Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Отмена концерта 13 февраля
Гигиена при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ
Продление выставки Елены Безбородовой и Дарьи Мазуриной

	

Русский помещик Лаврецкий

Сапченко Л. А. (Ульяновск), д.ф.н., проф. УГПУ им. И. Н. Ульянова / 2018

Русский помещик — главный образ русской литературы — представляется, как правило, в свете его высокого общественного назначения и христианского долга перед крестьянами. В творчестве Карамзина и Гоголя сформировался соответствующий тип сюжета, воплотившийся в жанре утопии или поучения: годы учебы или Путешествие героя за границу — решение вернуться в родовое имение — перемены в деревне — благополучие крестьян-довольство помещика, счастливого облегчить судьбу себе подобных. Этот сюжет восходит к мифу о культурном герое и легко прослеживается в статье Тургенева «несколько замечаний о русском хозяйстве и русском крестьянине». В романе «Дворянское гнездо» также присутствуют все соответствующие ситуации. На первый взгляд сюжет, ранее имевший условную модальность, находит в романе Тургенева свое «реальное» бытие. Лаврецкий «в меру своих способностей обеспечивал и прочно устанавливал жизнь своих крестьян». Но в отличие от своих предшественников Тургенев говорит не об общем благополучии, а о самоотречении героя. Традиционный сюжет выходит из-под власти мифа и приобретает иной, Тургеневский, смысл — исполнять свой долг без надежды на личное счастье.

К списку научных работ

«Маленькие женщины» (1949) 04 Марта в 15:00

Кинолекторий