Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Поиск по параметрам
  • Год публикации
  • Автор
Научные работы
Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров? Скавыш В. А. (Москва), врач-психиатр высшей категории, канд. мед. наук

В статье врача-психиатра, канд. мед. наук В. А. Скавыша дается обзор литературы по проблеме многолетней дискуссии среди психиатров о том каким именно психическим заболеванием страдал Гоголь. Автор не согласен со своими коллегами в смысле убежденности, что Н. В. Гоголь точно страдал психической болезнью. Он сильно сомневается в научной доказательности и достоверности аргументации «психоза» у автора «Мертвых душ», сравнивая личности самих психиатров с «мертвыми душами», пытающихся патологизировать личность Гоголя. Он упоминает врача Каченовского, считавшего, что Гоголь болел и умер от малярии, а также врача Белышеву, считавшую, что Гоголь умер от брюшного тифа, но не от помешательства. Душевная болезнь — вопрос не узко врачебный, но и философский, чтобы правильно диагностировать неадекватность или адекватность поведения личности вообще, а в частности, личности Гоголя, жившей в другую культурно-историческую эпоху. В отношении Гоголя речь идет о посмертной и заочной психиатрической экспертизе, где сложно однозначно доказать или опровергнуть мнение о «психозе». Кроме того, автор подверг критике сам фундамент современной психиатрии — философию позитивизма.

Откуда у Гоголя взялся черт и что с ним стало Овечкин С. В. (Санкт-Петербург), аспирант филологического факультета СПбГУ

К чрезвычайно значимой для образной системы Гоголя фигуре черта в докладе применяется лакановский психоанализ, позволяющий связать первичную травму (в качестве одной из таких травм рассматривается случай с утопленной кошкой) и язык идеологии, а также промежуточный уровень фантазма. Получает объяснение морфология гоголевского сюжета как машины желаний, компенсирующей недостаточную социализацию. В резюме предлагается критика религиозно-философского подхода с позиций метатеории сознания.

Н. В. Гоголь и «мнимый Пушкин» (К вопросу об авторстве стихотворения «Первая ночь») Дубровский А. В. (Санкт-Петербург), к.ф.н., научный сотрудник Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

В статье А. В. Дубровского «Н. В. Гоголь и „мнимый Пушкин“ (К вопросу об авторстве стихотворения „Первая ночь“)» рассматривается отношение Н. В. Гоголя к стихам, ходившим по рукам под именем А. С. Пушкина: «Первая ночь» и «Лекарство от холеры». Вероятно, по просьбе Пушкина Гоголь выступил в печати со статьей «Несколько слов о Пушкине», где опровергал его авторство. Автор статьи анализирует проблему атрибуции стихотворения «Первая ночь» («Любезный друг, ты знаешь я...»), отводя авторство А. И. Полежаева и А. И. Подолинского.

Историософские взгляды Гоголя и Шевырева. О «народе сильном, непочатом» Джулиани Р. (Рим, Италия), профессор русского языка и литературы в Римском Университете «Ла Сапьенца»

В повести «Рим» предрекается будущее Италии и намечается о исторической судьбе России. Здесь раскрываются историософские взгляды Гоголя, на которые заметно влияние историософской концепции С. П. Шевырева, с которым Гоголь был дружен c римских годов. В 1846-50 гг. Шевырев опубликовал «Историю русской словесности, преимущественно древней», и снова будет излагать свои историософские взгляды во «Вступлении» к книге «Storia della letteratura russa e segnatamente di quella antica», написанной вместе с Дж. Рубини (Флоренция, 1862). Сопоставление мест из «Рима» и из «Вступления» Шевырева явно показывает сходство во взглядах двух литераторов по поводу исторической миссии так римского как русского народа.

Религия от искусства, или вопрос о конфессиях в художественном мире Гоголя Дмитриева Е. Е. (Москва), к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, доцент кафедры сравнительной истории литератур РГГУ

Статья посвящена особой форме художественного «вероисповедания», так называемой религии от искусства (Kunst-Religion — термин, введенный в оборот немецкими романтиками), которая составила очень важный культурный субстрат произведений Гоголя. Именно сквозь призму религии от искусства следует рассматривать такие темы творчества Гоголя, как соотношение религии и искусства, соблазн «презренным католичеством» и красотой католической церкви, обожествление возлюбленной, которое оказывается сродни религиозному чувству. Также и апокалипсическая интерпретация самим Гоголем финала комедии «Ревизор» может быть прочитана как аллюзия на метафорическую картину конца времени в статье И. Канта «Конец всего сущего», получившую в свою очередь аллегорическо-ироническое воплощение в одном из центральных произведений немецкого романтизма — «Ночных бдениях» Бонавентуры.

