Творчество Н.В. Гоголя в контексте европейских культур. Взгляд из Рима. XVII Гоголевские чтения

Семнадцатые Гоголевские чтения «Творчество Н.В. Гоголя в контексте европейских культур. Взгляд из Рима»

30 марта — 1 апреля 2017 г., Рим (Италия)

Семнадцатые гоголевские чтения состоялись в Риме по инициативе ГБУК города Москвы «Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека» при поддержке Национальной центральной библиотеки Рима, Российского центра науки и культуры в Риме, Культурной ассоциации «Премия им. Н.В. Гоголя в Италии» и Римского университета «Ла Сапиенца».

 



Предварил открытие конференции круглый стол посвящённый проблемам академического комментария ко второму тому «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, который проходил в гостиной Н.В. Гоголя на Виа Систина, 125 — римском адресе Гоголя.

  


Открыли конференцию директор «Дома Гоголя» Вера Викулова и атташе по культуре России в Италии Наталья Примакова. Пленарное заседание состоялось в Национальной центральной библиотеке Рима.



Конференция продолжила свою работу в Российском центре науки и культуры в Риме




Среди тем конференции: «Европейский контекст творчества Гоголя», «Гоголевский взгляд на Античность», «Итальянские темы и мотивы в творчестве писателя». Участниками форума стали ведущие исследователи гоголевского творчества из России, Италии, Словакии, Сербии и других стран.




Во время работы конференции в холле Российского центра науки и культуры в Риме работала выставка копийных материалов из фондов «Дома Гоголя к 175-летию выхода в свет поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «О России я могу писать только в Риме», которая по завершении конференции была передана в фонд Культурной ассоциации «Премия Н.В. Гоголя в Италии».

Конференция завершила свою работу на вилле Боргезе, где установлены памятники А.С. Пушкину, работы скульптора Юрия Орехова и Н.В. Гоголю, работы скульптора Зураба Церетели.


Фото Олега Робинова

Предисловие

Викулова В. П. (Москва), к.пед.н., засл. раб. культ. РФ, директор ГБУК «Дом Гоголя»


Гоголь и Рим

Повесть Гоголя «Рим», или Преодоление канонов

Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., засл. проф. РГГУ, академик РАЕН

В статье рассматривается Рим Николая Гоголя с точки зрения романтической эстетики. Утверждается, что оригинальность гоголевской повести заключается в ее двойственном отношении к романтическому элементу, который, с одной стороны, обогащен и развит, но в то же время радикально пересмотрен и окончательно подорван. Таким образом, Гоголь сводит воедино кажущееся несообразным, к большому художественному эффекту.
В поисках римской «пропавшей грамоты» Гоголя. Россия в римских периодических изданиях (1839–1843)

Рита Джулиани (Рим, Италия), проф. Университета «Ла Сапьенца»

Статья является результатом библиографического поиска, проведенного среди римских журналов 1839-1843 гг. с целью найти статью, написанную, по словам Василия Панова, Гоголем в 1840 г. Для Римского периодического издания. Статья Гоголя не найдена, но материал проливает интересный свет на образ России в Римской печати того времени. Пишущие о России римские периодические издания, прежде всего "Иль Тиберино", в основном сосредоточились на искусстве, а именно на колонии русских художников в Риме. Особой популярностью пользовались Федор Бруни, считавшийся соотечественником итальянца, и Карл Брюллов. Среди других русских художников, пользовавшихся местной известностью, были Иосиф Габерзеттль, Григорий и Никанор Чернецовы, Мишель Скотти и Петр Шамшин. Изученные римские источники могут помочь восстановить историю некоторых картин и их прием. Любые не связанные с искусством аспекты русской жизни были полностью упущены из виду Римской прессой.
Экспозиционно-выставочная деятельность Московского Дома Гоголя

Викулова В. П. (Москва), к.пед.н., засл. раб. культ. РФ, директор ГБУК «Дом Гоголя»

«Дом Гоголя — Мемориальный музей и научно-исследовательская библиотека» является многофункциональным культурным учреждением и активно развивается как выставочное пространство. Выставки призваны значительно расширить его мемориальную экспозицию, представить его разнообразную деятельность и охватить более молодую аудиторию, не ставя под угрозу его приверженность сохранению памяти Николая Гоголя и продвижению его наследия.
Значение Рима в наследии Гоголя

