Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 10:00 до 22:00
  • Ср — с 10:00 до 22:00
  • Чт — с 10:00 до 22:00
  • Пт — с 10:00 до 22:00
  • Сб — с 10:00 до 22:00
  • Вс — с 10:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«Мичман, музыкант, профессор, сказочник»

13 Апреля — 31 Мая

  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»
  • «Мичман, музыкант, профессор, сказочник»

К 175-летию Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908)

В читальном зале Дома Гоголя открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтения вслух, с баек и колыбельных. Сказка закладывает в человеке нравственный фундамент, ребёнок учится различать добро и зло, милосердие и жестокость. Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником.

Композиторы «Могучей кучки» рассматривали фольклор как часть жизни народа, его истории и культуры. Вдумчивое и глубокое изучение народного творчества было одним из основных принципов «кучкистов».

В 1870-х годах молодой композитор берётся за составление сборника русских народных песен, куда по его замыслу должны войти песни разных жанров: былины, протяжные, плясовые, игровые. Профессиональное внимание к музыкальному материалу постепенно переросло в глубокий интерес художника и мыслителя к культуре, породившей эти песни: «Картины древнего языческого времени и дух его представились мне... с большой ясностью и манили прелестью старины».

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все «кучкисты», композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений.

Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений.

В своих произведениях композитор говорит нам: всегда были и есть, сосуществуют рядом два мира. Один — жизнь людей, полная забот, радостей и тревог, яркая и драматичная. Другой мир — ожившая и одухотворенная природа, пришедшая из мифов, преданий и сказок.
Римскому-Корсакову была суждена долгая творческая жизнь. Найдя в молодые годы свою тему, он сохраняет ей верность до конца — преклонение перед величием мира и человека, единство человека и космоса, воспевание Идеала, который есть для него Красота и Добро.

В фондах Дома Гоголя хранится внушительная коллекция нотных изданий произведений Н.А.Римского-Корсакова от прижизненных до современных. Особый интерес вызывают редкие ценные издания, которые представлены на выставке в читальном зале Дома Гоголя.

В 1883–1889 годах антрепренёром киевского оперного театра был Николай Николаевич Савин. Финансовые затруднения импресарио привели к тому, что в феврале 1889 года Киевская Городская Дума прервала контракт с Н. Савиным. Несмотря на такой плачевный финал, результатом деятельности Савина-антрепренёра стал целый ряд премьерных спектаклей русских и зарубежных композиторов, в их числе «Майская ночь» Римского-Корсакова. На выставке показан клавир оперы с печатями на титульном и первом листах: «Антрепренiоръ кiевскихъ театровъ Н.Н.САВИНЪ».

Замысел оперы о граде Китеже, укрытом водами озера Светлый Яр и спасённом от татарского нашествия, волновал композитора с середины 90-х гг., но воплощение получил в 1903-1904 гг. Уже при самом зарождении замысла оперы её сюжет в сознании композитора крепко связывал две совершенно разные легенды: одну — о Китеже, другую — о Св. княгине Февронии Муромской. Либреттист Владимир Иванович Бельский, прекрасный знаток древнерусской литературы мастерски объединил разнообразные источники: легенды, летописи, былины, духовные стихи. Дом Гоголя показывает клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», изданный в 1906 году основателем Беляевского кружка, лесопромышленником и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым, а также издание Музгиза 1934 года.

Можно поражаться, насколько рано сформировался у Римского-Корсакова интерес к русской старине и народной культуре и какое глубокое развитие он получил на протяжении всей жизни композитора. Тема былины о Садко волновала Римского-Корсакова с юности. В создании окончательной версии либретто решающее значение имели советы В.В.Стасова, он призывал как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Практическую работу по написанию либретто взял на себя В.И.Бельский, который после этого своего первого опыта сотрудничества с композитором стал его либреттистом при работе над другими операми. Полностью опера «Садко» была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М.П.Беляев. На выставке показан экземпляр 1897 года издания с роскошным титульным листом работы художника А.Н.Антипова.

«Псковитянка» — первая из пятнадцати опер, созданных Н. А. Римским-Корсаковым. Пьеса Льва Мея привлекла композитора драматизмом судьбы героини — дочери Ивана Грозного и в то же время гражданки Пскова, вольность которого царь уничтожает во имя укрепления централизованного государства. Примечателен факт, что «Псковитянка» сочинялась Римским-Корсаковым в то же самое время, когда Мусоргский сочинял своего «Бориса Годунова». Плоды дружбы двух великих композиторов хорошо известны — Мусоргский содействовал в создании либретто «Псковитянки», Римский-Корсаков — в продвижении «Бориса Годунова» на оперную сцену. На выставке представлен клавир оперы «Псковитянка» изданный в 1932 году издательством Музгиз.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства. Сказка А.Н.Островского была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась. Зимой 1879-80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз «точно прозрел на её удивительную красоту». Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». На выставке мы показываем издание 1881 года издательства «Василий Бессель и К», Поставщика двора Его Императорского Величества. Печати свидетельствуют, что некогда этот экземпляр принадлежал Нотной библиотеке Санкт-Петербургского городского попечения о народной трезвости.

К сюжету «Сказки о царе Салтане» композитору посоветовал обратиться В.В.Стасов. Мысль написать сказочную оперу тут же увлекла Римского-Корсакова. Либретто он поручил написать В.И.Бельскому, который хорошо знал и любил русскую историю, русскую старину, тонко чувствовал особенности русского разговорного языка. Опера была завершена в 1899 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. Опера оказалась поистине пушкинской, Римскому-Корсакову удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения. На выставке представлен клавир оперы изданный в 1900 году издательством «Василий Бессель и К».

«Кащей Бессмертный» занимает особое место в ряду опер Римского-Корсакова. Композитор воспользовался распространенным сюжетом из русского народного эпоса. Светлое начало жизни, которое он утверждал своим творчеством, здесь уступает место изображению мрачных, теневых сторон. Совершенно изменяется и музыкальный язык композитора, который свету берендеева царства в своей «весенней сказке» — «Снегурочке» противопоставил мрак Кащеева царства — в «осенней сказочке». В ранних операх Римского-Корсакова злая сила являлась лишь островком в море добра — в «Кащее» стихия зла стала главенствующей. На императорской сцене «Кащей» не шёл из-за его содержания, неприемлемого для властей. Только в канун Февральской революции он был допущен на сцену московского Большого театра, премьера состоялась 25 января 1917 года. Об этом свидетельствует клавир из фонда Дом Гоголя со штампом «Оперная библиотека Императорских московских театров» и рукописной пометкой «Режиссерский».

В 1900 году Римский-Корсаков вновь обратился к творчеству известного русского поэта и драматурга Л.А.Мея, с «Псковитянки» которого он когда-то начал оперную деятельность и вновь возвратился в «Царской невесте». На этот раз его привлекла «Сервилия» — драма из истории Древнего Рима времени распространения христианства.

В отличие от «Царской невесты», «Сервилия» никогда не пользовалась большим успехом, ставились редко. Уязвимая по форме «Сервилия», весьма интересна по материалу, по смелому, даже экспериментальному характеру некоторых музыкальных идей. Клавир оперы, представленный на выставке издан в 1902 году издательством «Василий Бессель и К».

На выставке, сопровождающейся подробной аннотацией, также представлены книги, изоматериалы, ноты, виниловые диски. Выставка открылась 13 апреля и продлится до 31 мая.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00

К списку выставок

«Сон в летнюю ночь» (1935) 04 Сентября в 15:00

Оливия де Хэвилленд на экране