«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

140 лет назад 9 февраля 1874 г. родился русский театральный режиссер и педагог Всеволод Эмильевич Мейерхольд [09.II.1874 — 02.II.1940]

родился русский театральный режиссер и педагог Всеволод Эмильевич Мейерхольд [09.II.1874 — 02.II.1940]

«„Ревизор“ — одна из самых знаменитых постановок Мейерхольда. Она была осуществлена мастером в октябре 1925 — 1926 годах. Премьера состоялась 9 декабря 1926 года. <...>

Трактовка пьесы у Мейерхольда существенно отличалась от традиционной. Как всегда, режиссер ставил перед собой не только художественную, но и идеологическую задачу

По его мнению пьеса была прекрасной иллюстрацией «старого мира», кривым зеркалом, в котором гипертрофировано показаны наиболее уродливые его элементы 

Мастер хотел осовременить пьесу не в плане сценической трактовки, а в плане идеологического посыла. Отсюда крайний символизм постановки, удивительным образом сочетающийся с потрясающей реалистичностью изображения. В подтекст „Ревизора“, который он хотел донести до зрителя, режиссер ввел мотив смерти, паноптикума как основной. Он ставил себе задачу показать гоголевских персонажей как кунсткамеру, страшный мертвый мир, в котором вполне уместны чертовщина, бесовщина, пренебрежение любыми человеческими нормами. Атмосфера спектакля должна была быть страшно-смешной, чтобы публика смеялась над персонажами, но никогда не захотела их возвращения в мир живых.

Эта установка задает тонус всего спектакля, в котором пресловутая мейерхольдовская антитеатральность перестает в гипертеатральность. Пространственное решение сцены, освещение, пластика актеров — все сделано так, чтобы изображаемый мир казался ирреальным, чуждым, и вместе с тем „до безобразия живым“.

По режиссерскому замыслу спектакль должен быть выстроен как мост к немой сцене — апогею постановки, в которой как раз наглядно раскрывается мотив паноптикума, кунсткамеры

Этот эпизод был решен Мейерхольдом весьма необычным образом — в последней мизансцене персонажи заменялись двойниками-манекенами.

В согласии с этим замыслом первый эпизод должен был стать первым мостком к финалу, неким зеркальным его отображением. Т. е. композиция спектакля мыслилась, как кольцевая.

Из этого следует его структура и сценическое построение.

В постановке Мейерхольд запретил делать широкие планы. Все эпизоды игрались на небольших выдвижных площадках, позволявших быстро менять декорации. Существовала как бы сцена в пространстве сцены. Все действие происходило „на 5 — 6 квадратных аршинах“. Поэтому актерам в спектакле было тесно. Соответственно, особое значение придавалось пластике и мимической игре».

[Альбрехт Т. «Ревизор» Мейерхольда: историческая реконструкция эпизода спектакля // Режим доступа: http://www.vostokinform.ru/skena/personality/rev_al/]

К списку событий

«Завтра была война» () 22 Июня в 15:00

22 июня 2017 года в 15:00 в музыкально-театральной гостиной «Дома Гоголя» состоится кинолекторий, посвященный фильму «Завтра была война» и приуроченный ко Дню памяти и скорби.