Павел Никифоров. «Жизнь после жизни»

9 августа — 27 сентября 2020

О Событии

«Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас…»

                                                                     Иосиф Бродский

Фонд ГРАНИ представляет в Доме Гоголя выставку работ выдающегося живописца-мыслителя Павла Ивановича Никифорова, одного из наиболее самобытных российских авангардистов. В 2021 году будет отмечаться 80-летие со дня рождения этого художника-минималиста, чьё творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную палитру неофициального советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности. Знакомство с каждой работой мастера — это прочтение картины-послания, это обогащение новыми доселе не испытанными ощущениями, смыслами, знаками, философемами… Осмысление каждой экспозиции Мастера — повод поговорить не только о мировоззренческом принципе, лежащем в основе творческого подхода художника, но и попытка проследить метод, или эвристический принцип принятия им содержательно-композиционных решений. Это осмысление его дао — достичь максимума содержания, используя минимум изобразительных средств.  

Выпускника Строгановки Павла Никифорова называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным или успешным художником. Он, казалось, и не искал адекватной оценки своих работ — его целью было выразить себя с наибольшей искренностью и на пределе своих креативных возможностей. 

Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы. При этом автор отказывается от цвета, и рожденные его талантом образы напоминают скорее не живопись, а наскальные рисунки — предельно скупые, выразительные и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал или, скорее, оттенял лессировкой.

Вторую серию составляют более экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой. Одна из наиболее значимых картин данной серии — «Нота» — монохромна: белый цвет символизирует предельную чистоту не-цвета и звука.

На выставке экспонируются работы Никифорова из коллекции галереи АСТИ (Фонд ГРАНИ, Москва) и из частных коллекций. В «столкновении» противоположностей представлены главные концептуальные работы Мастера: мощь «Короля» и безысходность «Фатальности», сакральность «Чаши» и непоколебимая жестокость «Крестоносца». Космизм в картинах «Над миром» и «Букеты» сталкивается с закручивающимся пространством в «Спирали» (камерный женский портрет) и «Экстремуме» (обе — у московских коллекционеров). Павел Никифоров считал себя создателем новой абстрактной иконы: «Крест животворящий» и «Вход – выход». А в его «Свече» (одна из «визитных карточек» художника) Богоматерь, крест и свеча сливаются в едином образе. 

Максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее.

Ограниченный объём художественного наследия Павла Никифорова делает каждое его произведение поистине бесценным раритетом. Его творчество — мост, перекинутый из XX в XXI век. Лучше Анны Ахматовой не сформулируешь: 

Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошедшее тлеет…

Натэлла Войскунская
Куратор выставки
Директор Фонда ГРАНИ
Соредактор журнала 
«Третьяковская галерея»
Почетный член РАХ

АДРЕС: Никитский бульвар, д. 7 (м. Арбатская)
Выставочный зал «Дома Гоголя»
Время работы:
каждый день, кроме понедельника и вторника, с 12:00 до 19:00
Телефоны для справок: +7 495 697-26-02
Стоимость билета: 200 руб., 100 руб. — льготный

Поделиться
Яндекс.Метрика