Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — выходной
  • Ср — с 12:00 до 20:00
  • Чт — с 12:00 до 20:00
  • Пт — с 12:00 до 20:00
  • Сб — с 12:00 до 20:00
  • Вс — с 12:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«Гоголь. Персонажи и характеры»

25 Июля — 26 Августа

  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»
  • «Гоголь. Персонажи и характеры»

В этом году исполняется 80 лет со дня рождения художника Сергея Александровича Алимова, чьи работы в книжной иллюстрации и мультипликации имеют российское и общемировое признание.

«Дом Гоголя» ознаменовал 80-летие мастера выставкой его графических иллюстраций к гоголевским произведениям. В основу экспозиции легли две коллекции из музейного фондового собрания «Дома Гоголя» — это 40 листов в технике шелкографии к поэме «Мёртвые души» и красочные гуаши к «Вечерам на хуторе близ Диканьки».

Сергей Алимов — выдающийся художник, график, иллюстратор, один из самых известных российских художников анимационного кино и театра

Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор ВГИКа, член Российской академии кинематографических искусств, главный художник театра кукол им. С. В. Образцова, художник-постановщик ряда спектаклей в Московском театре сатиры, Театре имени Моссовета, других драматических и кукольных театрах.

В 2002 году С. А. Алимов был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской Галерее, музейных и частных собраниях России, Германии, Голландии, Финляндии, Греции, Франции, Англии, Швейцарии, Италии.

Сергей Алимов вырос в творческой атмосфере. Его мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги. Отец, Александр Сергеевич Алимов — известный архитектор. Дедушка, Сергей Семёнович, был художником-живописцем, двоюродная бабушка Мария Яковлевна Артюхова — художницей-кукольницей. Сергею было всего четыре года, когда отец прочёл ему гоголевского «Вия». Так органично приходила любовь к русской литературе, к «золотому» литературному веку, сохранившаяся на всю жизнь. В 1953 году Сергей поступил в Московскую среднюю художественную школу, а в 1957 году был принят на художественно-постановочный факультет ВГИКа. Преподавателями его стали Юрий Иванович Пименов, Борис Николаевич Яковлев, Иван Петрович Иванов-Вано. Анимационное кино было, по мнению Сергея Алимова, «кладезем метафор», возможностью реализовывать фантазии, работать с литературой «по воображению».

В 1962–1974 годы Алимов работал на киностудии «Союзмультфильм» художником-постановщиком, сотрудничал с Фёдором Савельевичем Хитруком, Валентином Александровичем Караваевым. В 1964 году стал членом Союза кинематографистов, в 1968-м — членом Союза художников.

Широко известен мультфильм «История одного преступления», созданный Алимовым в 1962 году

За этот фильм художник был награждён Премией Международного кинофестиваля в Оберхаузене (ФРГ). Алимов — автор любимого всеми образа льва Бонифация из мультфильма «Каникулы Бонифация» (1965 г.), художником-постановщиком которого он был.

Как иллюстратор Сергей Алимов автор изобразительного пространства более чем ста книг. О популярности его иллюстраций свидетельствует случай, произошедший в 2003 году на книжной выставке во Франкфурте. Тогда одну из работ выкрал фанат советских мультфильмов. Кражу оценили в четыре тысячи долларов. «Мне позвонил мой товарищ и сказал, что у него две новости для меня, одна хорошая, другая плохая. Я говорю: „Начни с плохой“. Друг говорит: „У тебя украли на выставке работу к Носу“. Я сказал: „Ну, хорошо, теперь о хорошей новости...“ Он: Еще раз могу тебе сказать — у тебя у единственного украли работу с Франкфуртской книжной выставки!»«. Вор выбрал работу Алимова из четырёхсот, выставленных на ярмарке. «Своеобразная форма признания», — посмеиваясь, прокомментировал художник после, когда шедевр был отобран у злоумышленника и в целости возвращён на место.

Гоголь — любимый писатель художника, и гоголевская тема его творчества содержательна и обширна

Первые рисунки по гоголевским произведениям «Нос» и «Портрет» были сделаны ещё в 60-е годы, затем последовали иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Игрокам», «Ревизору», «Женитьбе».

«Над Гоголем можно работать бесконечно, там находишь всё новые и новые вещи. Я сделал в 1973–1974 годах первые свои иллюстрации к „Мёртвым душам“. И, глядя на эти иллюстрации, я смотрю, что сейчас, переделав их, я несколько по-другому уже представляю, и для меня другим становится Гоголь...»

Первое издание «Мёртвых душ» с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышло в 1971 году, переиздавалось оно множество раз, со временем были созданы ещё 25 рисунков, и в 2012 году издательство «Вита Нова» выпустило ограниченным тиражом в 20 экземпляров уникальное издание альбомной серии шелкографий к поэме «Мёртвые души».

Сергей Александрович считает, что техника шелкографии даёт искомую глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска всегда дорисовывался, «доводился» автором вручную. «Вот шелкография, при всей её, казалось бы, механистичности... Я, например, стою и за каждым листом слежу. Когда печатник делает первый прокат, я прошу добавить два проката, или наоборот ослабить, то есть в принципе идёт работа творческая в шелкографии не меньше, чем литографская».

На выставке посетитель увидит галерею гоголевских персонажей, их выразительных образов и характеров

Воздействие произведения на зрителя всегда обусловлено подобием, совпадением изображаемого и с прообразом, и с архетипом уже народного представления о нём. Алимов, что называется, «угадал» внешность гоголевских героев. Такого рода прозорливость, высочайшая графическая культура исполнения, яркая образность и есть залог создания выдающихся произведений. Персонажи Алимова — всегда ёмкие, остро харáктерные, удивительно органично «живущие» в предметно-уютной среде, бытовании определённого времени, — и рассматривать, понимать, чувствовать их доставляет буквально физическое удовольствие! Разудалый Ноздрёв и потерянный Плюшкин, неожиданно жалкий Собакевич, осторожная, прижимистая Коробочка, милейший прожектёр Манилов, и, конечно же, обходительный, ласковый Павел Иванович Чичиков — «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Авторский текст и графика должны сливаться в книге воедино — это главный закон

С. Алимов

Задача художника — не разрушить созданный читательским воображением образ, а, напротив, утвердить его, ведь нет большей радости для художника, если зритель скажет: «Это похоже». И нет большего счастья для художника, чем возможность оживить великое творение литературы.

У него персонажи бывают в самых неожиданных ракурсах. Они летают, когда нужно им летать, они проделывают трюки — он свободен в выборе сюжета своего рисунка

народный художник РФ Борис Мессерер о гоголевских иллюстрациях С. Алимова

Выставочный зал «Дома Гоголя» приглашает на выставку всех, кто знает и любит произведения и великого писателя, и выдающегося художника Сергея Алимова.

ВХОД ПЛАТНЫЙ
Стоимость билета: 150 р. — полный, 100 р. — льготный

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ: 6+

К списку выставок

«Смех по-японски» 19 Декабря в 18:30

Культурно-просветительский проект «Япония далекая и близкая»

«Здесь хорошо» 23 Декабря в 17:00