Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
«Зеленый кафтан с зеленым воротником» (Хлестаков и чиновничество Николаевской эпохи) Зорин А. Н. (Саратов), доктор филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Работая над комедией «Ревизор», Гоголь от редакции к редакции достаточно последовательно убирал прямые указания на принадлежность Хлестакова к министерству финансов. Это позволило усложнить интригу пьесы, а также избежать недовольства чиновников финансового ведомства. Однако косвенные приметы, относящие героя к этому ведомству, были сохранены и в окончательных вариантах комедии.

После «Ревизора» (комедия Гоголя и театральная ситуация второй половины 1830-х годов) Патапенко С. Н. (Вологда), театровед, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается огромное воздействие комедии Гоголя «Ревизор» на театр своего времени. Выявляются причины недовольства автора первыми постановками комедии, новаторский характер его театральных идей — в соотношении с принципами сценического искусства во второй половине 1830-х годов.

Нуждался ли Пушкин в защите Гоголя? (к вопросу об авторстве «Лекарства от холеры») Дубровский А. В. (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук, научный сотрудник Рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, хранитель Пушкинского фонда

В статье характеризуется отношение Н. В. Гоголя к стихотворению, в то время ходившему по рукам с подписью А. С. Пушкина. На основании анализа сохранившихся списков «Лекарства от холеры» отводится версия о его эротическом подтексте и высказывается предположение о том, почему эти стихи были приписаны Пушкину и зачем их упоминал Гоголь.

Н. В. Гоголь и мейнстрим в русской журналистике второй четверти XIX века Прохорова И. Е. (Москва), кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

В статье характеризуется отношение Гоголя к журналистике — важнейшему общественному институту, профессии, журнально-издательской практике 1820-1840-х годов — как двойственное, с явным стремлением дистанцироваться от «срочной» словесности. Такая позиция писателя связывается с принципиальной амбивалентностью журналистики (несущей человечеству одновременно и новые возможности, и новые опасности) и тем «мейнстримом», который определял ее развитие в современной Гоголю России.

Индийский купец из города Мохтана и образ ростовщика в повести Гоголя «Портрет» (к вопросу об индо-азиатском мотиве в русском литературном сознании) Белоногова В. Ю. (Нижний Новгород), кандидат филологических наук, преподаватель кафедры музеологии и кафедры журналистики Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, член Пушкинской комиссии при научном совете РАН «История мировой культуры»

На основе архивных документов, связанных с обстоятельствами смерти индийского купца Моджерамы Мотомалова, который, по мнению современников, был прототипом ростовщика в гоголевской повести «Портрет», рассматривается эволюция индо-азиатского мотива в русском литературе того времени.

О соотношении жанрового и исторического мышления Н. В. Гоголя Джафарова К. К. (Махачкала), кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета и кафедры филологии Дагестанского института народного хозяйства

В статье рассматривается взаимосвязь жанрового и исторического мышления Н. В. Гоголя. Отметив особое значение для писателя этих категорий, автор, на примере жанра идиллии, анализирует в ней проявление исторических смыслов и делает вывод, что основные принципы жанрового мышления Гоголя: синтез жанров, их диалог, трансформация и проблематизация — особым образом коррелировали с историческими взглядами писателя.

Корректно ли творчество Гоголя рассматривать в историческом контексте общественной мысли его времени? Есаулов И. А. (Москва), доктор филологических наук, профессор Литературного института им. А. М. Горького, директор Центра литературоведческих исследований Российского православного университета

В статье разграничиваются понимание и изучение Гоголя. Демонстрируется зависимость понимания от типа контекста. Если изучение Гоголя в контексте общественной мысли его времени научно корректно, то понимание в этом же контексте — некорректно. Автор интерпретирует бахтинскую концепцию гоголевского гротеска, рассматривая ее в христианском контексте понимания, соприродном Slavia Orthodoxa.

