«Реприза»: выставка работ Льва Дьяконицына

3 ноября — 31 декабря 2015

О Событии

Лев Федорович Дьяконицын — художник, искусствовед, критик, историк, философ, родился 21 мая 1931 года в Вологде. Член Союза художников России с 1972 года. Основатель творческого объединения художников центра Москвы «Остож». Кандидат исторических наук, доцент, академик Русской академии наук и искусства, академик Международной Академии наук и искусств Парижа, кавалер ордена «За служение Отечеству» III степени. Автор многих книг и статей по искусству. Наиболее известным и по сей день остается издание 1966 года «Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX — начала XX веков», ставшее буквально настольным учебным пособием, поворотной и отправной точкой для всего искусствоведческого сообщества в тот сложный для проблематики заявленной темы полузапретный период. С 1976 года Лев Дьяконицын участник многих художественных выставок в России и за рубежом. Работы художника находятся в музеях Москвы, Вологды, Вятки и многих других, в российских и европейских частных собраниях, в том числе в коллекции выдающегося деятеля культуры Рене Герра. Постоянно живет и работает в Москве.

Реприза (от франц. «reprize» — возобновление, повторение) в цирке — это короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Художник Лев Федорович Дьяконицын пишет жизнь, работу и будни цирковых артистов, само пространство цирка, и его художественное «reprize» — обращение снова и снова к теме цирка — обусловлено неисчерпаемой любовью к теме: 

Цирк — это же свобода, это выход в иное, другое измерение, это очень отдельное от нашего мира высокоорганизованное пространство с иными взаимоотношениями. Цирк нарушает законы повседневности. Мне это очень нравится

Почти всегда клоуны Дьяконицына одеты «ретро» — в скоморошьих, арлекинских костюмах, и это настаивание на цирковой архаике дает отчетливое понимание константы человеческого желания выйти за пределы дозволенного, за рубежи обыденности. Протяженные во времени «цирковые» серии работ художника звучат как гимн вечному игровому началу человечества. Более тридцати лет Лев Дьяконицын пишет работы о мироустройстве цирка.

«Дом Гоголя» представляет премьеру: «Реприза» — первая тематическая выставка художника, посвященная цирку. И это действительно веселая игровая реприза Мастера в преддверии 85-летнего юбилея.

Выставка представит более 50 работ цирковой тематики. Кураторской вольностью в экспозицию включены и несколько натюрмортов, — столь органично сочетанны они с работами о цирке, с действом на арене, портретами клоунов и гимнастов, — как пластическая, экспрессивная поддержка цирковой темы. Почему так? Ответ — буквально в «живописании взаимоотношений» природы вещей, предметов: «Плоскость холста словно бросает мне вызов. И я использую все средства „воздействия“ на полотно: от взъерошенной кисти, ножа, до пальцев и тряпки. Все идет в ход, и остается немногое — завоевать зрителя. Самой пластикой, не отвлекаясь на мелочи сюжета. Такую чистоту пластики нахожу в натюрморте, в моем театре вещей. Мои столы, — сценические площадки предметов, связанных родством, дружбой или конфликтом. Главное для меня — найти психологическую, а значит, и художественную трансформацию объекта, будь то „букет“ из ложек и инструментов, „угрюмый“ или „веселый“ чайник, „солидная“ или „простодушная“ ваза, „свойский“ или „чопорный“ стол».

Приводим и далее отрывок из автобиографического очерка Льва Дьяконицына:

«Я из поколения „шестидесятников“, чье детство прошло в сполохах войны, юность — в политических „заморозках“ и „оттепелях“ — после Сталина. Я родился в 1931 году в Вологде. Воспитывался отцом и улицей, но больше — книгами. Мальчишкой прирабатывал перерисовкой старых фотографий, Окон ТАСС, плакатов. Любовь к искусству пробудил старший брат, одаренный в музыке, живописи, технике. Я тяжело пережил его гибель на фронте и всегда помню его напутствие.

Пробовал после школы поступить в московский институт кинематографии, но там не поверили, что привезенные рисунки — мои. Я долго искал себя, окончил два института и две аспирантуры — по истории и искусствоведению, работал историком, искусствоведом, философом, пока, наконец, с 1976 года не обратился к живописи. Она и стала моим главным выбором жизни. Моя известность критика и искусствоведа какое-то время мешала другим увидеть во мне художника.

Люблю цвет и энергию письма, власть большой формы, поэтому мне близок русский и французский авангард начала XX века и, конечно, наша великая иконопись

Начав с натурного письма, с пейзажей и натюрмортов, я вскоре пресытился натурой и почти целиком перешел к живописи „умозрительной“, но с эффектом „присутствия“ в этой сочиненной реальности.

Тем и хороша живопись, что в ней можно воплощать проблемы бытия зримо, ощущать пространство и время через глаз и руку, выбором средств выражения, всем инструментарием художника.

...Живопись для меня — и радость, и мука, сомнение и открытие, которое, я надеюсь, небесполезно и для других».

Поделиться
Яндекс.Метрика