Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

	

Виртуальная выставка «Господин, не красавец, но и не дурной наружности»

15 Февраля — 30 Апреля

Образ Чичикова в изобразительном искусстве: из музейных коллекций Дома Гоголя

«Мертвые души» Н.В. Гоголя - одна из самых проиллюстрированных книг. Пожалуй, что в русской литературе и нет другого произведения, где персонажи и весь предметный мир были бы обрисованы так обстоятельно и метко - со всеми характерными подробностями лиц, фигур, одежд, детальными описаниями помещичьих домов, угодий, трактиров, блюд, дорог. Все это так легко и задорно визуализирует наше воображение, что и не нужен тут другой художник. И все же на протяжении многих лет творчество великого писателя вызывало и до сих пор вызывает интерес у художников. Трудно представить себе историю русской графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галереи гоголевских типов Боклевского, без замечательного цикла рисунков Петра Соколова, одним из важнейших событий в иллюстрировании Гоголя явился обширный цикл к «Мертвым душам» А. М. Лаптева. Основным объектом иллюстрирования чаще всего являются главные герои и персонажи поэмы. Настоящая выставка посвящена главному герою поэмы – Павлу Ивановичу Чичикову. На выставке представлены не только работы вышеперечисленных мастеров, но и рисунки других замечательных художников, на которых изображен «...господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...». Также показаны издания поэмы с иллюстрациями известных художников и предметы из коллекции «Скульптура».

Книга. Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя: Мертвые души. - Санкт-Петербург: Типография Э. Праца 1846-1847. - С дарственной надписью гравера Е.Е. Бернардского.

Бумага, бумага цветная, картон, кожа, печать типографская, ксилография, переплет ручной, тиснение.

28,2х22,5х2 см.

ДГ КП-1681

КД-481

В начале 1846 года Е. Бернардский через посредство П. Плетнева предложил Н.В. Гоголю, жившему тогда в Италии, выпустить второе издание "Мертвых душ" со своими гравюрами, сделанными по рисункам А. Агина. Гоголь ответил отказом, мотивируя тем, что он "враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством" (письмо от 20 марта н. ст. 1846 года). Тогда художники решили выпускать гравюры отдельными листами без текста. «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1846-1847 годах тетрадями по четыре листа. Гравировал на дереве Е. Бернардский, помимо него в гравировании принимали участие его ученики Ф.А. Бронников и П.З. Куренков. Всего вышло 18 выпусков в желтых обложках - 72 гравюры из выполненных ста, прекратившись из-за недоразумений между издателем и архангельским почетным гражданином Горяиновым, с которым Е. Бернардский, по недостатку средств, вошел в компанию. Три гравюры к «Повести о капитане Копейкине» были помещены в «Иллюстрированном альманахе» (1848), две гравюры — в «Литературном сборнике» (1849), изданных Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым. В полном составе альбом был издан в 1892 году, когда петербургский издатель Д. Федоров приобрел сто досок Бернардского, резаных с агинских рисунков. В их число входили 72 доски, оттиски с которых были выпущены прежде, в 1846 году, и 28 досок, гравюры с которых не издавались. В том же 1892 году альбом вышел третьим изданием уже под названием "Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Дело в том, что у известного библиографа и библиофила П.А. Ефремова нашлись еще три иллюстрации к "Повести о капитане Копейкине", выполненные Агиным. Четвертый рисунок воспроизводил афишу о выходе в свет издания 1846 года. Серия была фототипически повторена в 1893 году. (источник: http://www.portal-slovo.ru/ ст. В.А. Воропаева)

Гравюра. "- Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция?..". Рисунок 50. Автор рисунка: Агин А.А., Гравер: Бернардский Е.Е.

Из серии гравюр "Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Россия, г. Санкт-Петербург. Издание Е. Бернардского, Типография Э. Праца. 1846-1847

Бумага сатинированная, ксилография. Лист 28,9х22,4; в свету 20,7х12,9 см.

ДГ КП-2200/34

Г-1456

«Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя „Мёртвые души“» впервые выходили в 1846-1847 годах. Это были гравюры Е. Е. Бернардского, сделанные по рисункам А. Агина, они выпускались отдельными листами без текста.