Виноградов И. А. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье обозначены ключевые интерпретационные проблемы в биографии и творчестве Гоголя за рубежом. Обсуждается набор понятий писателя, его так называемые «католические симпатии». Автор также прослеживает истоки популярной тенденции рассматривать первый том "Мертвых душ" как "ад", связанный с адом Данте. Отметим также Значение длительного пребывания Гоголя в Риме для его восприятия традиционной Русской доктрины Москвы как Третьего Рима. В статье также представлен неизвестный рассказ Екатерины Хитрово о Гоголе.
«Рим» и «Выбранные места из переписки с друзьями»: от римского текста к русскому

Анненкова Е. И. (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена

В статье рассматривается развитие художественного видения Гоголя в 1840-х годах: процесс перехода от его повести "Рим", в которой воплощался приоритет эстетического принципа, к избранным отрывкам из переписки с друзьями, где писатель искал баланс эстетического и религиозного. Книга Гоголя запечатлела не только его духовный поиск, но и своеобразное русское мышление: напряженный и антиномический характер, а также стремление к цельности и правде. Утверждается, что национальное мышление проявляется не столько на повествовательном, тематическом уровне, сколько на уровне языка, стиля и структуры книги.
Библиотека Гоголя в Риме: возвращение к теме

Воропаев В. А. (Москва), д.ф.н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова

В статье рассказывается об истории библиотеки русских художников в Риме и участии Гоголя в ее создании. Судьба собственной Римской библиотеки Гоголя неизвестна. Похоже, что книги, которыми он владел или читал в Италии, теперь могут находиться в частной библиотеке Александра Иванова в Риме, в настоящее время принадлежащей потомкам Иванова; или в Национальной центральной библиотеке Рима, которая завладела бывшей библиотекой русских художников в Риме.
Гоголь в Риме и «Рим» Гоголя в художественной рецепции русских поэтов

Сугай Л. А. (Банска Быстрица, Словакия), д.ф.н., проф. Университета им. Матея Бела

В статье рассматриваются три типа стихотворных откликов русских поэтов XIX-XXI веков на пребывание Гоголя в Риме. Уже в посланиях современников Гоголя обнаруживаются противоречивые взгляды на роль Рима в его художественном развитии. Рим рассматривался как любимая Гоголем благодатная земля, вдохновлявшая его на создание великих произведений искусства, но и как чужая земля, уносившая писателя с родины. Оба отношения продолжались и в XX веке, но преобладало негативное отношение к Риму, Италии и жизни Гоголя за пределами России. В XXI веке в поэтических интерпретациях появилась новая перспектива: образ Гоголя как гражданина Рима предстает в потоке сложных ассоциаций, лирических размышлений и личных впечатлений современного поэта, путешествующего по Италии.
Рим Стендаля, Гоголя и Феллини

Шульц С. А. (Ростов-на-Дону), д.ф.н.

Статья противопоставляет образы Рима в произведениях Стендаля, Гоголя и Феллини. Среди прочего, обсуждается их внимание к категориям "культура" и "цивилизация", интерес к фрагментарности, отношение к современности.
Словацкий перевод повести Гоголя «Рим» (Несколько замечаний)

Владимир Биловески (Банска Быстрица, Словакия), д.ф., доцент Университета им. Матея Бела

В статье рассматривается словацкий перевод рассказа Гоголя "Рим". Словацкая версия была опубликована в 1956 году, более 60 лет назад. Переводчик, Вера Довинова, добилась отличных результатов и познакомила своих читателей со стилем письма Гоголя и нюансами его языка с помощью методов экзотизации и натурализации, модернизации и архаизации, но мы считаем, что история должна получить новое исполнение на словацком языке. Язык перевода 1956 года может показаться устаревшим и непонятным для молодых читателей. Считается, что у каждого поколения должен быть свой перевод художественного текста.
Гоголь в Риме: образ писателя в творчестве Зураба Церетели

Робинов О. Ю. (Москва), к.культурол., ст. науч. сотр. ГБУК «Дом Гоголя»

Образ писателя в творчестве Зураба Церетели статуя Николая Гоголя, установленная на вилле Боргезе в честь 150-летия со дня его смерти, является одним из самых глубоких и философских произведений скульптора, отражающих сложную личность Гоголя.

