«Сон наяву»: выставка Василия Вдовина

13 ноября — 4 декабря 2016

О Событии

«Дом Гоголя» представляет выставку московского художника и дизайнера Василия Вдовина «Сон наяву».

Василий Вдовин окончил Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова в 1985 году. Он является автором известных дизайнерских проектов: графического оформления встречи Рейган-Горбачев «Summit-88», фирменного стиля театра «Детектив» под управлением Василия Ливанова (1989 год) и Телекомпании «ТВ Центр» (1998 год), эмблематики «Комитета спасения Волги» Василия Белова. С 1997 по 1998 годы работал арт-директором Телекомпании «ТВ Центр», с 1998 по 2005 годы был арт-директором издательского дома «Пушкинская площадь». За время работы Василий Вдовин провел более 30 персональных выставок в России и за рубежом.

Василий Вдовин — художник, который путешествует. Путешествие он понимает как приключение, открытие новых стран, но также в более широком смысле — как странствие через видения, по витиеватым дорогам воображения. Экспозиция «Сон наяву» объединяет работы, созданные в разные по времени и по внутреннему состоянию периоды творчества. Василий Вдовин — стремительный художник. Для него также стремителен и процесс работы над картиной, часто без предварительного эскиза, даже если речь идет о живописном портрете. Но в этом постоянном движении, следуя за возникшим образом, линия и форма остаются неизменными ориентирами.

В 1991 году с созданием серии «Семь смертных грехов» для Василия Вдовина начинается открытие себя как художника. О своем раннем периоде в искусстве он мог бы сказать словами Владислава Провоторова: «Смотреть неприятно, но необходимо». Знаменитый представитель «Двадцатки московских художников», художник с «апокалиптическим мировоззрением», Провоторов тогда производит на Вдовина сильное впечатление.

Серия «Вся королевская рать», написанная Василием Вдовиным в 1995 году, — это своеобразная галерея аллегорических образов, посвященная устройству государства, пониманию темы власти. Работы этой серии отличаются сложностью художественного языка. Черный цвет — не просто фон, а «начало», из которого рождаются образы-гиганты, персонажи Королевства. По словам художника, именно этот период, связанный с моральными и физическими страданиями, «разбудил подсознание», дал возможность сформировать собственное мироощущение и свой художественный язык. В это время появляются циклы, связанные с религиозной тематикой. После полугодичного пребывания Василия в Германии он пишет «Историю Христа» — живописные работы на темы сюжетов Нового Завета, проникнутые влиянием западной школы. «Пьета» — одна из картин цикла — станет основным образом фильма «История одной картины» режиссера Радмилы Шиян, посвященного событиям 1991-1993 годов. В этом контексте «Пьета» — это символ материнского страдания, страдания Родины.

«Сон наяву» — одна из ранних работ, результат записанных сновидений художника, во время которых он «видел» образы своих будущих картин. Эти мучительные сны — одновременно источник вдохновения и отсутствие покоя — вскоре перестали тревожить. «Нужен свой ассоциативный ряд и свое мироощущение — тогда есть шанс на рождение Образа. Художником жить трудно, но интересно» — говорит Василий Вдовин. Путешествия и пленэрные поездки стали новым этапом творческого пути, а результатом — многочисленные этюды, написанные на островах Корсика, Сардиния, на побережье в Каннах, Ницце, в Венеции, Испании и в Крыму. В 2000-х годах Василий Вдовин создает большое количество графических циклов. На черной бумаге витиеватые, изогнутые серебряные и золотые линии образуют женские силуэты, фигуры фантастических животных. Источником вдохновения послужили встречи с Михаилом Шемякиным, который, высоко оценив свой портрет, написанный Василием, назовет художника «собратом в искусстве».