Представлен рисунок к фрагменту VII главы поэмы:

– Позвольте узнать, – сказал Чичиков с поклоном, – здесь крепостной стол?

Иван Антонович как будто бы и не слыхал и углубился совершенно в бумаги, не отвечая ничего. Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, – словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.

– Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция? – сказал Чичиков.

– Здесь, – сказал Иван Антонович, поворотил свое кувшинное рыло и приложился опять писать.

– А у меня дело вот какое: куплены мною у разных владельцев здешнего уезда крестьяне на вывод: купчая есть, остается совершить.

 

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души. Текст по последней редакции академика Н.С. Тихонравова. С портретом Н.В. Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями. - Санкт-Петербург: Изд. А.Ф. Маркса, 1901 г.

Бумага, кожа, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение. 36,4х29,2х6,8

ДГ КП-2363

КД-659

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», как ключевое творение великого писателя, была удостоена прекрасного издания, предпринятого известным книгоиздателем А.Ф. Марксом в 1901 году. Книга выпущена форматом in folio с кожаным тисненым золотом корешком; коленкоровые крышки с полихромным тиснением, торшонированные обрезы, золотая головка, проиллюстрирована множеством рисунков, расположенных на каждой странице. Некоторые рисунки выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и мало распространенным тогда способом. Метод гелиогравюры - это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволяющий передать нюансы тоновых переходов. Для этого подарочного издания гелиогравюры были заказаны художнику-графику из Вены Рихарду Паулюссену (Richard Paulussen), а автотипии Августу Шулеру из Штутгарта (August Schuler), гелиогравюры печатались отдельно в Вене, на особой бумаге, затем перевозились в Санкт-Петербург и вшивались в книгу в типографии А.Ф. Маркса. Иллюстрации для книги были выполнены целой группой художников (В.А. Андреев, А.Ф. Афанасьев, Н.Н. Бажин, В.И. Быстренин, М.М. Далькевич, Ф.С. Козачинский, И.К. Маньковский, Н.В.Пирогов, Е.П. Самокиш-Судковская, С.С.Соломко и Н.Н.Хохряков). Различие их авторских манер вносило разнообразие и полифонию в иллюстративный ряд. Изображения реалистичны, им предшествовала тщательная подготовка.

"Для настоящего издания был собран материал по нашим провинциальным захолустьям, каждая мелочь, каждая деталь, каждый аксессуар чичиковской эпохи были тщательно проверены, зарисованы и сфотографированы. Предоставить выполнение всех рисунков одному художнику оказалось немыслимым: работа затянулась бы на десятки лет. Кроме того, при значительном количестве иллюстраций, появилось бы некоторое однообразие в манере исполнения. Поэтому работа была разделена между несколькими художниками. Пейзаж был предоставлен г.г. Бажину и Хохрякову, а жанр г.г. Андрееву, Пирогову, г-же Самонишь-Седковской и г.Соломко. Общее редактирование этими работами взяли на себя г.г. Гнедичь и Дальковичь. С искренней любовью отнеслись художники к своей задаче. Каждый из них выбрал эпизоды, наиболее подходящие к сущности его дарования, и в течение нескольких лет трудился над иллюстрациями. Рисунки делались и переделывались по многу раз, пока не удовлетворяли самих художников, что же касается их воспроизведения, то мы сделали всё, что возможно, чтобы достигнуть наибольшего совершенства. Клише изготовлены за границей; самые значительные рисунки воспроизведены гелиогравюрой, способом, очень мало еще распространенным у нас вследствие его дороговизны...". А.Ф. Маркс. (источник: https://www.booxboks.com/gogol-mertvye-dushi)

 

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души. Поэма / рис. П.М. Боклевского. - Государственное издательство художественной литературы. 1952.

Бумага, коленкор, печать типографская, переплет. 29,7 х 23 х 3,2 см.

