Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
Два ботанических автографа Гоголя Карташев В. С. (Москва), сотрудник Медицинской Академии им. И. Н. Сеченова

Н. В. Гоголь в течение всей своей жизни интересовался ботаникой. Увлечение ботаникой началось еще в гимназические годы, и этому в немалой степени способствовали такие педагоги как И. С. Орлай. О серьезной для того времени ботанической подготовке Гоголя свидетельствует малоизученный автограф — рисунки акварелью двух растений в его ученической тетради с подписями рода и вида растений, расположенных согласно принятой в то время классификации. Вторым малоизученным ботаническим автографом Гоголя, сохранившимся до нашего времени, является список названий растений на латинском языке, на листе, вложенном в записную тетрадь с заметками по этнографии и сельскому хозяйству 1849 — 1850 годов. Вероятно, этот список связан с дорожными впечатлениями Гоголя, с его поездками за границу, «по святым местам». Увлечение Н. В. Гоголя ботаникой нашло свое отражение в его произведениях, прежде всего в таких, как «Старосветские помещики» и «Мертвые души».

Московский «Дом Гоголя»: прошлое, настоящее и будущее Викулова В. П. (Москва), кандидат педагогических наук, директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», Заслуженный работник культуры РФ

Ритм и троичность в идиостиле Гоголя (на материале цикла «Миргород») Арват Н. Н. (Нежин, Украина), д.ф.н., профессор Нежинского государственного педагогического института

В. Я. Брюсов. «Испепеленный. К характеристике Гоголя»: язык описания и рецепция описываемого Калмыкова В. В. (Москва), сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Работа В. Я. Брюсова «Испепеленный. К характеристике Гоголя» (1909 г.) — серьезная веха развития науки о творчестве Н. В. Гоголя. Воспринятая частью критики сочувственно, она подверглась категорическому осуждению со стороны другой части критики. Брюсовская трактовка художественного метода Гоголя продолжала линию Ап. Григорьева — А. А. Потебни и во многом повлияла на изменение восприятия гоголевского творчества в читательской среде ХХ в.

Формы лиризма в творчестве А. Белого («Серебряный голубь») и Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») Треногина Е. В. (Владимир), сотрдуник Владимирского государственного педагогического университета

Экспрессия страха в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Нещерет Е. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

Гоголь и Белинский о воспитании женщины Сашина Р. Б. Гоголь и Белинский о воспитании женщины

Несмотря на полную противоположность взглядов — убежденный монархизм Гоголя и республиканизм Белинского, страстное стремление Гоголя веровать и полнейшее равнодушие к религии Белинского, конфликтную ситуацию, возникшую после написания знаменитого письма Белинского к Гоголю — несмотря на все это, есть вопрос, по которому их взгляды сходятся. Вопрос этот — положение женщины в обществе, ее воспитание, семья и брак.
Восхищение женщиной — дань романтизму — исходно характерны и для Гоголя, и для Белинского. В дальнейшем оба переходят от романтического восторга перед красотой к глубокому уважению к уму, силе чувства и высокой нравственности русской женщины.
Положение женщины в обществе, ее бесправие возмущают обоих. Гоголь в «Мертвых душах», Белинский в статье о «Евгении Онегине» Пушкина с негодованием и сарказмом описывают, как в их время воспитывают женщин.
Для обоих авторов характерно обращение к теме «женщина в семье» и, далее, к проблеме становления того типа культурной и нравственной семьи, которая вскоре будет названа интеллигентной. Белинский в своей критической мысли и в собственной жизни, Гоголь в творчестве и в эволюции своего художественного идеала оба знаменуют начало этого процесса.

Двуликий Сквозник-Дмухановский (К истории сценической интерпретации) Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Картина мира Гоголя Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Рассматривается модель мира, которая лежит в основании «Сорочинской ярмарки». Купля и продажа товаров на ярмарке реализуются посредством обрядов, имеющих истоком архаичные отношения обмена, связанные с ритуалом жертвоприношения. «Красная свитка», которую приносит на ярмарку черт, является ресурсом, не вступающим в отношения купли и продажи. Симпатическая сила, которая тянет друг к другу парня и девушку, аналогична тем мистическим силам, которые заставляют воссоединиться разорванные куски красной свитки. Соединению любящих способствует «волшебный помощник» в лице цыгана, которому герой жертвует своих быков. Обращение к ритуалам «антиповедения» позволят по-новому взглянуть как на цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», так и на «Мертвые души» Гоголя.

