Н. В. Гоголь и А. С. Пушкин. IV Гоголевские чтения

1 — 4 апреля 2004 года в Москве были проведены Четвертые Гоголевские чтения «Гоголь и Пушкин».

Инициатором и основным организатором международной научно-теоретической конференции выступила Городская библиотека № 2 им. Н. В. Гоголя. Чтения были подготовлены при участии Крымского центра гуманитарных исследований, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина «Захарово-Вяземы», Книжного дома «Университет».

Идея мероприятия

Гоголевские чтения — один из основных творческих проектов библиотеки. Их организация требует огромного труда от всего коллектива учреждения. Ежегодно конференция собирает большое количество исследователей-гоголеведов и почитателей гения мировой литературы — Николая Васильевича Гоголя. Дом на Никитском бульваре в Москве стал настоящим координационным центром для всех, кто занимается изучением биографии и литературного наследия великого классика. Гоголевские чтения сегодня — символ интеграции всех процессов, происходящих в сфере культуры и литературы.

Выбор и особенности жанра чтений

Жанр чтений всегда был чрезвычайно популярен в кругу ученых. Анализ статистических данных выявил острый интерес к ежегодной гоголеведческой конференции среди российских и зарубежных специалистов-филологов. На Чтениях делятся своими открытиями с аудиторией исследователи творчества Н. В. Гоголя из разных стран мира. Принимая во внимание необыкновенную популярность писателя в различных уголках земли, организаторы из года в год обеспечивают обязательное участие в конференции представителей науки ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, с самого начала своего существования Гоголевские чтения приобрели статус международных. Форум носит всеобщий культурологический характер, что подтверждается ежегодным участием в нем деятелей и теоретиков искусства, поскольку литературоведение — не только филологическая, но и искусствоведческая дисциплина.

Для организации и проведения Гоголевских чтений — 2004 были приглашены филологи, театроведы, искусствоведы, культурологи, историки, философы, педагоги, актеры, режиссеры, кинокритики, художники, журналисты. К традиционному перечню стран-участниц конференции — России, Украине, Италии — в этом году прибавились Южная Корея и Израиль. Значительно расширен список участников-представителей регионов России.

На форуме выступили ученые из городов: Москва (в т. ч. Московская область), Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Ульяновск, Киев (Украина), Харьков (Украина), Днепропетровск (Украина), Нежин (Украина), Донецк (Украина), Симферополь (Украина), Самарканд (Узбекистан), Триест (Италия), Катания (Италия), Иерусалим (Израиль).

Цели и задачи конференции

  1. 1. Четвертые Гоголевские чтения были приурочены к 195-летию со дня рождения Н. В. Гоголя и одновременно стали очередным этапом подготовки к 200-летнему юбилею писателя, который будет праздноваться культурной общественностью в 2009 году.
  2. 2. Тема конференции «Гоголь и Пушкин» является знаковой для культуры. Оба великих имени стоят рядом в истории России и мировой литературы — и по рождению, и по значению. Четвертые чтения были задуманы как послесловие к 200-летнему юбилею А. С. Пушкина, широко отмечавшемуся в 1999 году, и предисловие к грядущему 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя.

    В качестве основополагающих в программе конференции были выделены следующие темы:

    • Пушкин и Гоголь: литературный диалог современников;
    • Романтизм в творчестве Пушкина и Гоголя;
    • Пушкин и Гоголь в восприятии мировой культуры ХХ века;
    • Малороссия и Крым в творчестве Пушкина и Гоголя.
    Следует отметить, что сами докладчики в своих предварительных заявках значительно расширили круг тем.
  3. 3. Уровень представленных докладов строго соответствовал международному статусу конференции.
  4. 4. Дом Гоголя старался проявить себя как «первый среди равных» в числе организаторов и участников Четвертых Гоголевских чтений.
  5. 5. Одной из главных задач мероприятия по-прежнему является дальнейшее объединение людей науки и искусства в стенах Дома Гоголя как координирующего центра мирового гоголеведения.
  6. 6. В год тридцатилетия Мемориальных комнат Н. В. Гоголя Дом на Никитском еще раз заявил себя в качестве успешно действующего синтетического учреждения культуры, в основе деятельности которого лежит сочетание музейного, библиотечного, научно-информационного, и культурно-просветительского направлений.
  7. 7. Важной задачей конференции стало подтверждение непреходящей культурной и духовной ценности творческого наследия двух великих классиков мировой литературы.
  8. 8. Четвертые чтения должны были способствовать укреплению связей библиотеки с другими творческими структурами — вузами, научно-исследовательскими учреждениями, музеями, театрами, библиотеками, издательствами, культурной общественностью России и зарубежных стран.
  9. 9. При подготовке и проведении Четвертых Гоголевских чтений большое значение имело совершенствование уровня организации конференции, повышение квалификации сотрудников и статуса Дома Гоголя как Центральной Библиотеки — мемориального центра.

Сборник докладов Четвертых Гоголевских чтений «Н. В. Гоголь и А. С. Пушкин»

Мир Пушкина и Гоголя

Украина и Россия — Гоголь и Пушкин
Казарин В. П. (Симферополь), д.ф.н., профессор Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

В статье рассматривается взаимоотношение Украины и России на материале творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Автор демонстрирует большой вклад деятелей литературы и культуры Украины в развитие России.

