«Поэзия Диканьки»
О Событии
16.08.2019 — 14.01.2020 / продлена до 10.05.2020
Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…
А.С. Пушкин
«Персонажи повести „Ночь перед Рождеством“. Скульптурное воплощение»
Гоголь Н. В. Книга. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Часть 1-2. Издание второе. - Россия, Санкт-Петербург: Типография Департамента внешней торговли, 1836 г.
Первое издание цикла повестей опубликовано: первая часть в сентябре 1831 г., вторая часть - в марте 1832 г. и напечатано в 12-ю долю листа. В 1836 г. «Вечера на хуторе» были напечатаны новым изданием в 8-ю долю листа. Оба издания имели большой успех, усердно читались и «зачитывались». | |
Усов Л.А. Портрет скульптурный. Пасечник Рудый Панько
Леонтий Андреевич Усов (р. 10.01.1948) родился в селе Шангас Пинежского района Архангельской области. Работал в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Калинина, Йошкар-Олы. С 1987 года работает в Томском театре юного зрителя. Кроме работы в театре Леонтий Усов всю жизнь занимается скульптурой, в основном деревянной. Единственный в России и за рубежом продолжатель школы известных русских скульпторов XX века Эрьзя и Конёнкова. В том числе создал серию скульптурных портретов Н. В. Гоголя. С 1998 года осуществляет проект «Скульптуры Л. Усова - в дар мемориальным центрам России». | |
Рубаха женская поликовая с вышивкой
Основным компонентом традиционного женского украинского костюма является рубаха - «сорочка», изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором. Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В данном случае представлена именно такая рубаха. Подобную рубаху могли носить персонажи гоголевских повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Керсетка цветная с бархатной оторочкой
Нагрудная одежда приталенного типа в виде различных безрукавок получила распространение в начале и особенно во второй половине XIX в. Украинские безрукавки под названием «кирсетка» или «керсетка», отличались свободным покроем, расширенным книзу силуэтом. Обычно кирсетки кроились с цельной или отрезной спинкой. В первом случае изделие подгоняли по фигуре, вшивая клинья в виде трапеции острым углом вверх по бокам и по линии талии со стороны спинки. Кирсетки обильно украшались вышивкой, аппликацией шёлком, плисом, тесьмой, шнуром. Подобную рубаху могли носить персонажи гоголевских повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
Сорочинская ярмарка
Маковский В. Е. Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Грозная сожительница Черевика ласково ободряла поповича…». Рисунок 2 из выпуска 3 литографий книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали К. А. Трутовский, И. М. Прянишников, И. Н. Крамской, М. Н. и Д. Н. Чичаговы. Владимир Егорович Маковский (1846–1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Известен как иллюстратор. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». | |
Маковский А. В. Рисунок. Сорочинская ярмарка. Иллюстрация к сборнику повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Автор рисунка — Александр Владимирович Маковский (1869-1924), сын художника Владимира Егоровича Маковского — известен как портретист, жанрист и пейзажист, а также иллюстратор (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького). В 1901 году для «Иллюстрированного собрания сочинений Н. В. Гоголя» (СПб, «Народная польза», 1902 г.), вышедшего к 50-летней годовщине смерти писателя, А. В. Маковский создал рисунки к некоторым повестям из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в частности 16 иллюстраций к «Сорочинской ярмарке». Рисунок приобретен на средства Департамента культуры города Москвы | |
Мусоргский М. П. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» / переложение для арфы Киры Сараджевой. — Москва: Государственное музыкальное издательство (Музгиз), 1936. — (Ноты почтой). — 5 с.
