Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
Таинственный прототип гоголевского творчества Белоусова В. В. д.ф.н., проф. Ин-та Неофилолгии Варминско-Мазурского ун-та — г. Ольштын (Польша)

В статье раскрывается игровая сторона творчества Гоголя, фокусника и фигляра. Потаенный Гоголь, подводные смыслы, заложенные им в поэме «Мёртвые души» и повести «Вий», раскрываются через аллюзию на образ философа П. Чаадаева. Данная интерпретация позволила обнаружить в названных произведениях иронически обыгранный образ философа в «разжалованном виде из генералов в солдаты», скрытый диалог с ним.

К замыслу «Старосветских помещиков» Белоногова В. Ю. к.ф.н., доцент каф. музеологии Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского (Н. Новгород)

В статье пересматривается общепринятая датировка возникновения замысла и начала работы Гоголя над повестью «Старосветские помещики». Автор выдвигает и обосновывает предположение о том, что импульсом к созданию повести мог послужить разговор о «Фаусте» Гете, состоявшийся в начале 1832 года в салоне А. О. Смирновой-Россет. Во второй части трагедии Гете парадоксально использовал древний сюжет о Филемоне и Бавкиде. Подхватив идею, Гоголь решает продолжить и последовательно развернуть эту «аналогию-наоборот». Впечатления от поездки на родину в июле-октябре 1832 года способствовали развитию этого уже существовавшего в воображении писателя замысла о малороссийских Филемоне и Бавкиде.

«...Как беззаконная комета...», или одиночество Гоголя (возвращение к теме) Барабаш Ю. Я. д.ф.н., проф. ИМЛИ РАН (Москва)

Проблема рассматривается в биографическом, психологическом и историко-литературном аспектах. Обосновывается тезис о «гоголевском барокко» как продолжении традиции украинского барокко, чем определялась известная «чужеродность» Гоголя, его одиночество в современной ему русской литературе, которой он был принят, но по-настоящему понят далеко не сразу.

«Авторская исповедь»: к истории названия и жанра Балакшина Ю. В. к.ф.н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

История текста «Авторской исповеди» Н. В. Гоголя показывает, что от момента написания в 1847 г. до момента печатной канонизации в 1855 г. и жанр, и название текста, известного нам сегодня как «Авторская исповедь», в восприятии современников постоянно менялись. В статье выделяется пять периодов в истории «Авторской исповеди», напрямую связанных с жанровой идентификацией этого текста. Первый период — прижизненный — связан с авторскими определениями будущей «Авторской исповеди» как «повести». На втором этапе, начинающемся сразу после смерти Гоголя, «Авторская исповедь» воспринимается как часть «Выбранных мест из переписки с друзьями». Постепенно выделившись в самостоятельный текст, «Авторская исповедь» получает на третьем этапе статус «автобиографии», на четверном (распространение в списках) — духовной исповеди, и на пятом (публикация текста) — исповеди авторской, литературной. В статье анализируется взаимосвязь читательского восприятия текста с его жанровым определением на каждом из выделенных этапов.

Гоголь и русская консервативная мысль Анненкова Е. И. д.ф.н., проф., зав. каф. рус. лит. РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

В статье творчество Гоголя рассматривается в контексте развития русской консервативной мысли. Преимущественное внимание уделяется понятиям «монарх», «государство», «вера», «традиция», «национальное самосознание». Устанавливаются смысловые сближения позиции писателя с концепцией Н. М. Карамзина, славянофилов (А. С. Хомякова, К. С. Аксакова), Л. А. Тихомирова. Вместе с тем выявляется особый подход художника к постановке и решению идеологических проблем, принципиально отличающий его авторов теоретических концепций.

«Игроки» Н. В. Гоголя в свете проблемы типологии героя (Н. В. Гоголь и А. А. Шаховской) Александрова И. В. к.ф.н., доцент каф. рус. и заруб. лит. Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского — г. Симферополь (Украина)

Проблема типологии комедийных героев Н. В. Гоголя анализируется на примере сопоставления его комедии «Игроки» с одноименной пьесой А. А. Шаховского как возможным претекстом. Обращается внимание на полемический характер гоголевской комедии по отношению к предшествующей жанровой традиции.

Малороссийская тема в изобразительных и книжных фондах московского Дома Н. В. Гоголя Викулова В. П., Митарчук Е. А., Овсянникова Е. А.

Совместный доклад сотрудников ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», Викуловой В. П., Митарчук Е. А., Овсянниковой Е. А.

Новый инструмент бюджетного финансирования Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Доклад директора ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидата педагогических наук, Заслуженного работника культуры РФ Викуловой В. П.

Мемориальные аспекты деятельности публичной библиотеки Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Доклад директора Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Н. В. Гоголя» Викуловой В. П.

Музеи в библиотеках, библиотеки в музеях Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Доклад директора Городской библиотеки № 2 им. Н. В. Гоголя" Викуловой В. П. на VIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации.

Концептуальные подходы к формированию модели публичной библиотеки с мемориальной функцией Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Доклад директора ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидата педагогических наук, Заслуженного работника России Викуловой В. П.

Библиотека Гоголя на рубеже веков: библиотечное и музейное направление работы Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Доклад Московской Городской библиотеки №2 им. Н. В. Гоголя.

О значении Гоголя в истории русской литературы Воропаев В. А. д.ф.н., проф. фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва)

Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, сознающего свою ответственность за то дело, к которому призван. Такие творцы, как Гоголь, по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии.

Мелкопоместное дворянство у Гоголя и Бунина Сосницкая М. С.
Н. В. Гоголь на Сакском курорте Викулова В. П.

Доклад директора ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидата педагогических наук, Заслуженного работника России Викуловой В. П.

Три малороссийских храма: Православная церковь и Н. В. Гоголь Викулова В. П.

Доклад директора ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидата педагогических наук, Заслуженного работника России Викуловой В. П.

Быт провинциальной усадьбы и русские писатели первой половины XIX века Викулова В. П.

Доклад директора ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидата педагогических наук, Заслуженного работника России Викуловой В. П.