«Из цикла „Наследие“: Пётр Оссовский»

9 декабря 2017 — 7 января 2018

О Событии

Выставка в «Доме Гоголя» «Из цикла „Наследие“: Пётр Оссовский» посвящается памяти выдающегося художника ХХ века. Экспозицию составили живописные и графические работы разных лет, в диапазоне с 1942 по 2015 г., любезно предоставленные семьёй П. П. Оссовского. Это и пейзажи, всегда лаконичные, ёмкие по смыслу, и групповые композиционные портреты, и портреты людей России. Многие из них зритель увидит впервые. Так, в первый раз будут представлены самые ранние, студенческие работы художника.

Один из основоположников «сурового» стиля в искусстве, художник своей эпохи и виднейший её представитель, Пётр Оссовский занимает уникальное и выдающееся место в когорте единомышленников по цеху, своих друзей-соратников, «могучей кучкой» сформировавших важнейшие тенденции живописи ХХ века. Имеет смысл назвать эти имена: Гелий Коржев, чьи мысли и высказывания Пётр Павлович, человек с великолепной памятью и мудрым, ясным сознанием, приводил точно и в 90-летнем возрасте; Виктор Иванов, Павел Никонов, Виктор Попков, Николай Андронов, Таир Салахов, Игорь Обросов, Дмитрий Жилинский, Ефрем Зверьков.

Пётр Павлович Оссовский (1925–2015) — Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР и Международной премии им. Шолохова, действительный член Российской Академии художеств, награждён золотой медалью Российской Академии художеств, золотой медалью Итальянской Академии художеств. Работы живописца хранятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, многих других.

Пётр Оссовский родился 18 мая 1925 г. на Украине, в селе Малая Виска Кировоградской области. Вскоре после рождения Петра Оссовские переехали в Россию, и начальное художественное образование будущий живописец получал в Москве: в 1940-1944 гг. в Московской средней художественной школе, затем в Суриковском институте (1944-1950).

Художник вспоминает о годах учёбы:

Я учился у такого мастера, как Сергей Васильевич Герасимов, и всё же скажу: не меньше, чем у него, я учился у своих товарищей. Мы утверждались в своих взглядах на задачи искусства, на средства решения этих задач

В 1960 г. Оссовский создаёт картину «Три поколения», явившуюся поворотной, одной из тех, что определили появление нового направления в отечественном искусстве. В том же году, в рецензионной статье известного искусствоведа А. А. Каменского, применительно к работе «Три поколения» было впервые найдено новое художественное определение — «суровый стиль». Сурового стиля, казалось, Пётр Павлович придерживался и в повседневном общении. Это был человек, радеющий горячо и искренне за своё Отечество и работающий на благо Отечества, ответственный перед своим предназначением Художника, скупой на лишние слова, нежный к любимым людям и друзьям — единомышленникам. Не случайно, что даже ранние работы молодого художника, показанные на выставках в пятидесятых годах («У переезда», «Московские окраины», «Районный центр») удивили и необычной честностью взгляда, и художественным решением. Тогда в работах Оссовского появилось то, что позже стало характерным для целого поколения художников-шестидесятников: внимание к жизни простых людей без украшательства и пафоса.