Пометы Н. В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация Балакшина Ю. В. (Санкт-Петербург), к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена

В статье анализируются пометы, оставленные Гоголем на полях славянской Библии 1820 г. издания. Предположительно, эти пометы были сделаны писателем в середине 1840-х гг., когда он находился за границей. Пометы имеют форму рисунков, записей на полях, подчеркиваний. На полях Библии возникает особого рода диалог, затрагивающий все ключевые для позднего Гоголя темы: жизнь и смерть, слово Божественное и слово человеческое, чистота и молитва, паломничество на Святую Землю и писательский труд, роль женщины и личное избранничество. В целом ряде случаев пометы на полях Священного Писания, размыкая границу текста, оказываются связующим звеном между экзистенциальным опытом писателя и Божественной истиной, воплощенной для Гоголя в библейском слове. С другой стороны, благодаря маргинальному диалогу само гоголевское слово учится бытию в новом статусе, вырастает, становится серьезнее, строже, глубже.

Н. В. Гоголь и Великая польская эмиграция (проблемы изучения) Михед П. В. (Нежин/Киев, Украина), к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, главный редактор «Гоголеведческих студий»

В центре внимания автора контакты Гоголя с представителями Великой польской эмиграции. Религиозные искания польских интеллектуалов оказали ощутимое влияние на духовную и творческую эволюцию Гоголя, о чем свидетельствует творчество писателя 1840-х годов.

Трансформация концепта «ярмарка» в «столичных» повестях Н. Гоголя и М. Булгакова Шарбенко Т. В. (Полтава, Украина), аспирант кафедры зарубежной литературы Полтавского государственного педагогического университета имени В. Г. Короленко

Предметом исследования в данной статье является трансформация концепта «ярмарка» в сатирических повестях Н. Гоголя «Невский проспект» и М. Булгакова «Собачье сердце». Особое внимание уделяется своеобразию времени и пространства произведений, устойчивым мотивам, образам сюжетным структурам, обусловленных ярмарочной стихией. Показано значение концепта «ярмарка» для воплощения авторских замыслов писателей. Отмечено развитие традиций Н. Гоголя в творчестве М. Булгакова.

Образ границы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя Прасковьина М. В. (Самара), аспирант кафедры русской литературы Самарского государственного педагогического университета

Автор статьи рассматривает использование Н. В. Гоголем образа границы на примере его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опираясь на теоретические исследования границы, автор показывает как эти теоретические аспекты находят отражение в творчестве великого писателя. Не только пространственные и временные, но и границы мира людей и мира нечисти, границы при ранжировании персонажей и границы читатель-автор выявляются автором на всех уровнях повестей великого писателя.

Быличка и светский разговор как структурная основа прозаической циклизации: «Вечера на хуторе близ Диканьки» в контексте традиции Шрага Е. А. (Санкт-Петербург), аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ

В статье описаны особенности ведения повествования, свойственные светской фантастике первой трети XIX века, с одной стороны, и стилизациям под фольклор — с другой. Их тематическое и структурное сходство заставляет увидеть различия, которые не ограничиваются одной только стилистикой, но делают эти два типа повествования о фантастическом принципиально несовместимыми. Способы и смысл их соединения в цикле Гоголя — предмет данной статьи.

«Какие со мной чудеса...» (Иван Хлестаков как модификация образа сказочного персонажа) Патапенко С. Н. (Вологда), театровед, к.ф.н., доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

Гоголевский персонаж Иван Хлестаков рассматривается в соотнесении с фольклорным образом Ивана-дурака. Типологическое родство этих персонажей выявляется через ряд внешних характеристик и на уровне их функциональной роли в развитии сюжетной схемы событий.

Слухи, толки и сплетни в контексте произведений Гоголя Высоцкая В. В. (Москва), старший преподаватель кафедры истории мировой литературы филологического факультета УРАО

Автор рассматривает такие коммуникативные акты, как слухи, толки и сплетни с точки зрения их роли в сюжете прозаических произведений Гоголя. Влияние слухов на сюжет особенно ярко выражено в поэме «Мертвые души», где слух о странной коммерции Чичикова, стремительно распространился среди жителей города N. Это вынудило его прекратить коммерцию и поспешно покинуть город. В повестях Гоголя указанные выше коммуникативные акты также играют определенную роль, хотя и не такую заметную, как в «Мертвых душах».

