Онлайн-лекция «Новодевичье кладбище: московский Пер-Лашез»

17 ноября 2020 в 19:00

О Событии

Новодевичье кладбище является самым знаменитым московским некрополем. 

Его слава связана со статусом правительственного кладбища, стоявшего на второй месте после сверхпривилегированного некрополя у Кремлевской стены. На Новодевичьем упокоилась вся советская элита, а затем — разнообразные «звезды», начиная с 1990-х годов и до наших дней. 

Это — огромная выставка советской мемориальной скульптуры, сосредоточение советской эпохи, место размышлений о трагедиях русской истории в XX веке и ярмарка тщеславия родственников, соревновавшихся между собой кто достойнее увековечит высокопоставленного покойника. Перечисление даже великих из великих заняло бы обширное пространство. Проще сказать, что здесь похоронены самые значимые люди СССР. 

Сюда же по странному «коллекционному» принципу не только хоронили всех выдающихся артистов, писателей, художников, учёных, военных, государственных и партийных деятелей, но также и переносили могилы выдающихся деятелей с уничтожаемых кладбищ и даже оттуда, где могилам ничего не грозило. Например, перезахоронение братьев-меценатов Третьяковых было совершено с Даниловского кладбища, которому не угрожали ни снос, ни стихия. Нет логичного обоснования зачем это было сделано, но Третьяковы в 1948 году упокоились по соседству с могилами Владимира Маяковского и Лазаря Кагановича.   

Могилы Николая Гоголя, Николая Языкова, Алексея и Екатерины Хомяковых, Сергея и Константина Аксаковых, Дмитрия Веневитинова спасли с действительно разрушавшихся кладбищ Данилова и Симонова монастырей. С этих погребений начинаются экскурсии по Новодевичьему кладбищу, которые приводят к могилам продолжателей Гоголя в литературе и драматургии — Антона Чехова, Михаила Булгакова, Константина Станиславского, Евгения Вахтангова и других. 

Новодевичье кладбище возникло как часть кладбища Новодевичьего монастыря, когда монастырская территория была переполнена. В 1920—1930-е годы кладбище Новодевичьего монастыря было жестоко разгромлено. Несколько десятилетий некрополь лежал в руинах, но в 1950-е годы, когда в бывшем монастыре разместился Исторический музей, началось его восстановление. Часть могил удалось спасти, на другие памятники вернули, ещё в нескольких местах — восстановили заново. Здесь находятся могилы историка Сергея Соловьева, философа Владимира Соловьева, историка Михаила Погодина, поэта и партизана Дениса Давыдова, писателя Ивана Лажечникова, декабриста Сергея Трубецкого и других выдающихся деятелей отечественной истории. 

В монастырском соборе XVI века расположена аристократическая усыпальница времен Средневековья. Здесь захоронения царевен Анны, дочери Ивана Грозного, Елены, супруги царевича Ивана Ивановича, правительницы Софьи Алексеевны. В белокаменных саркофагах покоится аристократическая элита Московского государства.

Кладбище Новодевичьего монастыря и Новодевичье кладбище — уникальные некрополи, повествующие об отечественной истории последних пяти столетий.  

Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.


Лекция платная. Стоимость: 200 руб.


Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.

За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.

Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.

На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.


О курсе

Лекционный курс «Московский некрополь XII–XX вв.: история, топография, традиция» посвящен истории и развитию уникального явления городской культуры — исторического некрополя. Его цель — дать общее представление об истории московского некрополя, обрядах и традициях погребения и мемориализации. В курсе будет рассказано обо всех крупных и значимых исторических кладбищах Москвы. Таким образом, слушатели получат возможность побывать на своеобразных удаленных экскурсиях по знаменитым московским некрополям.

С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы. 

История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников. 

В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.

Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.

Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.

Как приобрести билет
Регистрация
Поделиться

Другие события

Яндекс.Метрика