«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

190 лет назад в январе 1824 г. Николай Гоголь активно участвует в постановке спектаклей в Нежинской гимназии высших наук

Николай Гоголь активно участвует в постановке спектаклей в Нежинской гимназии высших наук

«В жизни Нежинской гимназии школьные спектакли, устраивавшиеся на праздниках, занимали особенно большое место. Организатором, душой этих школьных постановок был Гоголь. На сцене нежинского гимназического театра ставились и бытовые комедии из украинской жизни на украинском языке. Театральные представления особенно широкий размах получили в зимние каникулы 1827 года, при Белоусове и Шаполинском, поощрявших это увлечение гимназистов. В письме к матери от 26 февраля 1827 года Гоголь сообщает: "Масленицу... всю неделю веселились без устали.

Четыре дня сряду был у нас театр, и, к чести нашей, признали единогласно, что из провинциальных театров ни один не годится против нашего 

Правда, играли все прекрасно. Две французские пиесы, соч. Мольера и Флориана, одну немецкую, соч. Коцебу, русские: „Недоросль“, соч. Фонвизина, „Неудачный примиритель“ Княжнина, „Лукавин“ Писарева и „Береговое право“, соч. Коцебу. Декорации были отличные, освещение великолепное, посетителей много и все приезжие, и все с отличным вкусом. Музыка тоже состояла из наших: восемнадцать увертюр Россини, Вебера и других были разыграны превосходно!" [П. Кулиш, Записки о жизни Н. В. Гоголя, СПб. 1856, т. I, стр. 35.]

Гоголь был не только главным вдохновителем театральных постановок, их режиссером, декоратором, костюмером, но и артистом-исполнителем. Об его актерском таланте, остроумном и блестящем исполнении комических, бытовых ролей единодушно рассказывают сотоварищи Гоголя по гимназии, на всю жизнь запомнившие нежинские спектакли. "Играли мы, — вспоминает К. Базили, — трагедии Озерова, „Эдипа“ и „Фингала“, водевили, какую-то малороссийскую пьесу, сочиненную тогда же Гоголем, от которой публика надрывалась со смеху. Но удачнее всего давалась у нас комедия Фонвизина „Недоросль“. Видал я эту пьесу и в Москве и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь" [В. Шенрок, Материалы для биографии Гоголя, М. 1892, т. I, стр. 241.].

Театральные представления послужили поводом и для ожесточенных нападок реакционной части профессоров, видевшей в них проявление вольнодумства учащихся и нарушение казенной рутины 

Никольский представил 16 апреля 1827 года длиннейший рапорт, в котором требовал запрещения театральных представлений и указывал на "вред", ими приносимый. Он особенно негодовал, что пьесы, шедшие на школьной сцене, выбирались независимо от гимназического начальства и ставились с "собственными дополнениями". Другой реакционный профессор — Билевич спровоцировал скандал, пытаясь помешать устройству спектаклей. Застав Гоголя с товарищами закрывшимися в зале, где они готовили спектакль, Билевич усмотрел в этом бунтарский поступок и писал о Гоголе в своем рапорте от 2 октября 1827 года, что тот "...вместо должного вины своей сознания начал с необыкновенною дерзостью отвечать мне разные свои суждения, и притом более чем позволяли ученические границы благопристойности"  [Лицей кн. Безбородко, изд. 2-е, СПб. 1881, стр. 59.]. "Дерзость", так поразившая Билевича, характеризует не только горячее увлечение Гоголя театром, но и независимость его поведения».

[Степанов Н.Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь.— 2-е изд.― М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959.]

К списку событий

«Волшебник страны Оз» (1939) 12 Июля в 15:00

12 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с американским музыкальным фильмом-сказкой 1939 года производства студии «MGM» — «Волшебник страны Оз».