ДГ КП-2486

КД-674

В 1952 г. в Гослитиздате к юбилею Н.В. Гоголя (100-летие со дня смерти) вышла замечательная книга альбомного формата - поэма «Мёртвые души» с иллюстрациями Петра Михайловича Боклевского (1816-1897) на отдельно вклеенных листах. В отличие от Агина и других современных ему иллюстраторов, Боклевский изображает не сцены из произведений, а портреты персонажей. Образы, по мотивам которых вот уже больше двухсот лет работают театральные гримеры. Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции. Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки и ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Чичиковъ" с текстом. Художник: Боклевский П.М.

Россия. Начало XX века

Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см.

ДГ КП-353

Г-193

Рисунки П.М. Боклевского к «Мертвым душам» - 23 листа, гравированные на дереве И.С. Пановым, увидели свет в 1875 году на страницах журнала «Пчела»; позже права на их издание были переуступлены популярному журналу «Живописное обозрение», где в 1879-м, 1880-м и 1887 годах появилось семь новых рисунков, продолжавших эту серию. Издание имело широкую известность. Гротескные характеристики литературных героев, точность психологических портретных изображений и их соответствие гоголевским описаниям принесли автору большую популярность. Рисунки проявились в многочисленных переизданиях альбома и перепечатке его в журналах, на открытках. Так, в 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя с текстами из поэмы. Художник П.М. Боклевский. Каждый портрет сопровождался фрагментом из произведения, относящегося к описанию изображенного персонажа. Серия переиздана в 1909.

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души / рис. П.П. Соколова. - Москва-Ленинград: ОГИЗ Гослитиздат, 1947 г.

Бумага, коленкор, печать типографская, переплет.

36,8х27,4х2,6 см.

ДГ КП-860

КД-115

Издание поэмы «Мертвые души» 1947 г., вышедшее в серии «Русская классическая литература», напечатано по тексту, подготовленному для VI тома Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя издательством Академии Наук СССР. Общая редакция профессора Ф.М. Головенченко. В твердом коленкоровом переплете серого цвета. Верхняя крышка по периметру украшена тиснеными золотыми рамками: широкой прямоугольной рамкой с растительным орнаментом внутри и тонкой линейной; в верхнем поле разноцветным тиснением нанесены: имя автора, название; в нижнем поле ромбовидная виньетка. Книжный блок сшит потетрадно. Каптал красный. Ляссе из желтой тесьмы. В издание вклеены 25 листов с черно-белыми иллюстрациями художника П.П. Соколова и лист с портретом Н.В. Гоголя. Текст оформлен буквицами, заставками, концовками.

Лист с рисунком № 5. Туалет Чичикова. Художник: Соколов П.П.

Из альбома рисунков Петра Соколова к первой части «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

Россия, г. Санкт-Петербург. Типография Эдуарда Гоппе. 1891

Бумага, автотипия. 44,8х34,5 см.

ДГ КП-2730/6

Г-1915

П.П. Соколов (1821-1899) - русский живописец и график, акварелист. Был одним из самых одаренных иллюстраторов. К иллюстрированию «Мертвых душ» Петр Петрович Соколов обращался дважды. В восьмидесятых годах он исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к первым главам «Мертвых душ», серию цветных акварелей, тронутых гуашью. Рисунки были опубликованы первоначально в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов. В 1891 г. в типографии Эдуарда Гоппе он выпускает двенадцать листов этой серии в виде альбома одноцветных репродукций (исполненных автотипией). Эти двенадцать листов иллюстрируют только три первые главы поэмы. Впервые в иллюстрациях к «Мертвым душам» основная сюжетная нить развертывается на широком социальном фоне. В этом выразилось глубокое понимание «Мертвых душ» как эпического полотна русской жизни. Также виден интерес художника к пейзажу. Природа в этих иллюстрациях - не условный фон, но реальная среда, в которой протекает повседневная жизнь людей, совершаются события поэмы. Наряду с этим Соколов показывает себя крупнейшим мастером интерьерных сцен.

Продолжать издание одноцветных репродукций рисунков из этой цветной серии не стали, настоящий альбом не переиздавался и является большой редкостью.

На данном листе иллюстрация к фрагменту I главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги».

