«Мы за ценой не постоим». Война в творчестве Б. Окуджавы
О Событии
Великой победе в войне 1941 – 1945 годов и 100-летию Булата Окуджавы посвящается
Грустью и иронией, т. е моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня глубоко
Булат Окуджава
Булат Шалвович родился в Москве 9 мая 1924 г., на Арбате. Он считал себя «арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором». Пробовать писать Булат начал рано.
Когда остался без родителей, жил с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. Добровольцем ушёл на фронт. В декабре 1942 года был ранен.
Вернувшись с войны, поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Получив диплом, работал учителем в сельской школе под Калугой . Переехав в Москву в 1950-х гг., Окуджава работал в издательствах, редакциях журналов и газет, печатал стихи. В 1956 г. вышел первый сборник «Лирика», через три года — «Острова»
Постепенно начал петь свои стихи под гитару, сначала в кругу друзей, затем перед широкой аудиторией. Булат Окуджава говорил, что в его жизни было много удач, но самая главная пришла к нему в день, когда он первый раз придумал мелодию к своему стихотворению. Это случилось в 1956 г., хотя до этого он уже сочинил несколько песен, в том числе одну на фронте - «Нам в холодных теплушках не спалось…» Популярность пришла быстро, некоторые песни стали символом поколения и времени.
«Мои настроения совпали с настроениями эпохи. И все…», — отмечал Б. Окуджава.
Тема войны — одна из главных в его творчестве. Она во многом пронизана воспоминаниями о «буре военной вселенской», участником которой он был. С любовью и грустью он пишет о своих сверстниках, многие из которых не вернулись домой. Добровольно уходили в ополчение, умели радоваться малому и под смертельной опсностью хранили в сердцах «надежды маленький оркестрик».
На свет появились такие песни, как «Живые, вставай-подымайся...», «А мы с тобой, брат, из пехоты...», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Песенка о ночной Москве», «Путешествие в памяти»... Заслуженной любовью пользуются песни: «Мы за ценой не постоим» к кинофильму «Белорусский вокзал» или «Бери шинель, пошли домой» из кинофильма «От зари до зари». Свои стихи и песни он посвящал, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь.
В балладе «Король» он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Леньки Королева, который «кепчонку, как корону — набекрень, и пошел на войну», погиб в боях, но остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.
Свой поэтический дар поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб.
В майские праздничные дни на улицах и площадях, со сцен концертных залов и из окон домов вновь и вновь звучит мелодия победного марша:
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот... Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
В память о войне, в память о поэте.