Пушкинское у Гоголя. Гоголевское у Пушкина
Фомичев С. А. (Санкт-Петербург), д. ф. н, научный сотрудник Института русской литературы «Пушкинский Дом» РАН

Сумасшедшие и мученики. Гоголь, Полевой, Пушкин
Страно Дж. (Катания, Италия), профессор Катанского Университета

«Записки сумасшедшего» Гоголя построены на ассоциации «сумасшествие-мучение», ключевые слова которой повторяются в заглавии и в эпилоге текста. Эта ассоциация позволяет связать гоголевское произведение с повестями, опубликованными Полевым в 1830-1833 гг. («Эмма», «Блаженство безумия», «Живописец») и с поэмой Пушкина «Медный всадник». Посредством приема «говорящих (здесь, точнее, пишущих) животных» писатель особенно пародирует рассказ «Эмма».
В данных сочинениях судьба героев обусловлена социальными и индивидуальными обстоятельствами, имея однако явные различия. Гоголевский Поприщин является жертвой своего честолюбия; ему не хватает христианского смирения и он расплачивается за свой грех сумасшествием и мучением. Герои Полевого — необыкновенные, чрезвычайные люди, которые отличаются от других нравственными качествами; в пределе безумия, они будут «мучениками» фальшивого, конформистского общества. Пушкинский Евгений — обыкновенный человек, «мученик» и «сумасшедший» от горя, уничтоженный злосчастной властью.

Пушкин и Гоголь: к проблеме художественного осмысления истории в «Медном всаднике», «Капитанской дочке» и «Шинели»
Бельтраме Ф. (Триест, Италия), профессор Государственного университета г. Триеста

В статье рассматривается, как в повести «Шинель» в ракурс изображения писателем современного ему быта попадает и широкая историческая перспектива. Особенности историзма «Шинели» становятся весьма заметными при ее сопоставлении с «Медным всадником» и «Капитанской дочкой».
В отличие от Пушкина, отчетливо разграничившего в «Медном всаднике» и «Капитанской дочкой» петровскую и екатерирнинскую тематики, Гоголь в повести «Шинель» их своеобразно объединил. Сложная контаминация этих тематик свелась к особому изображению государственной службы, в общественную и этическую значимость которой писатель глубоко верил.

Библейский контекст в поэтике Пушкина и Гоголя
Гольденберг А. Х. (Волгоград), д.ф.н., профессор Волгоградского государственного педагогического университета

В статье дается сопоставительный анализ образов Скупого рыцаря и Плюшкина в аспекте исторической поэтики. Утверждается недостаточность традиционного подхода к ним в рамках литературного архетипа скупца. «Маленькие трагедии» проанализированы как ближайший по отношению к «Мертвым душам» интертекст. Характерный для героев Пушкина и Гоголя мотив припрятывания своих богатств рассмотрен на широком культурно-историческом фоне. Показано, что в семантике образов Барона и Плюшкина существенную роль играют библейские мотивы и реминисценции. Особое внимание уделено анализу «Иов-ситуации» у Пушкина и Гоголя. Утверждается, что пушкинский образ проецируется на архетип Иова дерзающего, а гоголевский — через травестийную модель жития юродивого — на архетип Иова многотерпеливого. Это позволяет по-новому оценить эстетический и философский смысл диалога двух великих писателей.

Пушкинская и гоголевская оценка Карамзина: сходства и различия
Сапченко Л. А. (Ульяновск), д.ф.н., профессор Ульяновского государственного университета

Мифология памятника в творчестве Гоголя и пушкинская традиция
Шульц С. А. (Ростов-на-Дону), д.ф.н., профессор Ростовского государственного университета

«Язык молчания» в драматургии Пушкина и Гоголя
Ищук-Фадеева Н. И. (Тверь), д.ф.н., профессор Тверского государственного университета

Творчество Пушкина и Гоголя

«Невский проспект» Н. В. Гоголя (о возможных источниках эпизода с носом)
Михайлова Н. И. (Москва), сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина

В статье выявлены неучтенные ранее возможные источники сюжетной ситуации с «Носом» в «Невском проспекте».

Рим в творческом сознании Гоголя
Михед П. В. (Нежин/Киев, Украина), д.ф.н., ведущий научный сотрудник Института литературы им. Т.  Г.  Шевченко НАН Украины

Пушкинское у Гоголя — Гоголевское у Пушкина

Почему Гоголь переписал «Русалку» Пушкина
Дмитриева Е. Е. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье прослеживается событийная и внутренняя смысловая связь между стихотворением А. С. Пушкина «Русалка» (1819), русалочьей тематикой в творческом сознании Н. В. Гоголя, переписавшего стихотворение Пушкина и подарившего список в 1839 г. Моллеру, и картиной Ф. А. Моллера «Русалка» (1840), написанной как своеобразная иллюстрация к пушкинскому стихотворению.

Образ Фаддея Булгарина и «масслит» в восприятии А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя
Белоногова В. Ю. (Нижний Новгород), к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университета

Доклад посвящен еще одному пункту, «разводящему» Пушкина и Гоголя. Это отношение того и другого к личности Булгарина, а вместе с тем и к проблеме противостояния массовой и элитарной литературы. Если Пушкин непримирим к Булгарину как к явлению грядущей массовой культуры и ее олицетворению, то отношение Гоголя к писателю, называвшему себя «оруженосцем и конюшенным публики» (явленное в письмах, публицистике и прозе) далеко не так однозначно. Скорее, смешано и невнятно. Потому что ему, как и Булгарину, близка ориентация на широкого массового читателя.

«Бывают странные сближения» (еще раз к вопросу о полемике Гоголя и Пушкина с Булгариным и Гречем)
Денисов В. Д. (Санкт-Петербург), к.ф.н., доцент РГГМУ

Мифо-ритуальная подоплека рассказов Пушкина и Гоголя («Выстрел» и «Сорочинская ярмарка»)
Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Рассматриваются модели мира, которые лежит в основании «Сорочинской ярмарки» Гоголя и «Выстрела» Пушкина. Купля и продажа товаров на ярмарке реализуются посредством обрядов, имеющих истоком архаичные отношения обмена, связанные с ритуалом жертвоприношения. «Красная свитка», которую приносит на ярмарку черт, является ресурсом, не вступающим в отношения купли и продажи. Симпатическая сила, которая тянет друг к другу парня и девушку, аналогична тем мистическим силам, которые заставляют воссоединиться разорванные куски красной свитки. Соединению любящих способствует «волшебный помощник» в лице цыгана, которому герой жертвует своих быков. Обращение к ритуалам «антиповедения» позволят по-новому взглянуть как на цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», так и на «Мертвые души» Гоголя. В случае пушкинского «Выстрела» речь идет о двух параллельных ритуалах — карточной игры и дуэли. Оба они восходят к архаичному обряду гадания, или испытанию судьбы.