Открытка. Иллюстрация "Чичиков у Ноздрёва." (Том I, гл. IV.) Художник: Соколов П.П.

Из серии почтовых открыток с иллюстрациями П.П. Соколова к поэме "Мёртвые души" Н.В. Гоголя.

Россия, г. Санкт-Петербург. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1909

Бумага плотная, печать типографская цветная. 9х14 см.

ДГ КП-1742/15

Г-1110

На лицевой стороне открытки размещены: иллюстрация; фрагмент текста произведения; указано местонахождение оригинала - Музей Императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей). Репродукция акварели П.П. Соколова к 4-й главе 1-го тома «Мертвых душ»: изображены, стоящий перед столом с шашками и самоваром, Ноздрев, справа от него Чичиков и двое слуг.

На обороте изображение логотипа Общины Св. Евгении", отмечено место для письма, марки, вдоль правого края напечатаны сведения о типографии.

Князев В. В. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Чичиков у Коробочки

Россия. 1900-1910 гг.

Бумага, карандаш. 15,7х24 см.

ДГ КП-810

Г-275

Валериан Князев - гравер-любитель, живописец, рисовальщик. Создал несколько иллюстраций к поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. В 1890 году петербургский журнал «Север» опубликовал его рисунки «Ноздрев, Мижуев и Чичиков» и «Чичиков и Плюшкин». В коллекции музея, помимо перечисленных рисунков к «Мертвым душам», так же хранится работа Князева, иллюстрирующая посещение Чичиковым имения помещицы Коробочки. Это рисунок к фрагменту III главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя: «Старуха вновь задумалась.

- О чем же вы думаете, Настасья Петровна?

- Право, я все не приберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам.

- Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете! Пенька пенькою, в другой раз приеду, заберу и пеньку. Так как же, Настасья Петровна?

- Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!».

Чичиков у Плюшкина. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Художник: Топиков (Праведников) Е.И.

СССР. 1930-е гг.

Картон, акварель, гуашь, карандаш. 18,3х26,5 см.

ДГ КП-32

Г-11

Топиков А. Д. (Праведников Евгений, Евтифий Иванович, 1890- 1945). График, карикатурист, известен, прежде всего, своими антирелигиозными иллюстрациями и плакатами. В своих работах стремился к предельной законченности, добивался невероятной иллюзорности в передаче объёмов предметов и детальной выписанности аксессуаров. Родился в Петербурге в 1890 году в семье крупного промышленника. После окончания университета участвовал в первой мировой войне, а в 1917 году был вынужден уехать в провинцию, в Тотьму. Работал преподавателем в ремесленной школе, состоял членом Тотемского отделения ВОИСК (Вологодское общество изучения Северного края). В 1929 году Е. И. Праведников уехал в Москву и работал художником в издательстве "Детская литература". В 1936 году в Третьяковской галерее прошла персональная выставка его работ, а в следующем году Е. И. Праведников был арестован. Умер он в тюрьме в 1940 году.

Вайнштейн М. Г. Эскиз. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" "Чичиков нюхает гвоздичку".

СССР, г. Москва. 1949

Бумага плотная, акварель черная, карандаш графитовый. 22,5х32. В свету: 16,8х22 см.

ДГ КП-1782

Г-1276

Вайнштейн Марк Григорьевич (1894-1952) – советский художник. Иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. Работы встречаются редко.

Представлен рисунок, иллюстрирующий фрагмент поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя, глава XI: "Читателю, я думаю, приятно будет узнать, что он всякие два дни переменял на себе белье, а летом во время жаров даже и всякой день: всякой сколько-нибудь неприятный запах уже оскорблял его. По этой причине он всякой раз, когда Петрушка приходил раздевать его и скидавать сапоги, клал себе в нос гвоздичку, и во многих случаях нервы у него были щекотливые, как у девушки; и потому тяжело ему было очутиться вновь в тех рядах, где всё отзывалось пенником и неприличьем в поступках".

 

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души / ил. В. Маковского. - Москва, Ленинград: ОГИЗ Гослитиздат, 1948.