Итальянские мотивы в творчестве Гоголя

Гоголь: освоение пространства (Италия и Россия)

Гуминский В. М. (Москва), д.ф.н., проф., гл. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье анализируются гоголевские образы географического пространства России и Италии с точки зрения его освоения и освоения человеком.
Итальянский контекст в поэтике Гоголя и традиция европейского разбойничьего романа

Гольденберг А. Х. (Волгоград), д.ф.н., проф. ВГСПУ

В статье анализируется итальянский контекст поэтики Гоголя и специфика проекции Чичикова на Ринальдо Ринальдини, героя одноименного "разбойничьего романа" Христиана Августа Вульпия. В ней подробно рассматривается сцена из главы 9 "Мертвых душ" и рассматривается роль традиции европейской массовой литературы в структуре "Мертвых душ".
Театр и драматургия Италии в творчестве Гоголя-комедиографа: интерес, влияние, переклички, перевод. К постановке проблемы

Падерина Е. Г. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотр. ИМЛИ им А. М. Горького РАН

В статье рассматривается восприятие итальянского театра Гоголем и предлагается ряд конкретных тем, которые, как представляется, заслуживают дальнейшего изучения.
Трактат Данте «Монархия» и теория государственности в публицистике Гоголя

Сартаков Е. В. (Москва), к.ф.н., ст. препод. МГУ им. М. В. Ломоносова

В статье рассматриваются поздние очерки Гоголя в контексте трактатов Данте, особенно "О монархии" (1312-1313). Установлено, что Гоголь не мог знать трактата Данте, однако последние и избранные отрывки из переписки с друзьями имеют явное типологическое сходство, которое, вероятно, вытекает из общего консервативного мировоззрения писателей. Однако есть и существенная разница. Степень мистицизма заметно ниже в "Монархии", что, как утверждают, объясняется конфессиональным различием писателей.
Диалог «В саду» и занятия Н. В. Гоголя итальянским языком

Карташов В. С. (Москва), д.фарм.н., проф. Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

В статье представлено текстуальное сравнение итальянскоязычного диалога Николая Гоголя о растениях с его возможными источниками, раскрывающими как одинаковые совпадения, так и различия. Включен русский перевод диалога.

Текст и контекст творчества Гоголя

«Вы не знаете, что такое живопись…» Гоголь и Союз св. Луки: спор колоризма и графики

Дмитриева Е. Е. (Москва), д.ф.н., ст. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье дается подробный комментарий к одной фразе из письма Гоголя сестрам от 15 октября 1838 года: "вы не знаете, что такое живопись. Вы думаете, это просто рисунок и ничего больше. Вы не можете скзаать, хорош он или плох». Это утверждение, по-видимому, вытекает из противоречия между Рубенистами, группой художников, отдающих приоритет цвету, и Пуссинистами, которые подчеркнули рисунок. Дебаты, начавшиеся в 17 веке, противостояли двум визуальным жанрам, которые в изобразительном искусстве повторяли ту самую дихотомию чувственного и рационально дискурсивного, которая с древних времен характеризовала оппозицию живописи и поэзии. Благоговейный трепет Гоголя и в то же время восторг от живописи и ее чувственности, ускользающие от гегемонии языка, вероятно, объясняют его амбивалентное отношение к Иоганну Фридриху Овербеку и Назаретскому движению в целом. Линейная концептуальная живопись Назарян, как и их отказ от чувственных форм Высокого Возрождения, выглядит как новый этап того же спора между цветом и рисунком, словом и образом, который также определил творчество Гоголя.
Россия с позиции вненаходимости и/или причастного видения? (Гоголевская «точка зрения» в «Мёртвых душах»)

Есаулов И. А. (Москва), д.ф.н., проф. Литературного института им. А. М. Горького

В статье по-новому рассматриваются произведения Гоголя при пересмотре представлений Михаила Бахтина об авторской "аутсайдерности", или "экзотопии". Утверждается, что присутствие автора неравномерно по тексту или несколько "мерцает" в вымышленной вселенной. В статье ставится под сомнение правильная точка зрения на литературное исследование Гоголя: предпочтительна ли "внешняя" перспектива или она действительно оставляет ученого за пределами возможного спектра адекватных интерпретаций?
Как важно иметь нос

Михаэла Бёмиг (Неаполь, Италия), проф. Университета «Л'Ориентале»

В очерке автор прослеживает влияние физиономии Ж. К. Лафатера и некоторых сказок Жана Поля в рассказе Гоголя "Нос". В свете своего анализа она утверждает, что именно Василий Жуковский, глубокий знаток немецкой литературы, рассказал Гоголю о Жан-Поле, Лафатере и их произведениях летом 1831 года, которое он провел с Гоголем и Пушкиным в Царском Селе.
«Мёртвые души» из России на Сицилию (Гоголь и итальянские писатели)