Событие «Ивана Федоровича Шпоньки...» и мир пушкинской прозы
Овечкин С. В. (Санкт-Петербург), аспирант филологического факультета СПбГУ

Тема доклада «Гоголь и...» традиционно предполагает такое сопоставление авторов, при котором выявляются скорее сходства, нежели различия Второй тип доклада на подобную тему, менее распространенный, строится как противопоставление двух авторов. Следуя этому второму пути, я предлагаю конспективный анализ повести, которая в творчестве Пушкина просто не могла возникнуть. Интерес этому анализу должен придать способ рассмотрения материала — под углом зрения, сосредоточенного на событийной организации гоголевского нарратива. Рассматривается система следующих приемов: снятие значимости приема сдвига нарративной маски, десемантизация жанровых и стилистических средств, отказ повествователя от авторитетной роли, разрушение традиционных сюжетных структур. Центр этой системы — превращение события сюжетного текста в нулевое положение структуры, подчиненное закону серийности. Дурная бесконечность серийно выстроенного нарратива противопоставляется сходным в отношении к некоторым законам поэтики раннего реализма «Повестям Белкина».

Значение отрицательной уенности у Пушкина и Гоголя («Скупой рыцарь» и «Мертвые души»)
Федоров В. В. (Донецк, Украина), д.ф.н., профессор Донецкого национального университета

В статье предпринимается сравнительный анализ трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» и поэмы Гоголя «Мертвые души». Два великих произведения русской литературы объединяет, по мнению автора, онтологическое понятие об «отрицательной» ценности. Это понятие представлено в «образах» золота-сокровища у Пушкина, и мертвых душ — у Гоголя. «Золото-сокровище» и «мертвые души» — это признаки того, что Пушкин-поэт и Гоголь-поэт переживают отрицательные стадии своего поэтического бытия, становятся антагонистами по отношению к себе. Однако эти стадии — необходимы в событии поэтического бытия, завершающегося достижением непосредственно словесной формы.

«Пиковая дама» А. С. Пушкина в «Игроках» Н. В. Гоголя
Мильдон В. И. (Москва), д.ф.н., профессор ВГИК им. С. А. Герасимова

Автор предполагает, что в «Игроках» Гоголь сознательно следовал «Пиковой даме» Пушкина, ибо разделял ее художественную идею: жизнь человека не игра. Эту идею Гоголь выразил по-своему: для него всякий обманщик может проиграть не имущество, но свою жизнь. В образе Ихарева Гоголь мог обдумывать будущее Чичикова (2 и 3 томов «Мертвых душ»), тоже игрока, который, в отличие от персонажей «Игроков», должен был отказаться от жизни мошенника ради жизни праведника.

Оппонент или союзник? (О гоголевской программе «Современника» А. С. Пушкина)
Калашникова О. Л. (Днепропетровск, Украина), д.ф.н., профессор Днепропетровского национального университета

В статье сделана попытка раскрыть роль Гоголя в обозначении программы пушкинского «Современника», исходя из игровой природы поэтики редактора нового журнала. Создавая «Современник» в полемике с популярной, но «беспринципной» «Библиотекой для чтения» О. Сенковского, Пушкин мечтал о своем читателе: умном и тонком, способном размышлять и разгадывать истинный смысл похвал и критики, провозглашенной с «высоким» пафосом или спрятанной под покровом иронии. Поэтому Пушкин не спешит подписаться под четко сформулированной, открыто назидательной просветительской программой, изложенной в статье Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», снимая имя автора, делая Гоголя одним из голосов в «живом разговоре» с читателем журнала. Осуществляя эстетическое воспитание читателя через игру с ним в своем художественном творчестве, Пушкин сохраняет ситуацию игры и в журналистике, что и определяет особую роль Гоголя в обозначении программы пушкинского журнала.

Пушкинский мотив в заграничных письмах Гоголя 1836 — 1842 годов
Падерина Е. Г. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

При всей необычности письма Гоголя сохраняют такую стилевую черту писательских писем, как насыщенность литературными реминисценциями. В статье предпринята попытка эксплицировать один из эпистолярных мотивов Гоголя, восходящий к пушкинскому поэтическому образу творческого уединения, и описать психологические механизмы формирования этого мотива.

Наследие Пушкина и Гоголя (В XX веке)

Пушкин и Гоголь в историософской концепции Д. С. Мережковского
Андрущенко Е. А. (Харьков, Украина), д.ф.н., профессор Харьковского университета им. Г. С. Сковороды

В докладе рассматривается специфичность интерпретации пушкинского и гоголевского литературного наследия Д. С. Мережковским. Автором доклада показывается настоящая мифологизация личностей двух русских писателей и определяется их место в историософской концепции Мережковского.

Творчество Гоголя как духовный источник русского авангардного искусства
Клягина Л. Р. (Екатеринбург), д.ф.н., профессор Уральского Федерального университета

Доклад посвящен проблеме изучения творчества Н. В. Гоголя в качестве одного из духовных источников русского авангардного искусства. Подобный подход позволяет не только увидеть истоки русского авангарда в русском классическом искусстве ХIХ века, но и проследить, как в диалоге с культурой начала ХХ века обогащается понимание мировоззренческой и поэтической системы Гоголя.