Бумага, картон, ткань х/б, печать типографская, печать типографская цветная, переплет, тиснение золотое.

20,5х13,5х2,5 см.

ДГ КП-1496

КД-405

К поэме Н.В. Гоголя проявил интерес и живописец­передвижник Владимир Егорович Маковский (1846­1920). Он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Этот художник охотно рисовал пером и писал кистью на темы произведений русской художественной литературы, не предназначая свои работы на роль иллюстраций, хотя в дальнейшем они и использовались в книгах. Акварели В.Е. Маковского на темы «Мертвых душ» были исполнены в 1901-­1902 годах. «Портретов» среди рисунков Маковского нет, если не считать изображения Манилова, встречающего Павла Ивановича Чичикова на пороге своего дома. Для Маковского исключительно важен интерьер. Он также охотно обращается к пейзажу. Вообще, художник больше любит многофигурные композиции, обильно населенные персонажами.

В книгах эти иллюстрации были опубликованы лишь трижды: в 1902 году в издании «Народной пользы», а также в 1948­ и 1952 годах на страницах изданий Гослитиздата. Представленное издание «Мертвых душ» 1948 года выполнено в небольшом формате. Акварели В.Е. Маковского при этом были сильно уменьшены, что, конечно, не пошло им на пользу. Всего было репродуцировано 25 рисунков. В большинстве своем это репродукции черно-белые, и лишь несколько из них исполнены в цвете. В том числе рисунок, иллюстрирующий фрагмент II главы II тома: «... Чичиков, приказал о себе доложить генералу и был введен к нему прямо в кабинет. Генерал поразил его величественной наружностью. Он был в атласном стеганом халате великолепного пурпура. [...] В сертуке ли, во фраке ли, в халате - он был все тот же. От голоса до малейшего телодвиженья в нем все было властительное, повелевающее, внушавшее в низших чинах если не уважение, то по крайней мере робость. Чичиков почувствовал то и другое: и уваженье и робость. Наклоня почтительно голову набок и расставив руки наотлет, как бы готовился приподнять ими поднос с чашками, он изумительно ловко нагнулся всем корпусом и сказал:

- Счел долгом представиться вашему превосходительству. Питая уваженье к доблестям мужей, спасавших отечество на бранном поле, счел долгом представиться лично вашему превосходительству».

Скульптура. Чичиков. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор».

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг.

Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 13х7х7 см.

ДГ КП-2631

С-108

Статуэтки из известной фарфоровой серии из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя "Ревизор" и "Мертвые души", серия была создана в 1945-1953 гг. на ЛФЗ. Автор модели - скульптор Б.Я. Воробьев, автор росписи - художник И.И. Ризнич. Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьёва. Литературные образы, переведённые на язык фарфоровой пластики, стали для художника не менее важными, чем анималистические. Серия персонажей по произведениям Н.В. Гоголя, которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании, – по свидетельству самого художника, – за четыре месяца. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными художественными произведениями. Для каждой группы характерны свежесть зрительного решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность. Скульптуры имеют общее пластическое звучание – в фигурах примерно одинаковой высоты подчёркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя.

Чичиков - герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод».

Воробьев Б.Я. Скульптура. Чичиков. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1952-1954

Бисквит, литье. Выс. 14,5 см.

ДГ КП-1776

С-63

Статуэтки гоголевской серии выпускались как в росписи, так и в бисквите. Бисквит - неглазурованный фарфор, который был обожжён один или два раза. Поверхность такого фарфора белая, матовая и слегка шероховатая, отдаленно может напоминать мрамор.

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души: поэма. Со 167 рисунками А. Лаптева.- Москва: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР (Детгиз), 1957.

Бумага, коленкор, переплет, печать типографская, тиснение. 20,5х15,5х3,9 см.