«…вечно помнить в сердце моем полученный урок» (Н. В. Гоголь и Е. М. Хомякова) Воропаев В. А. (Москва), доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член СП России, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН

В статье рассматриваются обстоятельства последних дней жизни Н. В. Гоголя и его предсмертная запись, сделанная в связи с кончиной Е. М. Хомяковой. Работа выполнена в рамках проекта «Н. В. Гоголь и его окружение: Биобиблиографический словарь».

Смех Гоголя и русская гомилетическая традиция Гольденберг А. Х. (Волгоград), доктор филологических наук, профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Дидактическое начало в творчестве Гоголя традиционно рассматривается в контексте его публицистики и переписки. В статье показана органическая связь смеха Гоголя с традициями русской гомилетики, широко использовавшей сатирические приемы для обличения нравственных и социальных пороков, и отражение этих традиций в его художественных произведениях.

«Не произноси слов, слышим и без них святую правду твоей церкви...» (от риторики проповеди к пафосу молчания) Кравченко О. А. (Донецк, Украина), доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы и художественной культуры Донецкого национального университета

В статье осмысляется проблематика слова и молчания, актуализированная гоголевскими статьями о православной церкви. Делается вывод о том, что гоголевская трактовка православной проповеди восходит к идее внутреннего человека и его духовного опыта, в то время как католическое богослужение основывается на эстетическом воздействии проповедника-ритора.

Гоголь и русский исихазм (по материалам «Киево-Печерского патерика») Гуминский В. М. (Москва), доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, секретарь правления СП России

В рамках проблемы «Гоголь и исихазм» в статье рассматривается вопрос о влиянии на раннее (до 1835 г.) творчество писателя выдающегося памятника древнерусской литературы — «Киево-Печерского патерика».

Наследие любомудров и раннее творчество Гоголя Денисов В. Д. доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка РГГМУ

В статье характеризуются связи раннего творчества Гоголя с произведениями поэта-философа Д. Веневитинова и — шире — с творчеством бывших членов тайного «Общества любомудрия», которые в начале 1830-х годов стали друзьями Гоголя.

Тема итогов жизненного пути в творческом сознании Гоголя и мемуарном наследии декабристов Анненкова Е. И. (Санкт-Петербург), доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена

В статье рассматриваются «Авторская исповедь» Гоголя и его письма последних лет жизни как тексты, в которых наиболее полно находит выражение осмысление писателем итогов его жизненного пути. Гоголь и прежде (в начале 1840-х гг. и после первого сожжения глав второго тома «Мертвых душ») оценивал итоги очередного этапа и искал новое направление творчества. При этом подведение итогов всегда соседствовало с осознанием незавершенности творческих замыслов. В конце жизни итог творчества мыслится писателем не только как эстетический, но и религиозно-духовный акт, что предваряет литературную практику декабристов после 1825 г. Мемуары декабристов интерпретируются в статье как опосредованное воплощение гоголевского намерения совместить творчество и дело жизни, при этом рассматриваются мемуары А. В. Поджио, Н. В. Басаргина, Г. С. Батенькова, В. И. Штейнгейля и других декабристов. Особое внимание уделяется соседству общественной проблематики и христианских мотивов в мемуарных текстах. В практике Гоголя и декабристов нераздельность дела общественного и глубоко личного предстает как духовно-психологический концепт, выражающий существо деятеля русской культуры XIX века.

Гоголь в силовом поле философской мысли (штрихи к теме) Манн Ю. В. (Москва), доктор филологических наук, заслуженный профессор РГГУ, академик РАЕН

Эстетические взгляды Гоголя — исключительно оригинальное и сложное явление, не сводимое к бытующим категориям «романтизм», «реализм» и т.д. Гоголю, в частности, свойственно стремление соединить разные интеллектуальные течения. Помимо систематизма немецкой классической философии, писатель искал опору и в утверждаемом романтиками духе универсальности, и в методологических установка профессиональных историков (например, А. Л. Шлецера); отозвалась в его творчестве и эпоха Просвещения. Совмещение различных тенденций Гоголь производит и в сфере теологии, что отражено в его сложной, отнюдь не однозначной позиции по отношению к католичеству и протестантизму. Философские и теологические воззрения Гоголя не только предвестие русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков, — в них, этих воззрениях, налицо типологическое сближение с Кьеркегором и Шопенгауэром (которых Гоголь не знал), с комплексом идей и миропонимания экзистенциализма.

