Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
Создание памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 г. Клейменова Р. Н. (Москва), член Общества любителей российской словесности

Статья посвящена истории исследования творчества Н. В. Гоголя в ОЛРС и вкладу общества в создание памятника Н. В. Гоголю в 1909 г.

Авантюрный герой в произведениях Гоголя и мировой культуре Савельев О. А. (Москва)

Синтаксическая адъективация предложно-падежных форм (на материале произведений Н. В. Гоголя) Хоменюк В. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

Психологическое восприятие образов произведений Н. В. Гоголя младшими школьниками Муссалитина Е. В. (Москва), сотрудник Московского педагогического государственного университета

Автор статьи является профессиональным психологом и писателем. Им был проведен психологический эксперимент, в котором приняли участие дети в возрасте от 6 до 10 лет. В качестве вербального материала были выбраны три произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница» и «Вий». После их прочтения проводилась беседа с детьми. Затем дети выполняли рисунки к наиболее понравившемуся произведению. Автором статьи выявлены психологические особенности восприятия младшими школьниками произведений Н. В. Гоголя.

Гоголь и Александр I (из комментариев к «Мертвым душам») Гуминский В. М. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье предпринимается очередная (см. работу «Гоголь и Наполеон» в «Первых гоголевских чтениях») попытка выявить слой исторических реалий александровской эпохи в «Мертвых душах». В полемике с Д. С. Лихачевым утверждается «типологическое сходство» между Маниловым и Александром I, рассказываются малоизвестные факты из истории строительства Храма Христа Спасителя в Москве по проекту архитектора А. Л. Витберга.

Иллюстрации художника В. Горяева к «Мертвым душам» Куншенко А. И. (Москва), сотрдуник Музея-усадьба «Абрамцево»

Два ботанических автографа Гоголя Карташев В. С. (Москва), сотрудник Медицинской Академии им. И. Н. Сеченова

Н. В. Гоголь в течение всей своей жизни интересовался ботаникой. Увлечение ботаникой началось еще в гимназические годы, и этому в немалой степени способствовали такие педагоги как И. С. Орлай. О серьезной для того времени ботанической подготовке Гоголя свидетельствует малоизученный автограф — рисунки акварелью двух растений в его ученической тетради с подписями рода и вида растений, расположенных согласно принятой в то время классификации. Вторым малоизученным ботаническим автографом Гоголя, сохранившимся до нашего времени, является список названий растений на латинском языке, на листе, вложенном в записную тетрадь с заметками по этнографии и сельскому хозяйству 1849 — 1850 годов. Вероятно, этот список связан с дорожными впечатлениями Гоголя, с его поездками за границу, «по святым местам». Увлечение Н. В. Гоголя ботаникой нашло свое отражение в его произведениях, прежде всего в таких, как «Старосветские помещики» и «Мертвые души».

Московский «Дом Гоголя»: прошлое, настоящее и будущее Викулова В. П. (Москва), кандидат педагогических наук, директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», Заслуженный работник культуры РФ

Ритм и троичность в идиостиле Гоголя (на материале цикла «Миргород») Арват Н. Н. (Нежин, Украина), д.ф.н., профессор Нежинского государственного педагогического института

В. Я. Брюсов. «Испепеленный. К характеристике Гоголя»: язык описания и рецепция описываемого Калмыкова В. В. (Москва), сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Работа В. Я. Брюсова «Испепеленный. К характеристике Гоголя» (1909 г.) — серьезная веха развития науки о творчестве Н. В. Гоголя. Воспринятая частью критики сочувственно, она подверглась категорическому осуждению со стороны другой части критики. Брюсовская трактовка художественного метода Гоголя продолжала линию Ап. Григорьева — А. А. Потебни и во многом повлияла на изменение восприятия гоголевского творчества в читательской среде ХХ в.

Формы лиризма в творчестве А. Белого («Серебряный голубь») и Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») Треногина Е. В. (Владимир), сотрдуник Владимирского государственного педагогического университета

Экспрессия страха в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Нещерет Е. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета

Гоголь и Белинский о воспитании женщины Сашина Р. Б. Гоголь и Белинский о воспитании женщины

Несмотря на полную противоположность взглядов — убежденный монархизм Гоголя и республиканизм Белинского, страстное стремление Гоголя веровать и полнейшее равнодушие к религии Белинского, конфликтную ситуацию, возникшую после написания знаменитого письма Белинского к Гоголю — несмотря на все это, есть вопрос, по которому их взгляды сходятся. Вопрос этот — положение женщины в обществе, ее воспитание, семья и брак.
Восхищение женщиной — дань романтизму — исходно характерны и для Гоголя, и для Белинского. В дальнейшем оба переходят от романтического восторга перед красотой к глубокому уважению к уму, силе чувства и высокой нравственности русской женщины.
Положение женщины в обществе, ее бесправие возмущают обоих. Гоголь в «Мертвых душах», Белинский в статье о «Евгении Онегине» Пушкина с негодованием и сарказмом описывают, как в их время воспитывают женщин.
Для обоих авторов характерно обращение к теме «женщина в семье» и, далее, к проблеме становления того типа культурной и нравственной семьи, которая вскоре будет названа интеллигентной. Белинский в своей критической мысли и в собственной жизни, Гоголь в творчестве и в эволюции своего художественного идеала оба знаменуют начало этого процесса.

Двуликий Сквозник-Дмухановский (К истории сценической интерпретации) Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Картина мира Гоголя Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Рассматривается модель мира, которая лежит в основании «Сорочинской ярмарки». Купля и продажа товаров на ярмарке реализуются посредством обрядов, имеющих истоком архаичные отношения обмена, связанные с ритуалом жертвоприношения. «Красная свитка», которую приносит на ярмарку черт, является ресурсом, не вступающим в отношения купли и продажи. Симпатическая сила, которая тянет друг к другу парня и девушку, аналогична тем мистическим силам, которые заставляют воссоединиться разорванные куски красной свитки. Соединению любящих способствует «волшебный помощник» в лице цыгана, которому герой жертвует своих быков. Обращение к ритуалам «антиповедения» позволят по-новому взглянуть как на цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», так и на «Мертвые души» Гоголя.

К пушкинским аллюзиям в «Записках сумасшедшего» Белоногова В. Ю. (Нижний Новгород), к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университета

Н. В. Гоголь и Н. М. Языков: природа диалога Амехина Е. Е. (Саратов), сотрудник Саратовского государственного университета

«Портрет». Художники-«назарейцы» и гоголевская концепция христианского искусства Барабаш Ю. Я. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье рассматривается вопрос об отношении Гоголя к художникам, известным в истории европейского искусства под именем «назарейцев», в частности, к Францу Овербеку. Этот относительно локальный эпизод духовной и творческой биографии писателя дает, однако, возможность затронуть некоторые существенные аспекты гоголевской концепции христианского искусства, а также охарактеризовать различные трактовки этой концепции в гоголеведении.

Контуры художественной философии Гоголя Мильдон В. И. (Москва), д.ф.н., профессор ВГИК им. С. А. Герасимова

Первый биограф Гоголя П. А. Кулиш Виноградов И. А. (Москва), д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

Автор первой биографии Гоголя и издатель его сочинений украинский писатель и историк Пантелеймон Александрович Кулиш (1819 — 1897) оказал решающее влияние на последующих гоголевских биографов. Однако нельзя доверять тому облику Гоголя, который создал Кулиш в своих «Записках о жизни Н. В. Гоголя...» (СПб., 1856). Главной причиной неадекватного отражения Кулишом личности Гоголя — различие их религиозных и политических взглядов.