ДГ КП-2745

КД-754

Одним из важнейших событий в иллюстрировании Гоголя явился обширный цикл (около двухсот иллюстраций) к «Мертвым душам» Алексея Михайловича Лаптева (1905-1965), с особой выразительностью раскрывающий содержание бессмертной поэмы. Автору удалось воссоздать в новом и убедительном облике основные персонажи «Мертвых душ» и вместе с тем широко показать тот социальный фон, на котором развертывается действие поэмы. После издания в 1953 году двух томов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с иллюстрациями А. М. Лаптева, художник был избран членом-корреспондентом академии художеств. Он выполнил свою задачу в лучших реалистических традициях, с редкостной добросовестностью, уверенным мастерством и с большой любовью к Гоголю. Для издания поэмы 1957 года со 167 рисунками, А. Лаптевым были выполнены дополнительные иллюстрации. Они сохранялись и в последующих переизданиях.

Также в книгу входят послесловие Н. Онуфриева «О поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и приложение на 50 страницах со статьями и примечаниями, посвященными поэме.

Рисунок. Чичиков на балу у губернатора. Художник: Лаптев А.М.

Из коллекции иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" для издания 1957 года со 167 рисунками А. Лаптева.

СССР, г. Москва. 1957

Бумага плотная, карандаш графитный, тушь, перо. 26,9х19 см.

ДГ КП-2690/6

Г-1891

А.М. Лаптев (1905-1965) – художник, график, иллюстратор, скульптор, родился и жил в Москве. Учился в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924-1929/1930). Занимался станковой и книжной графикой, работал художником-иллюстратором в журналах, автор и иллюстратор собственных книг для детей. В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ. Работы А.М. Лаптева экспонировались на персональных выставках в Москве (1940, 1949). Он принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом. Произведения художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. После издания в 1953 году книги Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с иллюстрациями А. М. Лаптева, он был избран членом-корреспондентом академии художеств. Художник выполнил свою задачу в лучших реалистических традициях, с редкостной добросовестностью, уверенным мастерством и с большой любовью к Гоголю. На данном рисунке изображена сцена из 8 главы I тома - появление Павла Ивановича Чичикова на балу у губернатора, работа послужила иллюстрацией для издания поэмы 1957 года со 167 рисунками А. Лаптева ( ил.4. Гоголь Н.В. Мёртвые души». М.-Л.: Детгиз, 1957). Сохранялась в последующих переизданиях.

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души: поэма. Тт. 1, 2 / ил. В.Н. Горяева. - Москва: Художественная литература, 1981.

Бумага, картон, ткань х/б, печать типографская, переплет, тиснение. 22х17,8х4,4 см.

ДГ КП-1842

КД-555

Виталий Николаевич Горяев (1910-1982) - советский график-иллюстратор, живописец, карикатурист. Народный художник СССР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1967). В послевоенные годы большое место в творчестве Виталия Николаевича занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. С конца 50-х годов работал над циклом иллюстраций к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя. В 1967 году за эту серию Горяев был удостоен Государственной премии СССР. Также иллюстрировал пером и тушью поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (1979), книга с этими иллюстрациями издана в 1981 году.

Горяев В.Н. Фотография. Чичиков в кресле.

Из серии ретушированных фотографий-иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", подготовленных автором к изданию.

СССР, г. Москва. 1971-1981

Фотобумага, белила, карандаш, фотопечать ч/б, ретушь. 38,8х28,8; в свету: 27,3х18,6 см.

ДГ КП-1163/20

Ф-66

В рисунках к «Мёртвым душам» Горяев создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст. Представлена фотография, сделанная В.Н. Горяевым со своего рисунка, выполненного в период работы над книгой Н.В. Гоголя "Мертвые души" (изд. 1981г.). Изображен герой поэмы - Павел Иванович Чичиков.

Зелинский В.Б. Гравюра. В мире литературных образов.

Из графического цикла "Посвящение Н.В. Гоголю". СССР, г. Дмитров. 1977

Бумага плотная белая, автолиногравюра. 60,8х74,8. В свету: 53,5х59,5 см.

ДГ КП-2431

Г-1635

В. Б. Зелинский работает в станковой графике, книжной иллюстрации, в технике линогравюры. Также в тематически-цельных циклах воссоздал полные драматизма, яркие судьбы великих людей, в том числе серию линогравюр и монотипий «Посвящение Гоголю». В творческих исканиях В. Зелинского Гоголиана занимает особое место. Художник, как правило, не иллюстрирует конкретные вещи, в его поле зрения судьба Гоголя и созданный им художественный мир. Так и на представленной гравюре художник изображает писателя в момент сотворения героев своих произведений, среди которых Нос, Городничий, Чичиков...

Чичиков у зеркала.
"... ах ты мордашка эдакой!.."

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души / ил. Марка Шагала. - Москва: Фортуна ЭЛ, 2004.

Бумага, картон, печать типографская, переплет.

26,7х20,6х1,8 см.

ДГ КП-1508

КД-408

В начале ХХ века меценату от искусства и коллекционеру Амбруазу Воллару приходит в голову мысль издавать высокохудожественные книги, привлекая к иллюстрированию живописцев, а не книжных графиков, так появляется направление "Livre d’artiste", что в переводе с французского означает "книга художника". В 1923-1925 годах Марк Захарович Шагал (1887-1985) по заказу Воллара создал серию офортов, посвященных поэме Гоголя "Мертвые души". В 1927 году художник подарил всю серию из 96 гравюр Государственной Третьяковской галерее, где они позже периодически выставлялись. Сама книга вышла лишь в 1948 году в издательском доме Териад лимитированным изданием. Напечатанные на бумаге ручной выделки с водяными знаками в количестве 368 штук, эти книги были лично подписаны Шагалом. Сегодня, спустя почти 70 лет с момента выпуска этой уникальной книги, есть возможность увидеть живо нарисованный визуальный комментарий. Близкое по духу Марку Шагалу сатирическое повествование Гоголя находит свое выражение в неожиданных для привыкшего к маслу и ярким краскам художника черно-белых офортах: "Мне кажется, что мне бы чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией". Данная книга с иллюстрациями Шагала выпущена издательством «Фортуна ЭЛ» в 2004 году в серии «Книжная коллекция».

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Чичиков в коричневой шинели. Вариант 1. Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Бумага, акварель, карандаш. 29х20 см.

ДГ КП-483

Г-249

Пятисерийный телевизионный фильм «Мертвые души», снятый в 1984 году, считается одной из лучших экранизаций поэмы Н. В. Гоголя. Режиссер Михаил Швейцер, как правило, выступал и в качестве сценариста. Режиссер за свой творческий путь не раз переносил произведения великих классиков на экран и к авторскому тексту относился всегда весьма бережно. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке. За костюмы в картине отвечала Нелли Фомина. Шились платья героев несколько месяцев. Внимание уделялось всему – от фасона до пуговиц. Прекрасно подобран актерский состав фильма. Актёры достоверно воплотили на экране образы колоритных гоголевских персонажей. Актер Александр Калягин блестяще справился с ролью афериста Павла Ивановича Чичикова. Сложно представить, кто из отечественных актеров смог бы сыграть Чичикова так, когда это сделал Калягин.

Гоголь Н.В. Книга. Мертвые души / Ил. С. Алимова. - Москва: Издательство "Правда", 1984

Бумага, картон, печать типографская, склеивание, ламинирование. 21,5х13,8х1,6 см.

ДГ КП-1422

КД-363

Одно из многочисленных изданий поэмы было проиллюстрировано замечательным художником Сергеем Алимовым, автором изобразительного пространства более чем ста книг. Гоголь - любимый писатель Алимова, и гоголевская тема его творчества содержательна и обширна. Первые рисунки по гоголевским произведениям «Нос» и «Портрет» были сделаны им ещё в 1960-е годы, затем последовали иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Игрокам», «Ревизору», «Женитьбе». С.А. Алимов: «Над Гоголем можно работать бесконечно, там находишь всё новые и новые вещи. Я сделал в 1973-1974 годах первые свои иллюстрации к „Мёртвым душам“. И, глядя на эти иллюстрации, я смотрю, что сейчас, переделав их, я несколько по-другому уже представляю, и для меня другим становится Гоголь...». Первое издание «Мёртвых душ» с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышло в 1971 году, переиздавалось оно множество раз.

