О Событии

Дорогою у меня обыкновенно
развивается и приходит на ум содержание;
все сюжеты почти я обделывал в дороге

Н. Гоголь

Когда великого русского писателя одолевали жизненные невзгоды и тягостные переживания, он хотел лишь одного — уехать, скрыться, сменить обстановку. Что он и делал каждый раз, когда намечался очередной крах творческих планов. Дорожные приключения и впечатления, которые получал Николай Гоголь во время поездок, помогали ему рассеяться, обрести внутреннюю гармонию и избавиться от хандры.

Писатель имел обыкновение обдумывать свои будущие творения в дороге. Именно в пути, под стук копыт и звон колокольчиков, обретали свои очертания его персонажи. Во время езды он вдруг начинал слышать их речи, вглядываться в выражения их лиц. Он становился свидетелем поступков своих героев и постигал их внутренний мир.

Так сложилось, что дорога стала излюбленным художественным образом в творчестве Гоголя. Герои его произведений непременно куда-то едут, а в пути с ними что-то происходит

Сюжетным стержнем многих произведений писателя является мотив дороги. :Дорога — житейский и духовный путь писателя, его путь к истине и спасению, его физическая потребность, его лекарство. География странствий охватывает Малороссию, Петербург, Москву, Западную Европу, Иерусалим, Рим и необъятные российские просторы, по которым мчится тройка Чичикова. К практически всем художественным персонажам Гоголя ведет дорога, как в прямом, так и в символическом смыслах, а вместе с ней — философское размышление о российском бытие.

Подобно кузнецу Вакуле, отправившемуся на чёрте в Петербург накануне Рождества за черевичками для Оксаны, в рождественские дни 1828 года Николай Гоголь примчался в столицу империи. «Строгий, стройный вид» города-мечты неожиданно был увиден им, провинциалом, в хаотическом, жутковатом движении: «Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; дома росли и будто подымались из земли, на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней». И это тоже дорога...

Прожив пять лет в Петербурге, Гоголь создал фантасмагорическую картину Невского проспекта (и это тоже дорога) с несущимся тротуаром и неподвижными каретами, с растягивающимся и ломающимся в своей арке мостом, домом крышею вниз, с алебардой часового, которая вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела на реснице глаза. Писатель населил проспект Петербурга, цветочным водопадом дам, сыплющимся от Полицейского до Аничкова мостов, атласными и бархатными бакенбардами, тонкими, узенькими талиями, щегольским сюртуком с лучшим бобром, нежными родителями, гувернерами всех наций, голодными титулярными советниками, носом майора Ковалева, ровно в три часа дня прогуливающегося по проспекту и т.д.

Литератор П.А.Анненков, хорошо знавший Гоголя, так обозначил его петербургский период исканий:

С 1830 по 1836 годы, то есть вплоть до отъезда за границу, Гоголь перепробовал множество родов деятельности — служебную, актерскую, художническую, писательскую. С появлением „Вечеров на Хуторе“, имевших огромный успех, дорога, наконец, была найдена...

В Париже Гоголю легко писалось о начале похождения Чичикова. «Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы, словом вся православная Русь. Мне даже смешно, как подумаю, что пишу Мертвых душ в Париже», — признавался Гоголь Жуковскому в ноябре 1836 года.

После Парижа, изъездив множество европейских городов, Гоголь очутился в Риме, «городе-деревне», — полной противоположности французскому Вавилону.

В 1837 году писатель приехал в Рим. Город обратил писателя к мысли, что недостаточно показать лишь пошлость и ничтожество мира, важно показать дорогу к духовному, религиозному очищению. И начинать очищение каждому надо с себя.

Вечный город подарил русскому писателю физическое и душевное спокойствие

Он с раннего утра принимался за работу. Как и прежде, для вдохновения, для развития содержания поэмы ему нужна была дорога: «Мне бы дорога теперь, да дорога в дождь, слякоть, через леса, через степи, на край света...» (письмо из Рима — Погодину 1840 года).

«Николай Гоголь — самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия, — не написал, а будто отлил в бронзе эти слова В.Набоков, — умер в Москве, в четверг, около восьми часов утра, 4-го марта 1852 года. Он не дожил до 43-х лет».

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика