«Лев Толстой и его герои: музыка, живопись, графика»

29 августа — 30 сентября 2018

О Событии

В читальном зале «Дома Гоголя» открылась выставка, посвященная 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого

Писатель Л.Н. Толстой в конце XIX — начале ХХ века стал для России своеобразной «совестью нации»: к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его публицистические работы и взгляды на жизнь вызывали в обществе бурные дискуссии.

Образ великого писателя привлекал внимание крупнейших портретистов — его современников. Сам Толстой живо интересовался произведениями русских художников, посещал выставки передвижников. Многих знал лично

Не случайно первый портрет Толстого написал И.Н. Крамской — основатель и идеолог передвижничества. Художник выявляет внутреннюю силу духа и мысли Толстого. Прежде всего, человек-гражданин — воплощение проницательной совести народа — таков Толстой на портрете Крамского.

Н.Н. Ге изобразил писателя за рабочим столом в кабинете хамовнического дома — писатель склонился над рукописью, целиком поглощен ею. Художник воссоздал атмосферу творческой сосредоточенности, красоту интеллектуального труда, высокую духовность. Ге также вылепил бюст Толстого, который понравился писателю.

Никто так много не обращался к образу писателя, как И.Е. Репин. Им создана в живописи, графике целая серия портретов Льва Толстого, кроме того им сделано множество рисунков, эскизов. В репинской галерее изображение Толсото — одно из самых сдержанных по колориту. Толстой ищущий, вопрошающий, великий смотрит с холста. Репиным выполнены были также иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого и портреты членов семьи.

Л.О. Пастернак — художник, создавший также целую серию зарисовок и портретов Л.Н. Толстого. Он стремился выявить стихийное, почти неистовое в натуре «великого старца». Пастернак в течение нескольких лет встречался с Толстым, сделал много набросков с натуры. Они достоверно запечатлели писателя в повседневной жизни. Он же выполнил большое количество иллюстраций к его произведениям.

Первые скульптурные портреты Л.Н. Толстого выполнены П.П. Трубецким. Он добивался подлинности и остроты жизненных впечатлений, иногда беглых, но неизменно выразительных и точных

Скульптор А.С. Голубкина создала «своего» Толстого в конце 20-х годов. Мощная, свободная, не стремящаяся к детализации лепка Голубкиной передает клокотание страсти, огромную внутреннюю силу Толстого.

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. В 1855-1856 гг. в журнале «Современник» были напечатаны три рассказа: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Герои рассказов — самые обыкновенные люди со своими недостатками и достоинствами, страхом смерти, желанием выслужиться и в то же время с самоотвержением и героизмом.

Героические страницы обороны Севастополя с особой достоверностью передают иллюстрации художников, которые сами были участниками войны — Великой Отечественной. Художника А.В.Кокорина, прежде всего, привлекала тема человека на войне. Он создал целую галерею типов для «Севастопольских рассказов», где главным героем является солдат. Иллюстрации В.П.Высоцкого выполнены в манере книжного штрихового рисунка. Его работы остро передают дух трагического стоицизма, психологическое состояние персонажей.

Музыка живёт в произведениях Л.Н. Толстого в тесной связи с миром людей и природы. Музыка раскрывает души героев, вносит в их жизнь то красоту гармонии, то диссонанс страстей. Вслед за Шопенгауэром Толстой утверждает музыку как высочайшее в мире искусство, которое раскрывает «таинственный смысл мира».

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Толстого была очень дерзкой и смелой затеей, но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее. Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

«Анна Каренина» Родиона Щедрина стала первым балетом в освоении прозы Льва Толстого. Критика высоко оценила музыкальную основу балета. Композиторский почерк автора — остро современный, экспрессивный, полный смелых звуковых и динамических контрастов. Вся партитура дает немало примеров высокого мастерства и оригинального мышления, увлекает драматургической цельностью. Балет сочинялся Щедриным для Майи Плисецкой, ставился с ее участием, и она же с присущей ей энергией и талантом исполнила заглавную роль.

Конечно, для нас Толстой — это прежде всего его книги. Но образы их автора и его героев, созданные художниками и композиторами, позволяют глубже постичь искусство и личность великого писателя земли русской

На выставке представлены художественные альбомы, книги, изоматериалы с работами различных художников-иллюстраторов, а также ноты и виниловые диски с записями оперы «Война и мир» и балета «Анна Каренина».

Выставка открылась 29 августа и продлится до конца сентября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00

Где проходит

Читальный зал

Поделиться
Яндекс.Метрика