Иллюстрация "Появление Чичикова" (№4) из серии шелкографий к поэме "Мертвые души". Художник: Алимов С.А.

Альбома шелкографий. Серия из сорока иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души".

Россия, г. Санкт-Петербург. Издательство "Вита Нова". 2012

Бумага акварельная, шелкография. 71х50; в свету 50х33,3 см.

ДГ КП-1701/6

Г-1745

Сергей Александрович Алимов (1938-2019) - художник кино, мультипликатор, книжный график. В 1963 году окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Преподавателями его были Ю.И. Пименов, Б.Н. Яковлев, И.П. Иванов-Вано. В 1962-1974 годы работал на киностудии «Союзмультфильм» художником-постановщиком, сотрудничал с Ф.С. Хитруком, В.А. Караваевым. С 1999 года - главный художник театра кукол им. Образцова. Автор иллюстраций более чем к 100 книгам, среди которых произведения Н. В. Гоголя. В 2011 году, по заказу издательства «Вита Нова», Алимов выполнил сорок иллюстраций к первому и второму тому «Мертвых душ», исполнив их в редкой тиражной, новой для него технике - шелкографии. Он изобразил всех героев и персонажей бессмертной поэмы, для всех находится свой оригинальный графический ключ к передаче характера. Чичиков с его страстью накопления, двуличностью, виртуозным умением приспосабливаться, обольщать окружающих, когда ему это нужно, предстаёт перед зрителем всегда в профиль, часто не видно даже его глаз, закрытых толстыми щёчками – и почти всегда он сжимает в руках свой заветный ларец, в котором находится всё самое важное для него – ценные бумаги, деньги… Контраст телесной мягкости и округлости и нависающего над щеками носа, похожего на клюв хищной птицы, дополняет ёмкую и точную характеристику этого персонажа - расчетливого дельца и бессовестного прохиндея, рядящегося в одежды всеобщего любимца.

Скульптура. Чичиков и Собакевич. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Автор модели: Асанбаев А.А., Автор росписи: Верчинский Д.Ф.

Россия, Московская обл. ПО "Гжель". 2015

Фарфор, позолота, роспись надглазурная. Выс. 31. шир. 34. гл. 16 см.

ДГ КП-2250

С-72

Автор модели скульптуры "Чичиков и Ноздрёв" - Азамат Асанбаев, работавший более десяти лет в ЗАО «Объединение Гжель». Его творческая биография складывалась среди керамистов дулёвского фарфора, таких как Калита Е.Е., Верчинский Д.Ф., Бржезицкая А.Д. Создал серию скульптурных работ, изображающих героев поэмы Н. В. Гоголя „Мертвые души“. Эта серия выполнена в характерной авторской манере, персонажи поэмы стилизованы под мультипликационных героев.

Данная скульптура иллюстрирует фрагмент V главы первого тома «Мертвых душ» - приезд Павла Ивановича Чичикова к помещику Собакевичу.

Скульптура малых форм. Чичиков. Автор формы: Неплюев В.В., Автор росписи: Жукова С.В.

Из серии скульптурных работ "Герои поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Россия, Московская обл. 2015

Фарфор, роспись подглазурная солью и кобальтом. 12,2х6,5х5 см.

ДГ КП-2343

С-78

Виктор Вячеславович Неплюев - известный скульптор и художник, работающий в технике гжели с пластикой малых форм. Жукова Светлана Васильевна окончила Гжельский Художественно - Промышленный Колледж. С 1987 г. работала художником в ЗАО "Объединение Гжель". С 1989 г. В. Неплюев и С. Жукова работают в соавторстве. Совместно создали серию скульптурных работ «Герои поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души“».

К списку выставок →

«После будущего» 23 Апреля 2021 —

22 апреля в Новом крыле открывается выставка «После будущего», на которой будут представлены работы студентов и выпускников московского Института современного искусства (ИСИ), куратор — художник, теоретик искусства и преподаватель ИСИ Станислав Шурипа

Экскурсия «Москва Маяковского» 21 Апреля в 19:00

Экскурсовод: Егор Сартаков — доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук, литературовед, научный сотрудник Дома Гоголя