К пушкинским аллюзиям в «Записках сумасшедшего» Белоногова В. Ю. (Нижний Новгород), к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университета

Н. В. Гоголь и Н. М. Языков: природа диалога Амехина Е. Е. (Саратов), сотрудник Саратовского государственного университета

«Портрет». Художники-«назарейцы» и гоголевская концепция христианского искусства Барабаш Ю. Я. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье рассматривается вопрос об отношении Гоголя к художникам, известным в истории европейского искусства под именем «назарейцев», в частности, к Францу Овербеку. Этот относительно локальный эпизод духовной и творческой биографии писателя дает, однако, возможность затронуть некоторые существенные аспекты гоголевской концепции христианского искусства, а также охарактеризовать различные трактовки этой концепции в гоголеведении.

Контуры художественной философии Гоголя Мильдон В. И. (Москва), д.ф.н., профессор ВГИК им. С. А. Герасимова

Первый биограф Гоголя П. А. Кулиш Виноградов И. А. (Москва), д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

Автор первой биографии Гоголя и издатель его сочинений украинский писатель и историк Пантелеймон Александрович Кулиш (1819 — 1897) оказал решающее влияние на последующих гоголевских биографов. Однако нельзя доверять тому облику Гоголя, который создал Кулиш в своих «Записках о жизни Н. В. Гоголя...» (СПб., 1856). Главной причиной неадекватного отражения Кулишом личности Гоголя — различие их религиозных и политических взглядов.

Рыцари веры или филистерские мещане? Гетман Л. И. (Нежин, Украина), к.ф.н., доцент Нежинского государственного педагогического университета им. Н. В. Гоголя

«Записки сумасшедшего» и «Записки из подполья» Золотусский И. П. (Москва), член Союза Российских писателей

Связь между творчеством Гоголя и Достоевского, кажется, очевидна. Но наряду с этим тема «Гоголь и Достоевский» — только начинает осваиваться современным литературоведением.

Статья И. Золотусского — попытка конкретизировать эту связь на примере сопоставления двух повестей: «Записки сумасшедшего» и «Записки из подполья». Единственная в своем роде монологическая вещь в прозе Гоголя (где о себе говорит сам герой) находит продолжение и обогащение в исповедальном характере психологизма Достовевского.

«Сон Тараса» в повести Гоголя «Тарас Бульба» Кривонос В. Ш. (Самара), д.ф.н., профессор Самарского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются символические значения и сюжетные функции такого существенного для «Тараса Бульбы» структурного элемента, как сон Тараса. До настоящего времени он не привлекал к себе специального внимания исследователей. В результате анализа по-новому раскрываются и интерпретируются важные аспекты смыслового содержания повести Гоголя.

Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ

Статья рассматривает схожие сюжеты Гоголя и Гофмана с точки зрения гротеска. Гоголь воплотил архаическое и амбивалентное (гротескное) восприятие человеком олицетворенной матери-земли и ее позднефольклорных продолжений: подземной нечисти и женщины-ведьмы как агента земли и нечисти в мире людей.

Гофман представил волшебный мир чреватым как добром (то есть духовно и телесно питающим мир людей), так и злом. В природе («земле») функционально разведены архаический и культурный (человеческий) уровни. Раздвоена как женская натура вообще (на волшебную и земную), так и собственно волшебная — на добрую и злую. Человеческая наука соотнесена с природной магией (волшебством) и также может быть направлена как к добру, так и ко злу. Этим снимается гротескная слитность смеха и ужаса, испытываемых человеком по поводу родства с природой и влечения к ней.

Полтора века спустя. Гоголь в современном литературоведении Воропаев В. А. (Москва), д.ф.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

«... сто пятьдесят лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя — обязывает к серьезному разговору о состоянии дел в отечественном гоголеведении...»

Дом Гоголя на Никитском бульваре: историко-архитектурная хронология Викулова В. П. (Москва), кандидат педагогических наук, директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», Заслуженный работник культуры РФ

«В самом центре Москвы, около Арбатских ворот укрылся усадебный ансамбль, который начал складываться еще в XVII веке...»