«Сорочинская ярмарка» — опера М. П. Мусоргского в 3-х действиях, 4-х картинах. Сюжет либретто заимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Комическая опера «Сорочинская ярмарка» начата была Мусоргским в 1875 г., сочинялась медленно и отрывочно и за смертью композитора в 1881 г., осталась неоконченной. Первоначально изданы были лишь пять отрывков из неё: Вступление к опере (обработано по черновым наброскам А. К. Лядовым), Думка Паробка (ред. Лядова), Гопак, Сцена Хиври в ожидании Афанасия Ивановича и Думка Параси (оркестровая редакция всех пяти нумеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского давали, однако, еще значительное количество музыкального материала, а именно «Ярмарочную сцену», которой начинается опера, и первую половину 2-го действия. Этот материал был обработан В. А. Каратыгиным, дополнен и инструментован Ц. А. Кюи. Всё же остальное, а именно сцена Черевика с Хиврей и сцена Паробка с Цыганом в 1-м действии, 2-я половина 2-го и все 3-е, за исключением Думки Параси и Гопака, дописаны и инструментованы Ц. А. Кюи и, таким образом, посмертный труд Мусоргского закончен и в этом варианте опера была исполнена 13 (25) октября 1917. | |
Сапрыкина М. Н. Эскиз декорации «Интерьер хаты». К опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
Мария Никитична Сапрыкина (1927 — 2012) — советский художник, член Союза художников СССР (1968). Родилась на хуторе вблизи г. Ельца. Закончила театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. В 1953-1955 годах в Харькове М. Н. Сапрыкиной созданы эскизы декораций и костюмов к операм по произведениям Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко. | |
Сапрыкина М. Н. Эскиз декорации «Пейзаж с рекой и хатой у дороги». К опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
|
Ночь перед Рождеством
Родионов М. С. «Оксана перед зеркалом». Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Иллюстрации М. С. Родионова, советского графика и живописца, известного книжного иллюстратора, к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством получили признание и читателя, и искусствоведческой критики. В строго построенном рисунке, ясном, спокойном и четком, он стремился передать правду образа и правду жизни, которые всегда были главными для художника в осмыслении произведений русской классики. Этой правдой образа и привлекает иллюстрация «Оксана и кузнец Вакула», на которой изображены главные герои гоголевской повести. Плоский светильник, наполненный салом ярко выхватывает из полутьмы прихорашивающуюся перед зеркалом Оксану и стоящего за её спиной кузнеца. Такой прием выделения света позволяет художнику не только познакомить читателя с гоголевскими героями, но и дать им убедительную характеристику. | |
Харламов С. М. Гравюра. Ночь перед Рождеством. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Эскиз к спектаклю по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Князь Потёмкин-Таврический.
Сергей Алимов — народный художник РФ, профессор ВГИКа, знаменитый художник-мультипликатор и книжный иллюстратор. Профессиональная деятельность Сергея Алимова также тесно связана с театром — как художник-постановщик он работает над спектаклями для Центрального театра кукол им. С. В. Образцова. Среди них — спектакль по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», премьера спектакля с его декорациями и костюмами была осуществлена в 2004 году. | |
Гоголь Н.В. Книга. Ночь перед Рождеством. Повесть. Иллюстрированное издание с 46 рисунками И. Храброва (И.Э. Грабаря). 3 изд. — СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1901.
Адольф Федорович Маркс (1838–1904) — петербургский издатель, основатель первого в России массового иллюстрированного журнала «Нива», распространявшегося по подписке с бесплатным приложением собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных писателей. 8 марта 1893 г. Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя. В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя. Нерентабельной оказалась серия «Иллюстрированные народные издания сочинений Н. В. Гоголя», состоявшая из 14 брошюр, из которых самые дешевые стоили 10 коп., а самая дорогая («Ревизор») — 40 коп. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя. Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т п. К повести «Ночь перед Рождеством» на 82 страницах текста было дано 46 рисунков и виньеток художника И. Э. Грабаря. | |
Статуэтка. Вакула на черте. По мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
