«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

210 лет назад 16 февраля 1804 г. родился французский писатель и журналист Жюль Габриель Жанен [16.II.1804 — 19.VI.1874]

родился французский писатель и журналист Жюль Габриель Жанен [16.II.1804 — 19.VI.1874]

«Имя Жюля Жанена, которым пестрели все журналы и газеты 30-х годов, упоминается в журнальных статьях Гоголя. В „Современнике“ А. С. Пушкина Гоголь поместил коротенькую рецензию на „Сорок одну повесть лучших иностранных писателей“, в числе их и Жюль Жанен [Соч. Гоголя, т. V, с. 528.]. В черновых набросках статьи о журнальной литературе в 1834 и в 1835 гг., где Гоголь становится уже в позу строгого критика „неистовой“ поэтики, как поэтики „преувеличенного“ и „неестественного“, различая, однако, в ней „истинно хорошее“ и „наружную оболочку“, Жюль Жанен называется рядом с Бальзаком, Сю и Гюго [Соч. Гоголя, т. VI, с. 337.].

О более раннем знакомстве Гоголя с сочинениями Жанена, совпадающем по времени с выходом в свет перевода романа „Мертвый осел и обезглавленная женщина“, говорит П. В. Анненков: 

Надо сказать, что около 1832 года, когда я впервые познакомился с Гоголем, он дал всем своим товарищам по Нежинскому лицею и их приятелям прозвища, украсив их именами знаменитых французских писателей, которыми тогда восхищался весь Петербург. Не знаю, почему я получил титул Жюль Жанена, под которым и состоял до конца

[П. В. Анненков. Воспоминания и критические очерки, т. I. СПб., 1877, c. 173.].

Интерес Пушкина и его кружка к Ж. Жанену не мог не отразиться и на Гоголе. Есть сведения об одном общем замысле — Гоголя, Одоевского и Пушкина, близком по духу к поэтике Ж. Жанена. Предполагался альманах под заглавием „Тройчатка, или Альманах в три этажа“. <...>

Вся эта идея коллективного „романа“, посвященного изображению жизни столичного дома — в разных его этажах, вела литератора 30-х годов к тем главам „La confession“ Жанена (XLII–XLIII), которые к тому же были самим Жаненом выделены из романа (в „Revue de Paris“, 1830, т. XII) как наиболее яркая иллюстрация принципов новой поэтики, поэтики его школы.

У Гоголя, по-видимому, от этого предприятия сохранились неоконченные отрывки повести „Страшная рука“ из книги под названием „Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове, в 16 линии“ [Соч. Гоголя, т. V, стр. 95–97.]. По формам стиля они близки к „Невскому проспекту“. <...> ... Предположение о связи альманаха „Тройчатка“ с „Confession“ Ж. Жанена не исключено.

Таковы внешние номенклатурные факты. Эти вехи помогают отыскать внутренние отражения глубокой художественной заинтересованности Гоголя романом Жанена „L’ane mort et la femme guillotinee“».

[Виноградов В. В. Романтический натурализм: (Жюль Жанен и Гоголь) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 76–100.]

К списку событий

«Эпоха барокко» 24 Октября в 18:00

Лекция из цикла «Голоса истории».