнук Н. В. Гоголя Г. А. Галин, кандидат филологических наук, правнучка В. А. Гиляровского Е. Г. Киселева и ее дочь художница Елена Абаренкова, зять замечательного русского художника «серебряного века» С. М. Романовича, председатель инициативной группы по пропаганде творческого наследия С. М. Романовича В. К. Скворцов, кандидат психологических наук, родственница О. В. Гоголь-Головня Р. Т. Сверчкова, члены семьи Головней-Шаровых — кандидат физико-математических наук А. Б. Делоне , художник А. Б. Шаров, музейные работники — академик архитектуры В. А. Резвин, кандидат искусствоведения А. Ф. Крашенинников, М. С. Гладилин, А. И. Куншенко, литературный критик И. Р. Монахова, краевед, автор книг по истории Владимирского края, исследователь истории ревизских сказок Н. В. Большакова, молодые поэты и музыканты Илья Медников и Слава Светлый, филолог Роман Рожков, поэты-барды Юрий Кириенко-Пилюгин и Владимир Кучерь ...

Участие в литературно-театрализованных встречах требует большого актерского мастерства, умения выстраивать взаимоотношения с залом в форме хэппенинга, быть изобретательным костюмером и декоратором.

Атмосфера театральности присуща не только литературно-театрализованным встречам. Она носит перманентный характер в жизни «Дома Гоголя». Даже посмертная маска Николая Васильевича Гоголя уложена на черный французский бархат, имеющий отношение к музыке. Нина Молева утверждает, что сестра композитора Д. Д. Шостаковича Зоя Дмитриевна поступилась для этой благородной цели своим концертным платьем.

Литературно-театрализованные встречи зарекомендовали себя как популярная культурно-образовательная программа. Встречи «включены» в общую интеллектуальную сферу с Гоголевскими чтениями и Литературно-философским клубом «В Доме Гоголя», поскольку зачастую бывают посвящены острейшим проблемам гоголеведения. Так, например, повесть Н. В. Гоголя «Шинель», являющаяся одним из «центров притяжения» для ученых, несколько раз была темой литературно-театрализованных встреч и обсуждалась на заседании Литературно-философского клуба Причем, на заседании клуба — под совершенно неожиданным углом зрения. «Гоголевская „Шинель“ глазами шахматиста-профессионала» — так была озаглавлена тема «Круглого стола» с участием соавтора книги «Поправка Фишера», члена Союза писателей России Леонида Бараева. Участники встреч и заседания клуба пришли к выводу, что «шинель» — это образ-символ России.

Тема России — главная тема Н. В. Гоголя и русской литературы. Лучшие из мероприятий «Дома Гоголя» посвящаются этой теме. С презентацией трилогии о корнете Оболенском — книги о судьбе России, показанной через призму восприятием потомком знаменитого княжеского рода Оболенских, выступал в «Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя» член Союза писателей России, действительный член РАЕН, президент Международного союза потомков титулованного дворянства Владимир Николаевич Оболенский — потомок рода князей Оболенских по линии Глухово.

С этой ветвью был связан родством князь Дмитрий Александрович Оболенский — друг Н. В. Гоголя, оставивший воспоминания о жизни писателя в период его работы над вторым томом поэмы «Мертвые души» и пребывании в доме графов А. П. и А. Г. Толстых.

Презентация книги в музее всегда сродни театральной премьере. Фактически, мы можем говорить о появлении нового жанра в культурологии — премьера книги. В презентации трилогии о корнете Оболенском приняла участие замечательная актриса Маргарита Смирнова, исполнившая роль Алисы в пьесе Владимира Оболенского «Вечеринка в конце лета», премьера которой состоялась в 1980 году на сцене Московского Театра комедии (режиссер-постановщик В. Рыжий). Участие в мероприятии актрисы углубило в нем элемент «театральности».

В эстерьере презентации книги всегда фигурирует гоголевский камин. Книга выставляется на каминной полке. Рядом с книгой органично смотрятся свеча в подсвечнике и букет цветов. Таким образом, посредством чисто театрального приема подчеркивается преемственная связь между современным писателем и Н. В. Гоголем.

В. Н. Оболенский — филолог, выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова. «Дом Гоголя» считает своей святой обязанностью поддерживать тесную связь с МГУ им. М. В. Ломоносова, поскольку Н. В. Гоголь был Почетным профессором Московского университета и дружил со многими его профессорами.

Среди проектов «Дома Гоголя» есть проект «Семинарские занятия в Мемориальных комнатах Н. В. Гоголя». «Семинарские занятия» связаны с проектом «Литературно-театрализованные встречи».

В «Семинарских занятиях» есть также элемент театрализации, поскольку занятия проводятся в гоголевской гостиной, превращающейся на время их проведения в студенческую аудиторию, в которой сидят рядом представители всех поколений и профессий, являющиеся поклонниками великого писателя.

Литературно-театрализованные встречи в мемориальном музее

представляются перспективной формой расширения музейного (культурного) пространства. Они являют из себя синтез многих видов художественного творчества. Каждое из мероприятий такого плана является полифункциональной структурой с элементами искусства театра.

Яндекс.Метрика