Джакома Страно (Рим, Италия), проф. Катанского университета

"Мертвые души" Гоголя по-разному повлияли на двух писателей, которые родились на Сицилии, а затем жили и работали в Риме: Виталиано Бранкати (1907-1954) и Стефано Д'Арриго (1919-1992). В романе Бранкати "потерянные годы" (1934-36, 1941), тема скуки провинциальной жизни, события, рассказанные во второй и третьей части – интрига афериста – аутсайдера в Сицилии 1930-х годов, в Натаке (катания) - представление характера, приемы и стилистическая структура многих пассажей, все это связано с шедевром Гоголя. Среди неопубликованных работ Стефано Д'Арриго есть рукопись под названием "покупатель Мертвых душ". Это "свободная редакция" гоголевской "поэмы", написанной около 1949-50 гг., Вероятно, придуманная для кино и, вероятно, под влиянием романа Бранкати. Мучения главного героя, Сирилло, происходят на Сицилии в 1859 году, в Палермо.
Джузеппе Джоакино Белли – римский поэт, открытием которого Европа обязана Гоголю

Солонович Е. С. (Москва), проф. Литературного института им. А. М. Горького

В статье рассматривается роль Гоголя как раннего поклонника римского поэта Джузеппе Джоакино Белли (1791-1863). Неопубликованные при его жизни, колокольные стихи на диалекте Романеско циркулировали в рукописных экземплярах, вероятно, так их и узнал Гоголь. Возможно, он слышал и собственное декламирование поэта в салоне Зинаиды Волконской. Сонеты Белли цитируются в переводах автора статьи.
Гоголь и Салтыков-Щедрин о Западе и России (европейские впечатления)

Антон Репонь (Банска Быстрица, Словакия), д.ф., Университет Матея Бела

В статье представлен сравнительный обзор влияния Николая Гоголя и Михаила Салтыкова-Щедрина на их народы. Озабоченность писателей судьбой России анализируется на основе романа Гоголя "Мертвые души" и серии заграничных зарисовок Салтыкова-Щедрина.
Ренато Поджоли читает Гоголя

Карла Соливетти (Рим, Италия), д.ф.н., проф. Университета «Рома Тре»

Поджоли читает "Старосветских помещиков" Гоголя как пародию на миф об Овидии, подчеркивая симметричные различия – иногда фактические развороты – между двумя произведениями. Итальянский ученый приходит к выводу, что оригинальность Гоголя заключается в его загрязнении пастырского канона чуждыми элементами, которые порой даже противопоставляются пастырским условностям. Таким образом, Гоголь разрушает как идиллические, так и мифические составляющие, характеризующие сущность овидиевой басни, создавая эффекты отчуждения и несообразности, дезориентирующие читателя.

Вокруг второго тома «Мертвых душ»: материалы круглого стола

Вступительное слово

Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., засл. проф. РГГУ, академик РАЕН

В статье рассматриваются ключевые проблемы, стоящие перед ученым при публикации второй части "Мертвых душ". Автор рассматривает жанр книги в связи с утопией и антиутопией, а также ее стилистические особенности и соотносит ее вторую часть с "Божественной комедией" Данте.
Второй том «Мёртвых душ»: в поисках новой целостности

Балакшина Ю. В. (Санкт-Петербург), д.ф.н., учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института

На основе сцены из 2-го тома 3-й главы "Мертвых душ" (вечер с семьей Костанжогло) в статье рассматривается стремление Гоголя выявить новые основы антропологической и художественной целостности, подорванной современностью. Показано, что сцена включает архетипические темы, связанные с образом Рая, и аллюзии на вторую часть Божественной комедии Данте.
«Обрыв»: к вопросу о межлитературных связях (Гоголь и Гончаров)

Рипинская Е. В. (Санкт-Петербург), независимый исследователь (СПбГУ, ИРЛИ)

В статье кратко рассматривается проблема литературных источников образности Ивана Гончарова, в частности связи его последнего романа "пропасть" со вторым томом Николая Гоголя "Мертвые души и исповедь автора" (оба изданы посмертно в 1855 году). Литературный контекст помогает прояснить семантику образов Гончарова.
Яндекс.Метрика