Пушкин в литературно-критической деятельности Гоголя и Твардовского (из опыта исследования преемственных и типологических связей)
Хоменко Ю. Н. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета им. Н. В. Гоголя

В статье исследована эстетическая и духовная роль Гоголя в осмыслении Твардовским феномена Пушкина. Материалом для сравнительно-типологического анализа послужили литературно-критические статьи Гоголя («Несколько слов о Пушкине», «В чем же, наконец, существо русской поэзии, и в чем ее особенность») и Твардовского («Пушкин», «Слово о Пушкине»).

Гоголевское наследие в современной русской женской литературе: интертекстуальность и проблема «отцовского языка»
Улюра А. А. (Киев, Украина), д.ф.н., профессор Киевского университета им. Т. Г. Шевченко

В русле проблемы «отцовского языка» и собственно женского текста в статье анализируется использование литературного наследия Н. В. Гоголя в качестве «строительного материала» произведений современной русской женской литературы (Н. Садур, М. Рыбакова).

Творчество Пушкина как фактор развития современной литературы Узбекистана
Назарьян Р. Г. (Самарканд, Узбекистан), к.ф.н., профессор Самаркандского государственного университета

Подводя итоги конференции «Гоголь и Пушкин», можно отметить, что ее цели и задачи были успешно выполнены. В течение трех дней в переполненных залах заседаний делали сообщения ученые и деятели искусств. Четвертый, выездной день работы запомнился участникам и гостям Чтений как день знакомства с Государственным историко-литературным музеем-заповедником А. С. Пушкина, в состав которого входят усадьба Захарово — «страна пушкинского детства» и усадьба князей Голицыных Большие Вяземы. Имя Пушкина, как и имя Гоголя, сопряжено с высоким настроем всех струн человеческой души.

Отличительная черта Гоголевских чтений, помимо высочайшего научного уровня, неоднократно отмечаемого СМИ, — теплый сердечный настрой всех ее участников, любовь и уважение к творчеству Николая Васильевича Гоголя, чей приход в литературу был согрет приветствием великого Пушкина и литераторов пушкинского круга. Открытие, проведение и закрытие конференции можно назвать триумфом филологической науки. Начавшись на Пречистенке, в здании Государственного музея А. С. Пушкина, Чтения продолжили работу в Доме Гоголя на Никитском бульваре и достойно завершились на земле Подмосковья, объединив гоголеведов и пушкинистов из разных городов и стран мира.

Выбор и участие партнеров

По сложившейся традиции, многие участники конференции «Гоголь и Пушкин» заявили темы своих будущих выступлений еще в прошлом году.

Предполагаемые докладчики были самым подробным образом проинформированы о тематике, месте и времени проведения Четвертых Гоголевских чтений.

Подготовка к конференции велась Городской библиотекой № 2 им. Н. В. Гоголя совместно с рядом авторитетных научно-исследовательских учреждений, вузов, культурных центров, а также музеями, театрами, общественными организациями. К традиционным партнерам Дома Гоголя в этом году прибавились новые.

В организации и работе Четвертых Гоголевских чтений принимали участие:

  1. 1) Государственный музей А. С. Пушкина (Москва);
  2. 2) Крымский центр гуманитарных исследований (Украина);
  3. 3) Книжный дом «Университет» (Москва);
  4. 4) Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина Захарово-Вяземы (Московская область);
  5. 5) ИМЛИ РАН им. А. М. Горького (Москва);
  6. 6) МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва);
  7. 7) Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург);
  8. 8) Государственный музей-заповедник Н. В. Гоголя в с. Гоголево (Украина, Полтава);
  9. 9) Московский музыкальный театр «Экспромт» (Москва);
  10. 10) Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Украина);
  11. 11) Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского (Украина);
  12. 12) Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург);
  13. 13) Институт русского языка РАН (Москва);
  14. 14) Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург);
  15. 15) Коломенский педагогический институт (Россия);
  16. 16) Волгоградский государственный педагогический университет (Россия);
  17. 17) Самарский государственный педагогический университет (Россия);
  18. 18) Днепропетровский национальный университет (Украина);
  19. 19) Университет города Катания (Италия);
  20. 20) Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург);
  21. 21) Нижегородский государственный университет (Россия);
  22. 22) Ростовский-на Дону государственный университет (Россия);
  23. 23) Государственная академия славянской культуры (Москва);
  24. 24) Международный журнал «Солнечное сплетение» (Израиль);
  25. 25) РГГУ (Москва);
  26. 26) Самаркандский государственный университет (Узбекистан);
  27. 27) Уральский государственный университет им. А. М. Горького (Россия);
  28. 28) Харьковский университет им. Г. С. Сковороды (Украина);
  29. 29) Государственный университет г. Триеста (Италия);
  30. 30) Нежинский государственный педагогический университет им. Н. В. Гоголя (Украина);
  31. 31) Издательство «Радуга» (Москва).

Перечисленными учреждениями не исчерпывается состав участников и гостей Четвертых Гоголевских чтений. География конференции расширяется год от года, привлекаются новые исследователи, увеличивается круг научных тем, которые изучаются гоголеведами всего мира и выносятся на обсуждение.

Анализ состава докладчиков

Научный уровень докладов, сделанных на Четвертых Гоголевских чтениях, определяется высоким образовательным цензом выступавших. По традиции конференции 90% докладчиков — доктора и кандидаты наук. Среди них выделяются представители МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, ИМЛИ РАН, ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Украина), университетов и крупнейших гуманитарных вузов России и ближнего зарубежья, стран Западной Европы и Востока, педагогических вузов, музеев и т. д.