Мир Гоголя как «заколдованное место» Ищук-Фадеева Н. И. (Тверь), д.ф.н., профессор кафедры теории литературы Тверского университета

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя на первый взгляд представляют картину двоемирия — анализ обнаруживает единый мир как «заколдованное место». Знаками связи двух миров выступают вещи, шинок, сон и, конечно, герои — дьявольщина не вне, а в самом человеке. Передразнивание, основной принцип этого locus misticus, травестирует мир, созданный по образу и подобию божию, — «заколдованное место», таким образом, проявляет черты божественной травести.

Смешное и страшное в произведениях фольклора и в повестях Гоголя Гордович К. Д. (Санкт-Петербург), д.ф.н., профессор кафедры книгоиздания и книжной торговли Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Характерное для фольклорных произведений сочетание смешного и страшного встречаем и в раннем творчестве Н. В. Гоголя. Страх преодолевается, побеждается с помощью смеха. В народных сказках и в их литературных переделках (О. Сомова, В. Даля) смешное и страшное встречается в рамках одного текста. Особенность повестей Гоголя в том, что чаще всего у него само страшное становится смешным, а потому уже и не таким страшным.

Мотив чертовщины в петербургских повестях Н. Гоголя («Невский проспект») Николенко О. Н. (Полтава, Украина), д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко

В статье рассматривается происхождение, структура и функции мотива чертовщины в повести Н. Гоголя «Невский проспект». Отмечено усиление христианского компонента в мотиве чертовщины в петербургский период творчества писателя. Проанализированы мотивы, обусловленные и связанные с мотивом чертовщины: настоящее — ложное, замены, борьба света и тьмы, духовное испытание, жертва, кровь и др. Установлены функции мотива чертовщины в повести «Невский проспект»: создание образа «мира наоборот», раскрытие духовных трансформаций человека, художественное исследование общества.

Мифологема пути в художественном пространстве «Петербургских повестей» Гоголя Осипова Н. О. (Москва), д.ф.н., профессор кафедры культурологии Московского Гуманитарного университета

В статье рассматриваются фольклорно-семиотические аспекты мифологии пути в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, способы их художественного воплощения и роль в структурно-содержательной организации цикла.

Использование фольклора в творчестве О. М. Сомова и Н. В. Гоголя Оливьери Кл. (Катания, Италия), доцент русской литературы на Факультете Иностранных языков Катанского Университета

Статья является попыткой сравнения творчества Сомова (в частности его цикла, посвященного «доброму разбойнику» Гаркуше) и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. У этих двух авторов единый круг знакомых, они читают и пишут в одни и те же журналы, одновременно интересуются схожими темами, трансформируют фольклорное наследие Украины в литературу, их творчество уходит корнями в русско-украинский фольклор и описывает повседневный и праздничный малороссийский быт. Их произведения («Гайдамак», «Русалка», «Оборотень» Сомова; «Сорочинская ярмарка», «Утопленница», «Сташная месть» Гоголя) рассмотрены на лингвистическом, стилистическо-формальном и сюжетном уровне. В итоге, выделяются как существенно близкие черты, так и наиболее значительные отличия.

Гоголевский карточный сюжет и традиции народного театра Падерина Е. Г. (Москва), к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Структура действия в «Игроках» рассматривается в проекции на традиционные формы народной ярмарочно-театральной культуры. Структурные и стилистические элементы поэтики ярмарочных театральных зрелищ играют чрезвычайно важную роль не только в организации интриги, но и в сюжете комедии.

Смена архетипов: к проблеме эволюции фольклорных традиций в поэтике Гоголя Гольденберг А. Х. (Волгоград), к.ф.н., доцент Волгоградского государственного педагогического университета

В статье на основе анализа одной из глав второго тома «Мертвых душ» подвергаются пересмотру устоявшиеся представления об эволюции фольклорных традиций в поэтике писателя. Утверждается тезис о возрастающей роли русского фольклора в позднем творчестве Гоголя.

Гоголь и городской фольклор Кривонос В. Ш. (Самара), д.ф.н., профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного педагогического университета; заведующий кафедрой теории и истории литературы Самарского муниципиального университета

В статье изучается актуальная проблема роли городского фольклора в творчестве Гоголя. Поставленная проблема раскрывается на материале «Петербургских повестей». Специальное внимание уделяется анализу наиболее репрезентативных эпизодов с точки зрения избранной темы. Рассматриваются разнообразные проявления принципа достоверности/недостоверности в гоголевской поэтике.