Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

95 лет назад 5 февраля 1919 г. скончался русский религиозный философ и литературный критик Василий Васильевич Розанов [02.V.1856 — 05.II.1919]

скончался русский религиозный философ и литературный критик Василий Васильевич Розанов [02.V.1856 — 05.II.1919]

«Гоголь, считает Розанов, был „гениальный живописец внешних форм и изображению их, к чему одному был способен, придал каким-то волшебством такую жизненность, почти скульптурность, что никто не заметил, как за этими формами ничего, в сущности, не скрывается, нет никакой души, нет того, кто бы носил их“. То есть Розанов изначально обращает внимание на несовпадение формы и содержания в произведениях Гоголя. Форма, по его мнению, прекрасна, а содержание ничтожно в силу того, что Гоголю не удалось изобразить самое главное — живую человеческую душу со всеми ее страстями и страданиями. Потому и возникают у Розанова многочисленные претензии к творчеству писателя: „Пусть изображаемое им общество было дурно и низко, пусть оно заслуживало осмеяния: но разве уже не из людей оно состояло? Разве для него уже исчезли великие моменты смерти и рождения, общие для всего живого чувства любви и ненависти?“ Если признать правоту Гоголя, считает Розанов, то окажется, что в жизни человека ничего нет — ни надежд, ни упований, ни достойного труда, ни любви, ни семейных привязанностей и что вся жизнь сводится исключительно к приобретательству. <...>

Смех... становится онтологически неприемлемым: 

Смех есть вообще недостойное отношение к жизни, — вот почему я отрицаю Гоголя. Боже! — даже улыбнуться над жизнью — страшно. Жизнь, вся жизнь, всякая жизнь — божественна. И не любить жизни — значит не любить Бога. Вот отчего весь Гоголь или все существо Гоголя есть грех. Прекрасный грех, — не отрицаю. Но кто же будет настаивать на прекрасном грехе <...>

Собственная полемика Розанова с Гоголем... воспринимается им в религиозном контексте: „... через всю мою литературную деятельность проходит борьба с Гоголем, и ни о ком столько моя душа не страдала, и ни над кем из писателей столько душа не трудилась. Да ведь и он — единственный... Ни в одной литературе нет Гоголя. Он — страшный. И вот около этого “Страха” я все хожу и обдумываю. 24 года. Нельзя не сказать, что это даже добродетельно. Мой труд о Гоголе есть добродетельный. Именно — труд. Работа. Забота“. И в то же время Розанов осознает всю незначительность своих усилий, всю несоразмерность своего дара с гоголевским словесным мастерством: „Я раб, взбунтовавшийся против своего господина. У меня нет ума его, его гения... Бороться с ним я не могу, с его схемами, с его обобщениями“».

[Голубкова А. ...Вот почему я отрицаю Гоголя // Октябрь. — 2006. — № 6. — С. 176–181.]

К списку событий

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 16 Декабря в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений»