«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

130 лет назад 1 февраля 1884 г. родился русский писатель и публицист Евгений Иванович Замятин [01.II.1884 — 10.III.1837]

родился русский писатель и публицист Евгений Иванович Замятин [01.II.1884 — 10.III.1837]

«О детстве Замятин писал: <...> „Рос под роялем: мать — хорошая музыкантша. Гоголя в четыре — уже читал“. Дальше с особым чувством опять о Гоголе <...>: 

До сих пор помню дрожь от Неточки Незвановой Достоевского, от тургеневской «Первой любви». Это были — старшие и, пожалуй, страшные; Гоголь был другом

[Крусанов П. «Шинель» Замятина // Литературная матрица: Учебник, написанный писателями. XX век: сборник. / СПб.: Лимбус Пресс, 2011.]

«Выступивший как смелый экспериментатор в области драматургии Е. И. Замятин учился у Гоголя, своего любимого писателя, мастерству сатирической типизации, искусству восприятия мира как вечной трагикомедии. Природа гоголевской драматургии, моделирующей образ мира через сдвиг, деформацию, смещение привычных пропорций, отвечала идее художественно-философского синтеза, заявленной писателем в его концепции нового искусства. Не случайно, разъясняя принципы неореализма, художник в целом ряде статей 1920–30-х гг. обращался к имени Гоголя. „Для Замятина творчество Гоголя было живым “сотворчеством”. На него писатель ориентировался, из него черпал вдохновение, его идеи продолжал и совершенствовал, его именем оперировал в литературной полемике, его глазами пытался увидеть “новую Россию”“ [Попова И. М. «Чужое слово» в творчестве Е. И. Замятина. Тамбов. 1997. — С. 7.].

„Гоголевский взгляд» па мир и человека отчетливо проявился в комедиях Е. И. Замятина „Блоха“ (1925) и„Африканский гость“ (1929–1930). Обе пьесы носят подчеркнуто условный, гротескный характер, открыто обнажающий природу театральной игры. Эта игровая установка реализуется в принципе двойной театральности комедий, создаваемой посредством обнаженного приема „театр в театре“. Так, в„Африканском госте“ действие разворачивается как импровизированный спектакль, срежиссированный главным героем Витькой Жудрой по мотивам гоголевской „Женитьбы“. На это указывало и жанровое определение пьесы, являющееся знаком эксплицированной классической традиции: „невероятное происшествие в 3-х частях“. 

Подобно Гоголю, Замятин в основу сюжета своей комедии берет «чисто русский анекдот», из которого вырастает абсурдная сюжетная линия сватовства, соперничества женихов. <...>

Как и Гоголь, Замятин использует водевильные и фарсовые приемы, усиливающие чувство абсурдности происходящего. Однако если в комедиях „Ревизор“ и „Женитьба“ драматург, прибегая к этим приемам, лишал их традиционного содержания, переосмысливал и пародировал, оставляя только формальные признаки, то для Замятина эти формы грубой комики значимы сами по себе. Плут, главенствующий в фарсе, всегда движим какой-то определенной целью, его действия имеют вполне очевидные мотивы». [Воробьева Т. Л. «Женитьба» Н. В. Гоголя и развитие русской комедии 1920-х годов // Вестник Томского гос. ун-та. 2004. № 282.]

К списку событий

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 28 Октября в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений».