Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
Историко-литературный образ усадьбы Смидовичей. Путешествие в «священный лес» Рыбалко Д. М. (Тула), научный сотрудник Дома-музея В. В. Вересаева

«Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно... Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны». (В. В. Вересаев.)

Дом-музей поэта Павла Орсага Гвездослава Репонь А. (Банска Быстрица, Словакия), к.ф.н., заведующий кафедрой русского языка и литературы в Университете им. Матея Бела

Недалеко от деревни Ясеново в области Орава, с которой во время своего путешествования по Словакии познакомился Илья Эренбург, и в которой родился словацкий реалистический писатель XIX века Мартин Кукучин, расположена деревня Вишни Кубин — родной край — неисчерпаемый источник в творческом наследии одного из самых выдающихся словацких писателей — поэта, публициста, переводчика — Павла Орсага Гвездослава (2.2.1849, Вишни-Кубин, — 8.11.1921, Дольни-Кубин).

Пушкин и Бродзяны Сугай Л. А., Ковачева М. (Банска Быстрица, Словакия) д.ф.н., профессор кафедры славянских языков факультета гуманитарных наук Университета им. Матея Бела / доктор философии, доцент кафедры славянских языков факультета гуманитарных наук Университета им. Матея Бела

Статья посвящена единственному в Западной Европе музею А. С. Пушкина. В Словакии, в местечке Бродзяны, в замке ХVII века, находится музей русского поэта. В замке во второй половине ХIХ века проживала сестра Н. Н. Гончаровой-Пушкиной, Александра Николаевна, вышедшая замуж за автрийского дипломата барона Густава Фогеля фон Фризенгофа. Здесь неоднократно бывала вдова Пушкина (во втором замужестве — Ланская) и его дети. Хотя Пушкин никогда не покидал пределов Российской империи, музей в Бродзянах имеет характер не только литературно-исторического, но и мемориального комплекса.

«Человек со страстию писать, бедный плохой человек»: Ф. М. Решетников в современном музее Созина Е. К., Каменецкая Т. Я. (Екатеринбург) д.ф.н., профессор, заведующая секцией истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, профессор Уральского федерального университета / к.ф.н., научный сотрудник Объединенного музея писателей Урала

Представлена концепция творчества Ф. М. Решетникова, уроженца Урала, «наивного» реалиста 1860-х гг., ориентированного на эстетику факта, вещи, прозы жизни и быта. Парадоксальным образом именно этот тип художественного сознания и письма стал популярен в конце ХХ в., что определило своеобразие музейной экспозиции Дома-музея Решетникова в Екатеринбурге и способы ее репрезентации посетителям.

Попытка экспозиционного прогноза Скворцова Е. В. (Казань), старший научный сотрудник Казанского музея Е. А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан)

Казанский музей Е. А. Боратынского — единственный в России музей Евгения Боратынского (1800–1844) — русского поэта «пушкинской эпохи», друга А. С. Пушкина, мастера элегии и философской лирики. Он располагается во флигеле стариной усадьбы, некогда принадлежавшей трем поколениям потомков поэта (с конца 60-х годов XIX века до 1918 г.).

Создание научной концепции экспозиции (авторы: И. В. Завьялова, директор музея Е. А. Боратынского, Е. И. Карташева, заведующая научно-методическим отделом Национального музея Республики Татарстан, и Е. В. Скворцова, научный сотрудник музея Е. А. Боратынского) связано с реставрацией и последующей музеефикацией главного мемориального дома усадьбы Боратынских.

В статье излагаются ведущие идеи и проблематика будущей экспозиции, методы и принципы построения, краткий сценарий. Основополагающие понятия и символы, формирующие сюжет экспозиции, заложены в названии — «Сумерки и рассветы Дома Боратынских», и опираются на контексты творчества Е. А. Боратынского и его правнучки О. А. Ильиной-Боратынской (1894–1991), поэтессы и писательницы. Научная концепция экспозиции станет ядром будущего художественного проекта.

Казанская усадьба Боратынских: биография пространства Завьялова И. В. (Казань), заведующая Казанским музеем Е. А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан)

Городская усадьба Боратынских принадлежит к числу уникальных памятников зодчества и имеет свою богатую событиями биографию. Усадьба существует с конца XVIII в.; в 1836-1840 гг. она перестраивалась по проекту знаменитого архитектора Ф. И. Петонди. С конца 1860-х гг. усадьба стала принадлежать Н. Е. Боратынскому, сыну великого русского поэта Е. А. Боратынского. Здесь хранился богатейший Казанский архив Боратынских — портреты, книги и рукописи поэта, бережно хранимые его потомками. В конце XIX — нач. ХХ вв. усадьба была одним из культурных центров Казани. Три поколения Боратынских сменяли друг друга в этих стенах, наполняя дом радостями и печалями, мучительными поисками истины и внезапными озарениями.

После 1918 года усадьба перестала существовать как единое целое. Во флигеле усадьбы после реставрации, сделанной в 1990 году, находится Музей Е. А. Боратынского.

Реставрация главного дома усадьбы позволит сохранить исторический памятник эпохи классицизма, связанный с историей рода Боратынских, создать музейный историко-архитектурный и литературный комплекс, позволяющий отразить историю, культуру, духовную жизнь Казани конца XVIII — начала ХХ вв.

Мемориальная квартира К. Н. Батюшкова в Вологде: история музеефикации Розанов Ю. В. (Вологда), д.ф.н., профессор Вологодского государственного педагогического университета

В работе в хронологическом порядке рассматриваются мероприятия по увековечению памяти поэта Константина Батюшкова на его родине — в Вологде, начиная с 1855 года. В центре сюжета — новаторский для своего времени проект мемориальной экспозиции, разработанный в студии «Сенеж» под руководством выдающегося музейного художника Е. А. Розенблюма в 1980-е годы, но так и не осуществленный в полном объеме.

От дома Талызина к Дому Гоголя Виноградов И. А. (Москва), д. ф. н., ст. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Статья посвящена истории создания единственного в России музея, посвященного памяти Н. В. Гоголя, — мемориально-библиотечного центра «Дом Гоголя» (2005). Представлен обзор публикаций писателей, ученых, общественных деятелей, настойчивые выступления которых на протяжении более чем столетия послужили основанию этого уникального музейного комплекса.

Первые русские литературные музеи: опыт мемориализации Купцова О. Н. (Москва), к.ф.н., доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

В статье рассмотрена эволюция способов и форм мемориализации, сложившихся в русской и европейской культуре с конца XVIII по начало XX в., а также причины возникновения первых русских литературно-мемориальных музеев в 1920–1930-е гг. и концепция «мемориального», «подлинного», принятого в музейной практике с 1930-х по 1970-е гг.

Гений и место: в поисках сокровенных пространств Замятин Д. Н. (Москва), доктор культурологии, руководитель Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

В статье исследованы проблемы когнитивного и образного взаимодействия гения (творческой личности) и места, где он родился, жил и/или работал. Разработаны ментальные модели, характеризующие особенности творческого поведения гения в зависимости от географического воображения. Изучены типичные природные и культурные ландшафты, представляющие интерес для творческого и идейного развития гения. Сделаны выводы о формировании творческой личности во взаимосвязи с его территориальным окружением и локальной идентичностью.

Уроки этнографии. Возвращаясь к давним спорам Барабаш Ю. Я. (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Современное прочтение дискурса «этнографической критики» украинских повестей Н. В. Гоголя (в частности, дискуссии 50–60-х гг. XIX в. между П. Кулишом и М. Максимовичем) актуализирует некоторые проблемы как собственно гоголеведения, так и шире — истории литературы, эстетики.

Традиции фольклорной волшебной сказки и творчества Гоголя в фильме А. Малюкова «Мы из будущего» Плешкова О. И. (Барнаул), к. ф. н., доц. Алтайской государственной педагогической академии

В работе говорится о значении личности и творчества Н. В. Гоголя для современного искусства. Отмечается, что творчество Гоголя, вобравшее образы, мотивы и сюжеты традиционной славянской культуры (мифологии, фольклора), послужило основой для многих произведений. Влияние творчества Гоголя показано в работе на материале фильма А. Малюкова «Мы из будущего» (2008). Утверждается, что философское звучание фильма носит характер гоголевских духовных исканий.

Сорочинская ярмарка как бренд. Кинематографические версии Н. Экка (1939) и С. Горова (2004) Кобленкова Д. В. (Нижний Новгород), к. ф. н., доцент кафедры зарубежной литературы филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

Функционирование гоголевских текстов в кинематографе является одной из наименее изученных проблем в науке о Гоголе. Анализ гоголевского текста в кино представляется показательным и перспективным, раскрывает многие тенденции современной культуры и механизмы воздействия определенной идеологии на общество. Картины Н. Экка (1939) и С. Горова (2004) отражают стремление украинского общества к восстановлению своей национальной идентичности. Н. Экк воспроизводит патриархальное прошлое страны, чтобы соотнести его с политической ситуацией советской истории 30-х годов ушедшего века; С. Горов показывает псевдоподлинность постсоветского пространства, когда прошлое утрачено, и его реструктуризация может носить лишь игровой, постмодернистский характер, одинаково драматичный для каждого из участников.

