Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

150 лет назад 24 декабря 1863 г. скончался английский писатель-сатирик Уильям Мейкпис Теккерей (18.VII.1811 — 24.XII.1863)

скончался английский писатель-сатирик Уильям Мейкпис Теккерей (18.VII.1811 — 24.XII.1863)

«<...> Архетип героя-плута играет одну из заметных ролей в европейской литературе XVII-XVIII веков; наиболее яркое и во многом новаторское воплощение в первой половине XIX в. он <...> получил именно у Теккерея и Гоголя. Основной момент, сближающий их произведения в аспекте обращения к герою-плуту, заключается в масштабности замысла. 

Хотя «Мертвые души» стали финалом творческого пути Гоголя, а «Ярмарка тщеславия», напротив, началом большой писательской карьеры Теккерея, оба произведения являются magnum opus своих авторов

При этом подчеркивается, что поэма Гоголя и роман Теккерея не являются некими отголосками или рецидивами пикарески, неожиданно возникшими в 40-е годы XIX века. Оба произведения не претендуют на более близкое сношение с этим жанром, чем в освоении некоторых элементов пикарескной традиции. Ключевыми фигурами в аспекте этого освоения являются Ребекка Шарп и Чичиков. Сущность этих персонажей определяет жанрово-композиционные особенности произведения, а также позицию авторов и их повествовательную манеру.

<...> Образы Ребекки и Чичикова во многом походят на плутов из классической пикарески. Их деятельность непременно сопрягается с фактами их биографии. Раннее взросление закаляет их морально и подчеркивает их отличие от любой другой фигуры в отдельно взятой среде, их отчуждение и непреходящее одиночество индивидуальности. В то же время, они так или иначе находятся в самом центре событий, привлекая внимание своей бурной деятельностью. Вместе с тем, их «возвышение» над «классической» фигурой плута видится нам их главным типологическим сходством. Их отличие от канонических пикаро состоит в их четкой мотивированности, у последних отсутствовавшей, что ставило под сомнение целостность плутовской фигуры. Во многом поэтому композиции пикарески зачастую характер калейдоскопический событийный ряд, позволявший строить повествование до бесконечности. 

Стремление Бекки вступить в выгодный брак, а Чичикова — обогатится с помощью аферы с мертвыми душами, во многом определяет архитектонику обоих произведений и характер взаимодействия стержневых персонажей со средой

Ребекка разворачивает свою деятельность среди семейств Седли, Кроули и Осборнов; Чичиков в рамках реализации своего плана наносит визиты помещикам. Другой разрыв с традицией пикарески состоит в высокой степени социализации обоих персонажей: они идеально вписываются в изображенный авторами социум. М. М. Бахтин, отмечая важность образа плута, говорил о его непосредственной близости к картинам частной жизни на правах «третьего лица», характерных, например, для слуги. Ю. В. Манн уточнял, что Чичиков, в силу своего статуса — скорее, «второе лицо». Ребекка, в свою очередь, стремится превратиться из «третьего лица» во «второе»; рано или поздно ей это удается".

[Ломакин С. В. Уильям Теккерей и русская литература 40-60 гг. XIX в.: оценки в критике и типологические связи.: Автореф. ... дис. канд. филол. наук. — М., 2012. — 26 с.]

К списку событий

«Эпоха барокко. Живопись и скульптура» 21 Ноября в 18:00

Лекция из цикла «Голоса истории».