Портрет — особый жанр для Василия Вдовина, процесс работы над которым начинается со встречи. Это, как и путешествие, — открытие, удивление, восхищение и желание не забыть, написать, чтобы возникший образ превратился в символический на бумаге или холсте. Савва Ямщиков — искусствовед, реставратор, близкий друг художника — был впечатлен, увидев свой портрет, созданный Вдовиным за двадцать пять минут. Он назвал его лучшим из написанных, выбрав в качестве обложки для каталога коллекции своих работ «Музей друзей»

Дарина Проценко, искусствовед. Сорбонна, Париж. 2016

О названии выставки в «Доме Гоголя» Василий говорит так:

Это совершенно реалистическая история. Когда-то в 90-е годы мне вдруг стали сниться мои картины, но я не запоминал после пробуждения сюжеты снов, было ощущение тающего замысла, ускользающей композиции. Пришлось делать усилия, чтобы быстро очнуться во время сна и после этого мчаться ночью на машине в студию, которая находилась на другом конце Москвы за 30 км, писать картину по свежим ощущениям. Мне потом пришло понимание, что надо просто пожить в студии — и я жил там месяцами, чтобы успеть без малейшего промедления запечатлеть увиденное

Большая часть выставочного пространства отдана пейзажам и натюрмортам, написанным художником недавно, в последние два-три года. Василий привержен натурному пейзажу, что уже становится редкостью в наши дни. В многочисленных путешествиях созданы серии акварельных работ, запечатлевших Андалусию, Корсику, Крит, Крым, Сардинию. Эти точные по мгновенным ощущениям пейзажи передают и всегда неповторимый «гений места», и экспрессивную энергию самого художника, его личное, очень витальное, мировосприятие.

Натюрморты написаны в основном пастелью на черной бумаге.

Очень странно. Рядом с картиной этого художника можно греться, как у камина. Казалось бы, натюрморт — это «мертвая натура». А здесь — живая!

отклик из книги отзывов на выставке работ Василия Вдовина

Да, натюрморты Василия Вдовина прочитываются «жаркими», пламенеющими сущностной основой запечатленной на них жизни. Изобильные и непринужденные композиции не замирают на бесконечно глубоком черном фоне, — они преодолевают тьму. Очень современные в живописном пластическом языке, работы Вдовина оставляют ощущение древней драматургии.

Черный фон для художника — основа его произведений, сопоставляемая с бесконечностью Вселенной, в которой каждый предмет является самостоятельной частью макромира. Аналитическое искусство Павла Филонова и поиски нового языка в живописи Кузьмы Петрова-Водкина оказали огромное влияние на творчество Василия Вдовина в годы становления его как самобытного художника. Так создавались его большие графические циклы, вырабатывался свой язык в графике, и развивались философские, религиозные темы, наполненные чувствами и мыслями русского художника ХХ–ХХI века

Дарина Проценко, искусствовед, Сорбонна

Вдовин — из живописцев, работающих тематическими масштабными циклами. Серии работ, протяженные во времени до понимания полного выдоха, абсолютного высказывания на данную тему, в его случае — всегда выстраданная история личной духовной, философской эволюции, а не результат разумной поведенческой методологии в профессии. Выставка представит несколько работ из циклов разных лет: «Дамы эпох», «Большой экзотический натюрморт», серия анималистических работ «Животные страсти», «Адам и Ева», «Смертные грехи». Будут представлены работы и из обширного портретного ряда живописца, в том числе «Портрет отца», «Портрет сына», «Портрет Шемякина». «Мы собратья по искусству» — скажет Михаил Шемякин, увидевший графические работы Василия Вдовина и высоко оценивший свой портрет. Савва Ямщиков, искусствовед, реставратор, известный деятель российской культуры, знаковый человек эпохи и хороший друг художника, был совершенно покорен стремительно созданным портретом, счел его лучшим среди великого множества и выбрал на обложку для каталога своей коллекции и титульной работой книги «Музей друзей». Вдовин — живописец не салонного комплементарного портрета, отнюдь, а всегда содержательного, внимательного к личности. В портретных работах Василия Вдовина ощутим большой объем любви к своей натуре, и этот объем равен уже человеческому свойству мастера — безусловной любви к людям, миру, жизни как таковой.

Лариса Мещерякова, искусствовед, куратор выставки

Поделиться
Яндекс.Метрика