На Международной конференции было прочитано 40 докладов. Среди докладчиков 22 доктора филологических наук, 12 кандидатов филологических наук, 3 аспиранта.

Участники концеренции, анализ состава слушателей

За четыре года сложилась традиционная пленарная форма проведения научных заседаний: утренние, дневные и вечерние. Причем, вечерние заседания в ежедневном режиме проходили впервые. Такая необходимость была продиктована широкими масштабами конференции, как по числу участников, так и в плане вынесенных на обсуждение проблем. Каждое пленарное заседание ориентировано на круг родственных тем, что придает Чтениям оттенок секционности.

Так, например, сложились блоки: «Пушкин, Гоголь и журналистика», «Пушкин, Гоголь и русская литература конца XIX-начала ХХ в. в.» и т. д. Исключение сделано для признанных авторитетов и «звезд» гоголеведения, чьи выступления большей частью были запланированы и состоялись в первый день работы конференции.

Всего за время Четвертых чтений было проведено 8 научных заседаний. В конференции приняло участие больше 1000 человек.

В активе Дома Гоголя имеется постоянно пополняемая картотека сведений о ведущих гоголеведах России и ближнего и дальнего зарубежья. Эти ученые в первую очередь привлекаются к участию в работе Гоголевских чтений. На основе предварительного конкурса присланных докладов формируются списки участников чтений. Критерием отбора докладчиков является высокий научный уровень работ. Дом Гоголя оповещает общественность о теме Чтений, месте и времени их проведения посредством объявлений в Интернет, СМИ, сообщений по факсу, телефонных звонков, пресс-релизов, письменных и устных приглашений.

Согласно статистике, большинство гостей конференции «Гоголь и Пушкин» узнали о предстоящем мероприятии из приглашений, рассылаемых в различные организации: библиотеки, музеи, вузы, театры, научно-исследовательские учреждения.

На Четвертых Гоголевских чтениях присутствовали московские школьники и студенты, представители промышленных предприятий столицы, ветераны войны и труда, постоянные посетители массовых мероприятий библиотеки, составляющие музейно-библиотечный актив, творческая и научная интеллигенция: писатели, ученые, артисты, журналисты, художники.

В качестве почетных гостей Чтений были приглашены праправнук Александра Сергеевича Пушкина, правнук Елизаветы Васильевны Гоголь-Быковой (сестры Гоголя) Георгий Александрович Галин, правнучка брата мужа Ольги Васильевны Гоголь-Головни (младшей сестры Гоголя) Рафаэла Трофимовна Сверчкова.

Социальный состав участников конференции очень разнообразен, но для всех гостей действует общий принцип «открытых дверей».

Открытие чтений

Торжественное открытие Четвертых Гоголевских чтений состоялось 1 апреля, в день рождения Н. В. Гоголя, в Концертном зале Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Открытие конференции предваряла экскурсия по экспозиции и выставкам музея, которая позволила гостям окунуться в атмосферу пушкинской эпохи, вспомнить историю Отечества, погрузиться в мир русского искусства.

На правах главного организатора конференцию открыла директор Московского Дома Гоголя В. П. Викулова.

В церемонии открытия также приняли участие:

  • Богатырев Е. А. — директор Государственного музея А. С. Пушкина;
  • Казарин В. П. — зам. председателя Совета министров АР Крым, председатель Крымского общества русской культуры;
  • Енко Л. Д. — директор Государственного музея-заповедника Н. В. Гоголя в с. Гоголево (Украина, Полтавская область);
  • Чернова Е. Д. — главный хранитель фондов Государственного музея-заповедника Н. В. Гоголя в с. Гоголево (Украина, Полтавская область);
  • Шмидт С. О. — академик РАО, член Общественного совета Государственного музея А. С. Пушкина;
  • Манн Ю. В. — профессор ИМЛИ им. А. М. Горького, главный редактор Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя.

Главной идеей всех приветствий стала мысль о необходимости создания в Москве Государственного учреждения культуры «Дом Гоголя» на базе Городской библиотеки № 2 им. Н. В. Гоголя в историческом здании на Никитском бульваре, которое неразрывно связано с жизнью и творческой судьбой великого писателя. Выступающие отметили значительный вклад библиотеки в дело увековечения памяти классика мировой и отечественной литературы, а также выразили надежду, что в год 200-летнего юбилея со дня рождения Н. В. Гоголя учреждение войдет уже с новым статусом.

На открытии Четвертых чтений сотрудникам Дома Гоголя были вручены подарки от гостей и участников конференции.

Юрий Владимирович Манн от лица коллектива, работающего над подготовкой Полного академического собрания сочинений Н. В. Гоголя, преподнес библиотеке первый том издания, а делегация Государственного музея-заповедника Н. В. Гоголя в с. Гоголево вручила хлеб-соль и вышитый рушник с родины писателя.

После торжественного открытия конференции состоялся показ спектакля «Маменька» Московского музыкального театра «Экспромт». Режиссер-постановщик спектакля и исполнительница роли М. И. Гоголь — народная артистка России Людмила Иванова. Зрителям была предложена фантазия в одном действии по воспоминаниям М. И. Гоголь и письмам Н. В. Гоголя. Сценография решена в современной манере, но с использованием элементов классического украинского народного костюма. Спектакль выдержан в стиле «по мотивам»: не всегда соблюдается следование каноническим текстам, однако «Маменька» нашла своего зрителя, как и другие современные постановки пьес по произведениям Гоголя.

Краткий анализ выступлений

Основные направления исследовательской мысли на Четвертых чтениях развивались в русле наиболее актуальных проблем современного гоголеведения и пушкиноведения. Были затронуты все аспекты творчества Пушкина и Гоголя: филологические, исторические, философские, искусствоведческие, этнические и т. д. Следует отметить, что на конференции были представлены доклады ученых, относящихся к разным научным школам, поэтому обмен мнениями между ними обогатил как их личный исследовательский опыт, так и науку в целом.