Проблема «Россия — Запад» в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» и публицистике «Москвитянина» Сартаков Е. В. (Москва), аспирант каф. истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

В статье рассмотрена проблема соотношения России и Запада на материале последней опубликованной книги Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и публицистики журнала «Москвитянин» (1841 — 1846 гг.). Анализ взглядов Гоголя и ведущих авторов журнала (М. П. Погодина и С. П. Шевырева) показывает, что их позиции прямо соотносимы с идеями николаевской эпохи — становления русского консерватизма (1840-е гг.). Публицисты сходились в оценке прошлого и будущего России, но расходились в своем отношении к современному состоянию Европы.

Золушка в Гоголевской «Шинели» Вранеш Б. (Белград, Сербия), ассистент Кафедры сербской и южнославянских литератур филологического факультета Белградского университета

При рассмотрении сюжета, героев и многочисленных авторских указаний знаменитая Шинель Гоголя предстает как травестия одного из известнейших текстов литературы — Золушки. В результате рассмотрения структуры пространства, времени, героев, сюжета и типа повествования в Шинели выявляется, что повесть Гоголя представляет собой травестированную сказку.

Готическая традиция в повести Гоголя «Страшная месть» Мацапура Л. В. (Харьков, Украина), к. ф. н., докторант кафедры мировой литературы и культуры Херсонского государственного университета

В статье рассматривается влияние готической прозы на раннее творчество Н. В. Гоголя, в частности, исследуется система готических мотивов в повести «Страшная месть». Устанавливаются типологические связи между анализируемым произведением и романом М. Г. Льюиса «Монах». В результате сопоставительного анализа указанных текстов выделяются общие мотивы, характерных для готических произведений, а также подчеркивается различие в использовании элементов готической поэтики.

Украинское казачество в изображении Ф. В. Булгарина и Н. В. Гоголя (типологический аспект) Мацапура В. И. (Полтава, Украина), д. ф. н., профессор кафедры мировой литературы Полтавского национального пед. университета им. В. Г. Короленко

В статье анализируется казацкий дискурс в романе Ф. В. Булгарина «Димитрий Самозванец» и в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Автор сосредотачивает внимание на описании Запорожской Сечи в указанных текстах, а также на их связях с историческими источниками, в частности с «Описанием Украйны» Г. Л. Боплана, «Историей руссов» псевдо-Конисского, «Историей Малой России» Д. Н. Бантыш-Каменского и другими.

Василий Гоголь-Яновский в культурном контексте времени Михед П. В. (Нежин, Киев, Украина), доктор филологических наук, профессор, зав. отделом славянских литератур Института литературы имени Т. Г. Шевченко НАН Украины

Статья посвящена изучению творческого наследия Василия Гоголя — одного из зачинателей украинского театра, актера и режиссера, автора поэтических произведений, отца гениального писателя — Николая Гоголя. Автор отмечает тесную связь творчества Василия Гоголя с традициями украинской и современной ему европейской культурой.

Фольклорное и христианское в поэтике Гоголя: проблемное поле Есаулов И. А. (Москва), д. ф. н., проф., зав. каф. теории и истории словесности Российского православного университета, директор Центра литературоведческих исследований

Долгое время в гуманитарной науке было принято противопоставлять фольклорное и христианское. В изучении Гоголя это выражалось в преимущественном толковании его поэтики сквозь призму мифопоэтики. Однако в самом поэтическом мире Гоголя фольклорное и христианское (книжное) отнюдь не являются какими-то антагонистическими, противоположными друг другу полюсами бытия. Наша обычная исследовательская практика их вычленения имеет отчасти условный характер. Понятие «национальный образ мира» позволяет не делить этнопоэтику на «фольклорную» и «литературную», «языческую» и «православную», не ограничивать архетипическую палитру гоголевской поэтики исключительно мифологическими коснтруктами, а рассматривать традиции народного творчества и христианской культуры как единую культурную почву, породившую русскую литературу и объясняющую феномен Гоголя в единстве национального образа мира.

Современный американский «Вий» (Обряды и ритуалы киевской «бурсы» в повести Н. Гоголя и американского «кампуса» в романе Ф. Рота) Звиняцковский В. Я. (Киев), д. ф. н., проф. Украинско-американского гуманитарного института (Киев)

Роман американского писателя Филипа Рота «Людское клеймо» (2000) заставляет задуматься о нем как о современной «версии» гоголевского «Вия». Современное академическое сообщество, подобно сообществу описанной Гоголем Киевской академии (от ректора до рядовых бурсаков), в похожей терминологии «смеха — страха» (но с постмодернистскими и постструктуралистскими коннотациями), решает, заслужил ли профессор классической филологии Коулмен Брут Силк (Хома Брут Шелковый) хотя бы посмертного обсуждения случившейся с ним трагедии — в своей, т.е. в нашей, корпорации. Как оказывается и по сюжету романа, и по его судьбе в критике, от принципиального ответа на этот вопрос в некотором смысле зависит, есть ли у современной университетской, научной мысли неформальное будущее — или ее всецело поглотит Вий политкорректости.