К 100-летию со дня смерти писателя на фарфоровых предприятиях страны скульпторы воплотили в своих работах гоголевских персонажей, легко узнаваемых практически каждому. Одна из работ выдающегося скульптура Бориса Яковлевича Воробьёва (1911-1990) также посвящена гоголевской тематике. Статуэтка ЛФЗ «Вакула на чёрте» запечатлела момент, когда главный герой оседлал саму нечистую силу — коварного и хитрого проказника чёрта. Отважному и смелому парубку срочно понадобилось в Петербург, чтобы раздобыть у самой императрицы черевички для любимой красавицы Оксаны. Автор создал колоритный образ решительного, с твёрдым характером, но простодушного Вакулы. Живописность скульптуры подчеркивается сочной росписью, автором которой стала Е.Н. Лупанова. | |
Скульптура. Солоха и дьяк. По повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
Статуэтка «Солоха и дьяк» (автор модели Н. А. Максимченко), выпущенная на знаменитом Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, отражает сюжет повести «Ночь перед Рождеством». Скульптура колоритно передает характеры жителей Диканьки, созданные великим писателем. Хитрая лукавая, но красивая и обаятельная Солоха с лестной насмешкой любезничает с не менее лицемерным Дьяком. Живописная роспись (художник А. А. Клетова) подчеркивает выразительность образов. Статуэтка отражает картину украинского быта, воплощенную с тонким юмором и веселостью, присущие гоголевскому стилю. | |
Скульптура. Черевички. По мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Композиция выдающегося скульптора Бориса Яковлевича Воробьёва (1911-1990). С 1936 года Воробьёв работает на ЛФЗ. В 1950-е годы Борис Яковлевич создал серию скульптур, иллюстрирующих произведения Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Эта работа посвящена гоголевской повести «Ночь перед Рождеством»: изображены главные герои — Вакула и Оксана. | |
Неизвестный автор. Штоф «Вакула» с крышкой-чёртом
В Полонном (Хмельницкая обл.) еще в 1880-х годах были открыты фарфоро-фаянсовые производства. В 1895 был основан небольшой фарфоровый завод, называемый «Кукольный завод Брички», затем артель «Керамик». С сентября 1956 года завод стал государственным предприятием и получил название «Полонский завод художественной керамики» (ЗХК). Выпускал посуду, фляги, декоративные бутылки для ликероводочных напитков (штофы), мелкую скульптуру. | |
Карпухин С. И. Светильник с подставкой «Знахарь Пацюк».
Сергей Иванович Карпухин (род. 1960) — режиссёр, сценарист, продюсер, художник, архитектор. Член Союза кинематографистов России, член Союза московских архитекторов, член Творческого союза художников России, член Гильдии кинорежиссёров России. С 1977 по 1983 гг. учился в Красноярском институте искусств на декоративно-прикладном отделении художественного факультета. После окончания института с 1983 по 1986 гг. работал художником и главным художником на Кузяевском фарфоровом заводе в Подмосковье. С 1986 по 1987 гг. работал художником в Российском монументальном комбинате (город Москва). С 1991 по 1993 гг. учился на Режиссёрских курсах ВИПК в мастерской режиссёра Владимира Кобрина. В 1993 году в качестве сорежиссёра работал с ним над фильмом «Гупповой портрет в натюрморте». Фильм в 1994 году получил Премию «Ника». В 1994 году работал на Киностудии «Союзмультфильм». В 1997 году принят в Союз кинематографистов России. С 1995 по 2006 гг. работал как художник и архитектор. В этот период создаёт коллекцию авторских фотографий, а также коллекцию авторского фарфора с гжельской росписью (более 150 наименований). Одновременно работает над сценариями к фильмам. С 2006 по 2007 гг. как режиссёр работал над документальными фильмами для телевидения в Телекомпании «Голдмедиум». В 2008 году организовал Архитектурно-дизайнерскую студию «Сад Камней» и Студию кино «Сад Камней». В 2009 году принят в Союз московских архитекторов. Авторский фарфор с гжельской росписью С. И. Карпухина находится в Администрации Президента РФ, Московской Патриархии, Мэрии Москвы, в Государственном Музее керамики «Усадьба XVIII века Кусково», в Московском музее «Дом Гоголя», в частных коллекциях в России, США, Швейцарии, Германии, Австрии, Израиля, Палестины, Японии и других стран. |
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Харламов С.М. Гравюра. Иван Федорович Шпонька. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Гоголь Н.В. Брошюра. Иван Федорович Шпонька и его тетушка. — СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1913. — Изд. 4.
Павленков Флорентий Федорович (1839- 1900) — выдающийся издатель-просветитель и книготорговец. Выпустил первое издание сочинений Д. И. Писарева и знаменитую серию «Жизнь замечательных людей». Издательская деятельность Ф. Ф. Павленкова носила идейный, демократический характер. Он издавал научную переводную литературу, научно-популярные библиотеки, рассчитанные на широкий круг читателей, иллюстрированные библиотеки русской и западноевропейской литературы для детей. Издаёт Павленков произведения русских писателей и классиков художественной литературы. Выпустив однотомник сочинений Н.В. Гоголя, он создает новый дешевый тип книги большого формата в два столбца набора, рассчитанный на массового читателя. Известностью пользовались так же общедоступные серийные издания, среди которых — «Иллюстрированная гоголевская библиотека». Всего Павленков выпустил свыше 750 названий книг тиражом более 3,5 млн. экземпляров. |
Вечер накануне Ивана Купала
Кулинич А. В. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купала».
Кулинич Анатолий Васильевич (род. 1949) — заслуженный художник России, работает в области станковой живописи, книжной графики и монументальной живописи. С 1975 года — член Объединения молодых художников и искусствоведов МОСХ, с 1982 года — член Союза художников СССР. Работы Анатолия Васильевича, по об¬щему мнению специалистов, принадлежат тому направлению российского «наивного искусства», которое своими корнями уходит в стихию народного творчества и традиций древнерус¬ского искусства. За годы творческой деятельности являлся участником более 250 выставок и автором 30 персональных выставок в стране и за рубежом. С 1992 года — организатор и руководитель товарищества художников «Феникс». В 2001 году открыл галерею «Дом Кулинича». Произведения художника хранятся в 23 музеях России, в том числе в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГИМе; а также в частных собраниях в России и за рубежом. |
Пропавшая грамота
Гравюра. Пропавшая грамота. «Перед ним мелькали знакомые места…». Рисунок 6 из выпуска 2 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы. Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893), один из основателей товарищества передвижников. В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». | |
Харламов С. М. Гравюра. Пропавшая грамота. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Кулинич А. В. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»
Кулинич Анатолий Васильевич (род. 1949) — заслуженный художник России, работает в области станковой живописи, книжной графики и монументальной живописи. С 1975 года — член Объединения молодых художников и искусствоведов МОСХ, с 1982 года — член Союза художников СССР. Работы Анатолия Васильевича, по об¬щему мнению специалистов, принадлежат тому направлению российского «наивного искусства», которое своими корнями уходит в стихию народного творчества и традиций древнерус¬ского искусства. За годы творческой деятельности являлся участником более 250 выставок и автором 30 персональных выставок в стране и за рубежом. С 1992 года — организатор и руководитель товарищества художников «Феникс». В 2001 году открыл галерею «Дом Кулинича». Произведения художника хранятся в 23 музеях России, в том числе в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГИМе; а также в частных собраниях в России и за рубежом. |
Майская ночь или Утопленница
Грандковский Н. К. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Майская ночь»
Николай Карлович Грандковский (1864-1907) — русский жанровый живописец, педагог. В 1880 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время учёбы получил две малые и две большие серебряные медали Императорской Академии художеств «За успех в рисовании». С 1891 года — экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, с 1892 — член Московского общества любителей художеств. Произведения Грандковского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Пензенской картинной галерее, в Екатеринбурге, в Саратовском Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. | |
Харламов С. М. Гравюра. Майская ночь. Утопленница. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя
Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) — народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ — иллюстрации к циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
Афиша. Художественный фильм. «Майская ночь». Постановка А. Роу. Худ. М. Хазановский, Л. Раппопорт, М. Хейфиц.