Тематика докладов свидетельствует об интересе ученых к самым неожиданным предметам исследования в сфере теории и истории литературы, истории журналистики, проблем литературных традиций и творческих взаимосвязей, этики и эстетики.

Многие выступления были интересны уже одной только актуальностью поставленной проблемы, некоторые из них несли полемическое начало, но все сообщения нашли отклик у аудитории, подготовленной к восприятию большого объема научной информации.

Филология, как и все другие науки, стремится к синтезу. Такова тенденция развития современного научного процесса. Поэтому все исследователи показали на конференции не только владение темой и умение пользоваться научным инструментарием, но и широту своего образования, демонстрируя знание и филологических, и прочих дисциплин, — точных, естественных, гуманитарных.

Преобладающим направлением в исследовательской работе, разумеется, стало литературоведческое. В современном российском гоголеведении известна школа профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора филологических наук В. А. Воропаева — редактора и издателя Собрания сочинений Н. В. Гоголя в 9 томах, вышедшего в 1994 году в издательстве «Русская книга», автора нескольких монографий о творчестве писателя. На Четвертых чтениях В. А. Воропаев выступил с докладом «Гоголь и Пушкин о государстве российском». В своем сообщении он коснулся темы взаимоотношений Гоголя и Пушкина с императором Николаем I. Докладчик поставил перед аудиторией спорный вопрос: к кому обращено стихотворение Пушкина по поводу перевода Гнедичем «Илиады» — «С Гомером долго ты беседовал один...»? Вслед за Гоголем Воропаев считает, что это стихотворение адресовано не Гнедичу, а Государю-императору Николаю I. Свое несогласие с этой точкой зрения выразил С. А. Фомичев (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), который выступил с докладом «Пушкинское у Гоголя. Гоголевское у Пушкина» и доказал не только влияние Пушкина на Гоголя, но и обратную связь: воздействие «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя на «Пиковую даму» А. С. Пушкина.

В первый день конференции выступил ученик В. А. Воропаева — доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН им. А. М. Горького И. А. Виноградов, член Союза писателей России, автор монографий о Гоголе. Излюбленной темой исследований ученого в последние годы стала повесть «Тарас Бульба» — одно из самых полемических и сложных произведений. На конференции 2004 года И. А. Виноградов сделал доклад «Наследие Богдана. Пушкин и „Тарас Бульба“ Гоголя».

Русская филологическая школа профессора Воропаева перешагнула рубежи Отечества и вышла на международный уровень. Третье поколение воропаевской школы было представлено на Чтениях в лице аспирантки ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, гоголеведом из Южной Кореи Ким Хюн И, работающей над диссертацией о Гоголе под руководством И. А. Виноградова. Ким Хюн И прочла доклад «Гоголь и Пушкин: к истории журнала «Современник». Теме взаимоотношений Пушкина и Гоголя с журналистикой были посвящены и другие выступления: «Пушкин, Гоголь и... Булгарин» В. Ю. Белоноговой (Нижегородский государственный университет), «Еще раз к вопросу о полемике Гоголя и Пушкина с Булгариным» В. Д. Денисова (РГГМУ, Санкт-Петербург).

Творчество Пушкина и Гоголя многообразно и неисчерпаемо, как сама жизнь, но вместе с тем есть круг ученых, стремящихся постичь самый глубинный и сокровенный смысл произведений двух великих классиков мировой литературы. Разработкой таких тем занимаются, в основном, представители двух российских столиц — Москвы и Петербурга, а также стран, наиболее близких душе Гоголя — Украины и Италии. В этой связи можно говорить о трех основных школах мирового гоголеведения: русской, украинской и итальянской.

В гоголеведческих школах есть «звезды», которые из года в год принимают участие в Гоголевских чтениях в Москве: В. А. Воропаев, Ю. В. Манн, И. А. Виноградов, И. П. Золотусский, И. А. Есаулов, В. И. Мильдон, Е. Е. Дмитриева, Ю. Я. Барабаш, В. М. Гуминский, Н. Н. Арват, А. А. Улюра, П. В. Михед, Ф. Бельтраме. Выступления этих ученых отличает духовная и интеллектуальная мощь, высокая культура, патриотизм, гуманизм и любовь к России.

Все участники конференции являются прекрасными лекторами, умеющими устанавливать контакт с аудиторией. Наибольшим артистизмом отличались доклады П. В. Михеда, В. И. Мильдона, Е. Е. Дмитриевой. К этому же ряду можно отнести выступления впервые принявших участие в чтениях профессора В. П. Казарина (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского) и М. С. Гладилина (Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина Большие Вяземы). М. С. Гладилин представлял музейных работников наряду с Н. И. Михайловой — заместителем директора по науке Государственного музея А. С. Пушкина, Н. П. Морозовой — зав. музеем Г. Р. Державина и русской словесности его времени Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Е. А. Митарчук (Городская библиотека № 2 им Гоголя, Москва). Участие большого количества музейщиков стало отличительной чертой Четвертых Гоголевских чтений.

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили фундамент современного русского литературного языка. Этот аспект их творчества был рассмотрен в докладах: «Соотношение петербургского и московского текстов у Гоголя» (Ю. В. Манн, ИМЛИ РАН, Москва); «Лингвистическое пространство эпохи Пушкина и Гоголя» (О. Д. Митрофанова, Институт русского языка РАН, Москва); «К вопросу о „пушкинском“ и „гоголевском“ направлениях в русской литературе» (В. А. Викторович, Коломенский педагогический институт); «Событие „Ивана Федоровича Шпоньки ... “ и мир пушкинской прозы» (С. В. Овечкин, СПбГУ); «Пушкин» как текст в гоголевском контексте" (Ю. Я. Барабаш, ИМЛИ РАН, Москва).

Внимание гоголеведов и пушкинистов всегда привлекает народная основа творчества Пушкина и Гоголя и влияние на писателей фольклора как фундамента романтического искусства. Эта тема была интерпретирована на Четвертых чтениях: «Цыганы» Пушкина и «Тарас Бульба» Гоголя (В. Ш. Кривонос, Самарский государственный педагогический универстет); «Гоголь и Жуковский среди писателей пушкинского круга» (Р. В. Иезуитова, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург); «Мифоритуальная подоплека рассказов Пушкина и Гоголя („Выстрел“ и „Сорочинская ярмарка“) (Ю. Д. Нечипоренко, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва); „Почему Гоголь переписал „Русалку“ А. С. Пушкина“ (Е. Е. Дмитриева, ИМЛИ РАН, Москва).

Целый ряд докладов был посвящен теме влияния романтизма Пушкина и Гоголя на литературу русского модернизма: „Живая и мертвая вода“: Пушкин и Гоголь в трактовке символистов» (Л. А. Сугай, Государственная академия славянской культуры, Москва); «Творчество Гоголя как духовный источник русского авангардного искусства» (Л. Р. Клягина, Уральский государственный университет); «Пушкин и Гоголь в историософской концепции Д. С. Мережковского» (Е. А. Андрущенко, Харьковский университет им. Г. С. Сковороды); «Гоголевское наследие в современной русской женской литературе: интертекстуальность и проблема «отцовского языка» (А. А. Улюра, Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАНУ, Украина).

Пушкин и Гоголь создали прекрасный миф о Петербурге. Их волновала тема великого города как столицы могущественного государства, яркого воплощения творческой мысли, а также проблема взаимоотношений двух городов, драматичный конфликт «маленького человека» с государственной машиной: «Тема памятника у Пушкина и Гоголя» (С. А. Шульц, Ростовский-на-Дону государственный университет); «Некоторые мотивы повести Н. В. Гоголя „Шинель“ (В. И. Коровин, Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ленина); „Невский проспект“ — об одном из возможных источников» (Н. И. Михайлова, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва).

Не осталась без внимания тема театра: «Проблема внежизненной ценности: Пушкин „Скупой рыцарь“ и Гоголь „Мертвые души“ (В. В. Федоров, Донецкий национальный университет); „Пиковая дама“ А. С. Пушкина в „Игроках“ Н. В. Гоголя (В. И. Мильдон, ВГИК им. С. А. Герасимова); „Пиковая дама“ и „Игроки“ — два взгляда на одну игру» (Гладилин М. С., Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина Захарово-Вяземы) и др.

Почетным гостем конференции стал праправнук А. С. Пушкина и правнук сестры Н. В. Гоголя Елизаветы Васильевны Быковой — Георгий Александрович Галин, историк по образованию, сделавший доклад на тему «Потомки Пушкина и Гоголя».

Культурно-историческое значение конференции

  1. 1. На Четвертых Гоголевских чтениях состоялся широкий обмен научными мнениями в области современного гоголеведения и пушкиноведения.
  2. 2. К участию в конференции были привлечены ученые из ближнего и дальнего зарубежья, что способствует укреплению международных культурных и духовных связей.
  3. 3. Утверждались общечеловеческие духовные ценности, идеи добра и гуманизма.
  4. 4. Сделан очередной шаг к подготовке 200-летнего юбилея со дня рождения Н. В. Гоголя.
  5. 5. Подтверждена полная включенность Московской городской библиотеки «Дом Гоголя» в контекст современной культурной жизни.
  6. 6. Заявлена необходимость создания на базе библиотеки Государственного учреждения культуры «Дом Гоголя», поддержанная широкой общественностью.
  7. 7. Состоялась презентация сборника докладов Третьих Гоголевских чтений «Гоголь и театр» и библиографического указателя «Произведения Н. В. Гоголя и литература о нем: 1992 — 2001».
  8. 8. Расширены и укреплены творческие связи Дома Гоголя с музеями, библиотеками, научными и учебными учреждениями, культурными центрами, театрами и другими организациями.
  9. 9. Повышена производственная квалификация сотрудников Дома Гоголя.

Разработка символики и полиграфическое оснащение

Программа, афиши, конверты, пригласительные билеты, папки, ручки, а также элементы художественного оформления конференции были разработаны и изготовлены Книжным домом «Университет» совместно с сотрудниками библиотеки.

Для оперативной раздачи информационных материалов была создана регистрационная комиссия.

Всем выступающим подарены фирменные портфели «Четвертые Гоголевские чтения» с набором сувениров и проспектами музеев-участников культурной программы.

Режим работы и культурная программа

Четвертые Гоголевские Чтения проводились в течение четырех дней с 10:00 до 18:00 в режиме утреннего, дневного и вечернего заседаний.

Открытие конференции и первый день ее работы проходили в Государственном музее А. С. Пушкина, второй и третий дни — в здании Городской библиотеки № 2 им. Н. В. Гоголя, четвертый день стал выездным (посещение Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина в Захарово-Вяземы).

В перерывах между заседаниями всем гостям и участникам конференции предлагался кофе. Для выступающих организованы обеды в ресторане Дома журналистов. Иногородние докладчики размещены в гостиницах.

