Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

80 лет назад 8 января 1934 г. скончался русский писатель и поэт Андрей Белый [26.X.1880 — 08.I.1934]

скончался русский писатель и поэт Андрей Белый [26.X.1880 — 08.I.1934]

«Исследование» «Мастерство Гоголя» (изд. в 1934) явилось итоговым трудом в литературоведческом и литературно-критическом наследии А. Белого. <...>

Практикуемый Белым метод тщательной «ощупи состава слов» позволяет ему основательно рассмотреть центральные фрагменты гоголевской морфологии: глаголы, мир эпитетов, «язык существительных»

В стиле Гоголя автор отмечает тенденцию к заметному «увеличению энергии глагольного действия», которая придает динамику художественной картине мира, насыщает, как об этом много размышлял сам Белый в своих теоретических построениях, «образ видимости» «образом переживания». Он разглядел, что, создавая особую оптику художественного зрения, Гоголь «срывает с места предметы, обычно пребывающие в неподвижности», вследствие чего возникают оригинальные формы глагольного словоупотребления: «пошли писать версты», «дорога мчалась по следам его», «пруд тронул искрами», «рассыпалась избами деревня»... <...> ...Сам русский язык выглядит под пером Гоголя «футуристом и заумником», что «Гоголь становится футуристом до футуристов, овладевая ритмами народной метаморфозы приставок и окончаний».

Стремление осознать Гоголя-речетворца как предтечу эстетических экспериментов новейшей эпохи оказывается актуальным и в разделе об эпитетах, нередко «сочетающих пушкинскую простоту с протонченным изыском лучших стилистов ХХ века». <...>

В разделе о «языке существительных», которым отведена функция «кристаллизаторов слога», центральным становится тезис об особом гоголевском многоязычии, рождающемся из смешения украинского с «местными великорусскими говорами», архаизмами, неологизмами, из «высокопарицы канцелярского слога», элементов «технических языков», из взаимопроникновения «мещанского жаргона с мелкопоместным и провинциально-чиновным»: «Из пестрого месива Гоголь вываривает свой язык, которого руссицизмы, украинизмы и полонизмы переходят подчас в грамматику, не оправдываемую никакой грамматикой». «Нестроица его существительных» служит залогом «остраннения» всего авторского идиостиля и, как следствие, существенных изменений в русской литературной речи в целом. <...>

Из наиболее значимых для прозы Гоголя тропов Белым изучены прежде всего гипербола и сравнение <...>

В понимании Белого, Гоголь стал одним из первых творцов орнаментальной прозы в русской литературе, ибо звуковые, ритмические лейтмотивы («орнамент звуков») едва ли не первенствуют в его текстах перед сюжетом и прочими изобразительно-выразительными ресурсами: сама «речевая ткань Гоголя — слияние ассонансов, аллитераций, градация переливающихся друг в друга звуковых групп».

[Ничипоров И. А. Белый о речевом мастерстве Н. В. Гоголя // Пушкинские чтения — 2009. Материалы ХIV Междунар. науч. конф. Пушкинские чтения / под общ. ред. В. Н. Скворцова; отв ред. Т. В. Мальцева. — СПб.: ЛГУ, 2009. — C. 28  34.]

К списку событий

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 16 Декабря в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений»

«Ваш отзыв очень важен для нас»

Выставка, посвященная интернет-отзывам на классическую литературу