«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

150 лет назад 31 января 1864 г. скончался русский писатель и литературный критик Александр Васильевич Дружинин [20.X.1824 — 31.I.1864]

скончался русский писатель и литературный критик Александр Васильевич Дружинин [20.X.1824 — 31.I.1864]

«...В целом ряде статей и заметок он [Дружинин. — Прим.] не только выступает против натуральной школы, но старается развенчать самого Гоголя.

Борьба Дружинина с Гоголем и его влиянием представляет собой весьма интересный эпизод в истории русской литературы, на котором стоит остановиться подробнее. Дружинин в эти годы [середина XIX в. — Прим.] выступал как искусный апологет дворянского эстетизма и аполитичности в литературе. 

Дружинин не отрицал Гоголя как художника; больше того, — на страницах "Современника" Дружинин время от времени превозносил Гоголя, не забывая однако при этом ни разу упомянуть, что Гоголь — писатель неподражаемый и образцом для других писателей служить не может

На страницах же "Библиотеки для чтения" Дружинин высказывался гораздо откровеннее и нападал на второстепенных писателей-натуралистов, "рабских подражателей Гоголя", без конца описывающих, "как Сидор Васильевич покупает печенку на базаре", "как Петр Васильевич плюет на руку и приглаживает ею свои волосы" и "как Иван Онуфриевич страдает геморроем и переписывает бумаги". [А. В. Дружинин. Собр. соч., т. VI, с. 637; впервые в «Библиотеке для чтения», 1852, № 5.].

"Кому неизвестно",— читаем мы в одном из "Писем иногороднего подписчика" Дружинина, "что из всех новых писателей Гоголь всего менее вдохновляет подражателей и дает им всего менее простора: оригинал так полон, свеж, жив в общей памяти, что прибавлять к нему ровно нечего

 Есть много поэтов, будто созданных на то, чтоб вводить в беду своих подражателей, и Гоголь из их числа — попробуйте припомнить, сколько романистов, драматургов и нувеллистов бросились по следам автора «Мертвых душ» и только показали свое бессилие, только изнурили себя бесплодною и безобразною копировкою!" [А. В. Дружинин. Собр. соч., т. VI, с. 639, впервые в «Библиотеке для чтения», 1852, «Письма иногороднего подписчика», письмо 28-е.].

Дружинин, однако, не ограничивался подобно Аполлону Григорьеву изоляцией Гоголя от его последователей. С течением времени, по мере того как "критическое, сатирическое и натуралистическое течение в русской литературе" (выражение Дружинина) усиливается, по мере того как становится ясно, что позиции дворянского безидейного эстетизма не так уж прочны в литературе, Дружинин меняет тактику: он пробует переоценить и самого Гоголя. В 1855 г. выходит в свет полное собрание сочинений Пушкина в издании Анненкова. Для Дружинина, посвятившего этому изданию большую статью, это было превосходным поводом, чтобы противопоставить Гоголю Пушкина.

И вот Дружинин ставит вопрос о сравнительной ценности Пушкина и Гоголя для русской литературы и решает этот вопрос всецело в духе дворянской эстетики, требующей идеализации и эстетизирования этой действительности

Он превозносит Пушкина именно за то, что в его произведениях нет "сатиры и карающего юмора". Вопрос же о сравнительной ценности Пушкина и Гоголя Дружинин разрешает так: "...Пушкин не раз спускался в рудники, из которых добывал свое золото Гоголь, между тем как муза самого Гоголя не могла и не смела никогда заноситься на ту мировую высоту, куда был во всякое время свободный доступ музе Пушкина". [А. В. Дружинин. Собр. соч., т. VII, с. 57 — 58.]».

[Берлинер Г. О. <Чернышевский и Гоголь> // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования / АН СССР. Ин-т рус. лит.; Под ред. В. В. Гиппиуса; Отв. ред. Ю. Г. Оксман — М.; Л: Изд-во АН СССР., 1936.— (Лит. архив).]

К списку событий

«Доживём до понедельника» (1968) 01 Сентября в 15:00

Кинолекторий ко Дню знаний.