Культурная программа была весьма разнообразной и запомнилась всем участникам конференции:

  1. 1 апреля
  • спектакль Московского музыкального театра «Экспромт» «Маменька» в Концертном зале Государственного музея А. С. Пушкина;
  • экскурсия по экспозиции и выставкам Государственного музея А. С. Пушкина;
  • спектакль Московского академического театра им. Вл. Маяковского «Женитьба».
  1. 2 апреля
  • презентация выставки работ художника-графика Е. Владимирова «Там, где море вечно плещет...» (Пушкинские места в Крыму);
  • презентация сборника докладов Третьих Гоголевских чтений «Гоголь и театр»;
  • спектакли: «Царь Иоанн Грозный» по роману А. К. Толстого — Государственный академический Малый театр России; «Смех во мраке» по роману Вл. Набокова «Камера обскура» — Театр «Сфера».
  1. 3 апреля
  • спектакли: «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Н. Островского — Государственный академический Малый театр России; «Кармен» по новелле П. Мериме — Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова; «Красавец-мужчина» по пьесе А. Н. Островского — Театр «Сфера».
  1. 4 апреля
  • посещение Церкви Преображения, экспозиции и выставок в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина.

Краткая справка о музее:

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина был создан в 1987 году. Он разместился в двух бывших подмосковных усадьбах: в сельце Захарово и в Больших Вяземах. Музей детских лет Пушкина занял свою нишу в кругу пушкинских музеев России и за годы своего существования сумел обрести свой неповторимый облик, объединив старинное родовое дворянское гнездо «Вяземы» князей Голицыных и купленную бабушкой поэта М. А. Ганнибал усадьбу в Захарове, не раз менявшую владельцев.

В главном усадебном доме Вязем сквозь призму пушкинских произведений раскрывается история этих мест, а в воссозданном к 200-летнему юбилею поэта усадебном доме в Захарове повествуется о детских годах Александра Сергеевича, о пребывании семьи Пушкиных в Захарове. Сегодняшнее осмысление пушкинского наследия — современная пушкиниана — экспонируется в Выставочном флигеле Вяземской усадьбы.

На сегодняшний день Музей-заповедник является заметным научным и культурным центром западного Подмосковья. Ежегодно в нем проходят четыре научные конференции — Голицынские и Троицкие чтения, Пушкинская и краеведческая конференции, проводятся тематические вечера и музыкальные концерты.

Каждый год в первое воскресенье июня на большой поляне в Захарове проходит Пушкинский праздник, посвященный дню рождения поэта. Праздник собирает пушкинистов — любителей и профессионалов, писателей и поэтов, артистов и музыкантов, просто почитателей пушкинского таланта. Самые желанные гости музея в этот день — дети. На празднике они могут полностью окунуться в атмосферу пушкинского детства: поиграть в игры того времени, услышать народные песни, поводить хороводы.

Тем, кто посетит Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в обычный день, предлагаются экспозиции выставок «Из истории семейства Ганнибалов» и «Пушкинская Москва».

Выставочное оформление

Во время проведения конференции в читальном зале библиотеки экспонировалась выставка рисунков художника-графика Е. И. Владимирова «Там, где море вечно плещет...» (Пушкинские места в Крыму) из собраний Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Все рисунки выполнены с борта яхты «Петр Великий», прошедшей путь от Карадага до бухты в Балаклаве. Выставку посетило более тысячи человек.

Евгений Исаакович Владимиров — член Союза архитекторов СССР с 1976 года. Его работы демонстрировались в Государственном Эрмитаже, а также других известных музеях и выставочных залах.

Компьютерное и техническое сопровождение

Четвертые Гоголевские чтения были оснащены проецирующим оборудованием (проецирующее устройство и экран). Для электронной презентации создано более 100 оцифрованных слайдов на основе книжных и архивных фондов библиотеки.

Выступление каждого докладчика сопровождалось индивидуальной афишей и видеорядом по теме доклада.

Конференция была оснащена звукоусилительной аппаратурой в составе: 3 усилителя, 4 микрофона, 3 стойки 4 колонки. Трансляция проходила в системе Интернет.

В перерывах между заседаниями в фойе звучала музыка.

Средства массовой информации

Сотрудниками Дома Гоголя было составлено и отправлено в СМИ более 50 факсов пресс-релиза.

На Четвертых Гоголевских чтениях присутствовали журналисты телекомпаний «ВКТ» и «ОТВ», агентства «РИА-Новости», «ИТАР-ТАСС»; фотографы, корреспонденты журналов и газет («Культура», «Литературная газета», «Библиотечная газета», «Роман-газета», «Московский журнал», «Мир музея», «МССЖ»); представители радиостанции «Эхо Москвы» и «Голос России», а также издательств «Три Л», «Университет»; члены Московского Союза журналистов. В числе гостей конференции были библиотечные работники ЦБС № 2 СВАО, Библиотеки № 273 г. Зеленоград, Библиотеки им. Н. В. Гоголя, РГБ и ряда других.

Таким образом, состав слушателей Чтений оказался весьма разнообразным. Среди посетителей можно было встретить научного сотрудника, вузовского преподавателя, пенсионера, музейного работника, художника, писателя, библиотекаря, журналиста, историка, актера, редактора издательства, школьного преподавателя, учащихся гуманитарных школ № 1234 и № 353, а также частных учебных заведений.

Решения конференции

  1. 1. Считать успешным проведение Четвертых Гоголевских чтений, содействовавших утверждению идей добра, гуманизма и дружеского единения участников-представителей стран Ближнего и Дальнего зарубежья;
  2. 2. Подготовить и издать сборник докладов по материалам конференции (октябрь 2004 года);
  3. 3. Продолжить совместную работу с Крымским центром гуманитарных исследований;
  4. 4. Подготовить обращение о преобразовании Городской библиотеки № 2 им. Н. В. Гоголя в Государственное учреждение культуры «Дом Гоголя»;
  5. 5. Продолжить работы по утверждению Устава Государственного учреждения культуры «Дом Гоголя»;
  6. 6. Принять тему Пятых Гоголевский чтений «Гоголь и Русское Зарубежье», совместно с Библиотекой-фондом «Русское Зарубежье».
Яндекс.Метрика