«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. Оператор — Гавриил Егиазаров, композитор — Сергей Потоцкий, художники — Пётр Галаджев, Ирина Захарова, художники по костюмам — Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко. Роли исполняют: Николай Досенко — Левко; Татьяна Конюхова — Ганна; Лилия Юдина — Панночка; Александр Хвыля — Голова; Эмма Цесарская — свояченица. Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года. Автор афиши Михаил Захарович Хейфиц (1915–1985) — советский художник-график, плакатист. Член Союза художников СССР. Автор политических плакатов, афиш и плакатов кино. В 1948 году Хейфиц начал работать в «Рекламфильме». Первые афиши исполнял совместно с Л. А. Раппопортом и М. З. Хазановским. | |
Книга рукописная. Майская ночь или Утопленница. Комедия в 3 действиях по повести Н.В. Гоголя / Театральная библиотека Марии Александровны соколовой в Москве. - Россия, Москва, к. XIX — н. XX в.
«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. Оператор — Гавриил Егиазаров, композитор — Сергей Потоцкий, художники — Пётр Галаджев, Ирина Захарова, художники по костюмам — Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко. Роли исполняют: Николай Досенко — Левко; Татьяна Конюхова — Ганна; Лилия Юдина — Панночка; Александр Хвыля — Голова; Эмма Цесарская — свояченица. Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года. Мария Александровна Соколова — театральный издатель, в обязанности которой входило прохождение пьес через цензуру и рассылка по требованию антрепренеров и режиссеров для постановки на сцене. В журнале «Театр и искусство» (ред. А. Кугель) за 1906 г. встречаются такие объявления: «Новые пьесы изданы М.А. Соколовой в Москве», «Театральная библиотека М.А. Соколовой в Москве, Тверская ул., д.9 — поступили в продажу новые пьесы». | |
Скульптура «Майская ночь или Влюбленные».
«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. Оператор — Гавриил Егиазаров, композитор — Сергей Потоцкий, художники — Пётр Галаджев, Ирина Захарова, художники по костюмам — Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко. Роли исполняют: Николай Досенко — Левко; Татьяна Конюхова — Ганна; Лилия Юдина — Панночка; Александр Хвыля — Голова; Эмма Цесарская — свояченица. Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года. Оригинальное художественное явление — статуэтки (скульптура малых форм) советских фарфоровых заводов, сочетает в себе все признаки станковой скульптуры и черты декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XX века в области малой фарфоровой пластики в УССР трудились Оксана Леонтьевна Жникруп и её супруг известный скульптор Владислав Иванович Щербина. Скульпторы сделали большой вклад в развитие советской фарфоровой скульптуры разработкой новых образов и пластических решений, доводя их до совершенства. Статуэтка ПЗКХ «Майская ночь» — работа О.Л. Жникруп, хотя авторство нередко приписывалось её супругу Щербине В.И. Но именно Оксане Леонтьевне наиболее удавалось в хрупком и пластично податливом фарфоре отразить лиричность образов и композиций с элементами народности. Душевная композиция в виде юноши и девушки в традиционных украинских костюмах, гуляющих ясной майской ночью, несет большое эстетическое наслаждение. Статуэтка изготовлена на Полонском фарфоровом заводе художественной керамики и имеет ещё одно название «Влюблённые». |
Страшная месть
Маковский В.Е. Гравюра. Страшная месть. «Нет, неслыханный грешник!..». Рисунок 8 из 2 выпуска литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы. | |
Гравюра. Страшная месть. «Величаво и сановито выступил вперед есаул...» Рисунок 1 из выпуска 2 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских — Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы. Константин Александрович Трутовский (1826- 1893) — русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов. Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. | |
Рисунок обложки. Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Зверев Анатолий Тимофеевич (1931-1986) — русский художник-авангардист и график. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени. Гоголь был одним из самых любимых писателей Зверева. В середине 50-х, еще будучи весьма молодым художником, Анатолий Зверев создал рисунки почти ко всем важнейшим произведениям Гоголя — «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Страшная месть», «Мертвые души», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Пропавшая грамота». К «Страшной мести» он создал около ста иллюстраций, изображая на бумаге чуть ли не каждый абзац. Зверевская иллюстрация остается резко индивидуальной и узнаваемой: стремительное движение линий, экспрессия перового штриха, выразительность жестов и мимики литературных героев. Рисунок приобретен на средства Департамента культуры города Москвы | |
Рисунок. «Когда же есаул поднял иконы...». Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Рисунок приобретен на средства Департамента культуры города Москвы |