«Шинель» в Пермском театре кукол

14.12.2013 00:00

Три премьеры представляет театр кукол в течение декабря. Первая — музыкальная кукольная драма «Шинель» по повести Гоголя (либретто Вадима Жука, музыка Сергея Иванова). Идея постановки принадлежит покойному Игорю Тернавскому, который руководил театром в течение восемнадцати лет. Начатую им работу над спектаклем завершил режиссер Дмитрий Заболотских. Со сцены звучит не проза Гоголя, а стихи современного автора, музыка и голоса персонажей даны в фонограмме, планшетные куклы (художник Алла Гониодская) сделаны из папье-маше и лишены каких бы то ни было механических элементов... Но чудесным образом создается полное ощущение, что поют и декламируют сами персонажи, а страдания Акакия Акакиевича Башмачкина (артист Владимир Пинягин) — существа, обладающего «пленительным даром каллиграфии», но не умеющего вписаться в окружающую действительность, — абсолютно реальны.

Пермская кукольная постановка «Шинели» необычна прежде всего тем, что там нет прозы Гоголя в привычном виде, по жанру это музыкальная драма — куклы и хоры поют и декламируют стихи.

Сценический мир спектакля, созданный мастером кукол Аллой Гониодской (США, Сиэтл) и музыкальными стихами драматурга Вадима Жука (Москва/Петербург), отлично передаёт иррациональный, фантасмагоричный мир повести Гоголя.

В нём по бульварам Петербурга шествуют мундиры, шубы и пальто; бумаги, которые так старательно переписывает чиновник Башмачкин, образовывают целые бумажные моря, буквы танцуют и поют, а новая шинель Акакия Акакиевича принимает поздравления вместо него самого.

Пленительный каллиграфический дар Акакия мне показался единственной его защитой от недоброго мира. Поэтому явился хор-ансамбль букв, его друзей и соратников. — Вадим Жук, автор либретто.

По замыслу авторов спектакля, главная тема спектакля — человеческое достоинство. Гоголевский мотив беззащитности человека режиссёры адаптируют к подростковому восприятию и углубляют, задавая вопрос: а что такое человек сам по себе?

Вся мораль, вся этика строится на том, что человек сам по себе, уже по праву рождения, достоин любви. Но в практической жизни это, к сожалению, не так. Мы не любим людей самих по себе, мы любим их за что-то. Необходимы внешние атрибуты — власти, социального положения, статуса, и только человек, обладающий ими, может претендовать на любовь, уважение и какое-то положение в обществе. Гоголь показывает эту проблему с помощью гениальной метафоры: с одной стороны шинель, это «пальто», одежда, которая сохраняет тепло, и без которой человек просто замерзнет в холодном Петербурге. Но с другой стороны шинель это «мундир», знак общественного положения. И человек может выжить только тогда когда в полном порядке обе эти функции шинели. А если что-то нарушено, он погибает либо от холода, либо от унижения. Это очень жестокий мир. Что мне дорого у Гоголя? Тема мечты о лучшем и справедливом мире, где человека любят не за шинель, не за должность, а просто за то, что он есть. Таким, наверное, был мир до грехопадения, и мечта о нем для меня очень важна. — Дмитрий Заболотских, со-режиссёр.

Постановкой «Шинели» Пермский театр кукол настаивает: мы — не только детский театр, «играя в куклы», можно и нужно рассуждать на серьёзные темы. Спектакль адресован не только детям, но и подросткам, изучающим школьную программу литературы, а также их родителям — тем взрослым, кому небезразлично проверить себя, не застыла ли душа. «Шинель» в Пермском театре кукол — как раз такой, семейный, дискуссионный, трогательный спектакль о том, что такое — быть человеком.

Яндекс.Метрика