Пётр Оссовский всегда работал тематическими сериями, циклами, что было для него глубоко органично. Тема «держала» живописца до её полной высказанности. Многочисленные поездки, путешествия также делали тематичность естественной, как вдох-выдох воздуха дальних странствий. Так, в 1962-1964 годах художник пишет серии «Куба» и «Мексика», в 1965 году — «Люди Сибири», в 1970 — цикл «Рубежи жизни Родины». Затем Пётр Оссовский погружается в «мир славянский» — Чехия, Словакия, Болгария, Польша, и, наконец, была создана самая дорогая его сердцу серия «На земле древнего Пскова» — величественное сказание о нашем времени и его людях. Творческая жизнь Петра Оссовского навсегда связалась именно с Псковской землёй. Именно там, в северном лаконичном пейзаже, была найдена интонация абсолютного, божественного откровения русской природы, были созданы работы, достаточно точно описывающие обстоятельства трудовой жизни людей и повествующие о русской духовной жизни, жизни народа в целом. Работая над пейзажами, портретами, многочисленными этюдами, мастер пришёл к созданию своей «Псковской трилогии», находящейся ныне в Государственной Третьяковской Галерее: «Сыновья» (1969-1975 гг.), «Рыбаки Псковского озера» (1966-1975 гг.), «Кузнецы» (1967-1975 гг.). В 1980 г. художник пишет триптих «Озарённые светом Победы», посвящённый 600-летию Куликовской битвы. В тех же восьмидесятых Оссовским была создана знаменитая «Кремлеада» — цикл картин, запечатлевших Московский Кремль. Пётр Оссовский и знал историю Государства Российского, и горячо чувствовал её. Интерес к истории России побуждает художника к созданию композиций, посвящённых судьбе России в ХХ веке. Это триптих «Баллада о Революции» (1986 г.), полиптих «История Красной державы» (2006 год), переосмысленный художником цикл «Рубежи жизни Родины» 1970-х годов, полиптих «Русские матери» (2006 год).

В 2012 г. Пётр Оссовский, в связи с празднованием 1150-летия со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, создал росписи Изборской палаты. Этот колоссальный по объёму труд Пётр Павлович осилил в возрасте 87 лет! В Изборске же, в 2015 году, и прошло прощание с художником.

В нём органично совмещалось масштабное, философское осмысление действительности и горячее, истовое отношение к ней, постоянный отклик на день текущий. Казалось бы, вещи несовместные.

Любой пейзаж, написанный Оссовским, — даже самый простой и скромный, — становился по ощущению эпическим, «пейзажем всея России». Почему при взгляде на работу «Ясный день» (представлена в экспозиции выставки Дома Гоголя), где три лодки изображены стоящими близ берега, человеку всегда приходит ассоциация со Святой Троицей? Это что — массовый гипноз? Как можно живописными средствами буквально всем внушить очевидное видение второго сюжета? Как это вообще возможно?

Несколько цитат из книги П. П. Оссовского «Записные книжки художника» дают ответы на важные для многих людей вопросы, в том числе и на этот:

Верное, от себя, в живописи возникает от многократного повторения, изучения Природы, когда Верное входит в плоть и кровь мастера, и тогда он уже способен отойти от подражания ей и может найти Верное и без неё. Верное — это Правда, и она лишь тогда будет достигнута художником, когда он преодолеет могучее влияние Природы ради её же Правды
С крушением Великой державы я впал в жестокий кризис, и только сейчас преодолев его, обретаю уверенность в своих силах для творчества. Я не могу представить свою жизнь без крепкой и сильной Отчизны, которой она была. Когда ей хорошо, тогда хорошо и мне. Гены верности служению Отечеству во мне неистребимы
Народ — понятие, вмещающее в себе самое Низменное и самое Возвышенное. И то, и другое совмещаются в нём в своих высших проявлениях. Тот русский художник, который любит свой народ, должен любить в нём Возвышенное и, прославляя его, знать о Низменном в нём, дабы не идеализировать. Низменное в нём надо великодушно прощать, ибо, производя Высшее в себе, он достоин этого прощения
Мне казалось, что я мог бы рисовать её всю жизнь. Это лицо невозможно не рисовать.... Это лицо столь глубоко создано природой, что становится понятным, почему были и есть художники, которые не могли наглядеться на свою модель
Высокое искусство питает душу художника, и, может быть, не столько нужно смотреть, как у кого что сделано, сколько дышать воздухом великих творений
Я всегда стремился в одиночку пробить скалу создания художественного произведения. Мне это больше по душе, чем брать что-то готовое, хотя у хороших мастеров учиться очень полезно. Гораздо важнее для художника найти нечто своё
Талант тогда хорош и состоялся, ежели он работает денно и нощно

Приглашаем всех желающих посетить выставку в «Доме Гоголя» и познакомиться с творчеством выдающегося русского художника.

Стоимость билетов: 150 руб., 100 руб. — льготный 
Выставочный зал, ср-вс 12:00–20:00

Поделиться
Яндекс.Метрика