Исторический живописец Иванов в перспективе двойного зрения: Гоголь и Герцен Шведова С. О. к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена

В статье рассматривается соотношение различных концепций творчества и личности художника А. А. Иванова. Объектом особого внимания стали посвященные Иванову письмо Н. В. Гоголя и некролог А. И. Герцена, обнаруживающие многоплановые текстуальные и смысловые переклички, что позволяет увидеть, как гоголевское истолкование темы искусства и художника преломлялось в сознании его младших современников.

Живописец по имени Гоголь (Слово и образ в творчестве писателя) Страно Дж. профессор русской литературы Факультета иностранных языков и зарубежной литературы Катанского Университета

В творчестве Гоголя «словесные описания» живописных образов выполняют разные функции: а) ориентируют читателя на известные модели (картины Венецианова и его учеников, Бруни, Брюллова, Боровиковского, Иванова); б) в зависимости от контекста приобретают особое значение, создают сложный монтаж и часто трансформируются в ироническо-пародийном ключе (например, в повестях «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект»; в) закладывают основы для размышлений о природе искусства и о моральном облике художника (как в обеих редакциях «Портрета», и в романе-поэме «Мертвые души»).

Гоголь и Юлия Жадовская Спевякина Д. В. сотрудник Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Н. В. Гоголя»

Статья посвящена заочному литературному знакомству Гоголя и Юлии Жадовской, о котором свидетельствует переписанное его рукой стихотворение «Лучший перл таится», впервые опубликованное в журнале «Москвитянин» № 12 за 1843 год. Исследователя интересовала жизненная и творческая судьба этой талантливой, но почти забытой поэтессы, ее внутренняя связь с Гоголем.

Н. В. Гоголь о погодинском «Историческом похвальном слове Н. М. Карамзину» Сапченко Л. А. д.ф.н., профессор кафедры филологии Ульяновского государственного университета

История взаимоотношений с М. П. Погодиным составляет одну из драматичных страниц биографии Гоголя. Дружба, доверие друг к другу и вместе с тем обиды и упреки. При этом в отношении к Карамзину проявилось взаимопонимание Гоголя и Погодина, единство духовно-нравственных идеалов. Свидетельство тому — высокая оценка, данная Гоголем «Историческому похвальному слову Карамзина», произнесенному Погодиным при открытии в Симбирске памятника историографу. В этой речи Карамзин предстал идеалом русского писателя, русского гражданина, русского человека. Так же воспринимал Карамзина и Гоголь.

Н. В. Гоголь и Г. Ф. Квитка-Основьяненко: история одного совпадения Розанов Ю. В. к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается поразившее многих современников совпадение сюжетов двух произведений — «Ревизора» Гоголя и комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или, Суматоха в уездном городе». Основной акцент сделан на различных объяснениях этого феномена, которые предпринимали исследователи литературы, принадлежавшие к разным научным школам и направлениям. Среди аргументов, выдвинутых специалистами, были и такие новейшие для своего времени идеи как теория «странствующих» (бродячих) сюжетов и гипотеза самозарождения близких сюжетов в типологически сходных исторических условиях.

Как почти поссорились Николай Васильевич с Михаилом Семеновичем (спор Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина о прочтении «Ревизора») Патапенко С. Н. театровед, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается спор драматурга и актера о прочтении пьесы «Ревизор». Их разногласия анализируются в контексте мировоззренческих и личностных особенностей художников.