«Андреев Николай Андреевич. Жизнь. Образы. Идеи»

О Событии

К 145-летию со дня рождения А.Н. Андреева

Творческое наследие скульптора Н. А. Андреева стало национальным достоянием нашей страны.
А. Н. Шефов

Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.

Н. А. Андреев еще в начале века был известен как автор портретов деятелей русской культуры — Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. В портретах были точно переданы характеры героев. Андреевские портретные скульптуры знаменитых русских мыслителей А. И. Герцена и Н. П. Огарева украшают уютный дворик старого здания Московского университета. Признанные шедевры мастера — памятники Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому.

Наиболее значительным из всего, что было создано Николаем Андреевым, является памятник Н. В. Гоголю

Работа над ним заняла несколько лет напряженного труда (1906-1909). Идея сооружения памятника великому писателю увлекла скульптора. Она потребовала глубокого осмысления темы, изучения документальных материалов и исторических особенностей эпохи.

Скульптор выезжал на Украину, много рисовал с натуры, изучал местные типы, собирал материал для барельефов памятника, запечатлевших знакомых каждому гоголевских персонажей из «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», из «Мертвых душ» и «Ревизора». Поэтому памятник великому писателю на Никитском бульваре непременно останавливает внимание прохожих — так ярко и верно изображение. Образ Гоголя правдив и поэтичен. Поза, движение, мимика просты и естественны. Форма воплощения образа монолитна, силуэт ее выразителен.

В 1910 г. был сооружен памятник доктору Ф. П. Гаазу как дар Андреева городу Москве. Скромный скульптурный бюст с надписью на пьедестале: «Спешите делать добро» — напоминал о деяниях врача, помогавшего людям в бедах и болезнях.

Андреев работал над рельефами для гостиницы «Метрополь» и фасада Третьяковской галереи. Значительное место в творчестве скульптора занимают статуэтки, в которых он обращается к традиции народной игрушки, яркой по цвету и лаконичной по форме

Андреева связывала тесная дружба с руководителями и артистами Московского Художественного театра. Он работал над оформлением постановок, делал шутливые панно, карикатурные куклы и т. д. Темой всего послеоктябрьского творчества Андреева стала Лениниана — серия скульптурных и графических портретов В. И. Ленина.

Однозначно, творческое наследие Николая Андреевича Андреева велико, и оно продолжает служить людям.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика