Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

80 лет назад 7 августа 1938 г. скончался русский театральный режиссёр, актёр и педагог Константин Сергеевич Станиславский [17.I.1863 — 7.VIII.1938]

скончался русский театральный режиссёр, актёр и педагог Константин Сергеевич Станиславский [17.I.1863 — 7.VIII.1938]

Принято считать, что взгляды Гоголя на искусство сцены четко ограничены кругом вопросов внутренней и внешней техники актерского мастерства. Мнение это, прочно укоренившееся в теории и практике театра, представляет в крайне обедненном виде гениальное творческое наследие смелого реформатора русской сцены.

Содержание учения Гоголя не укладывается в узкие рамки азбуки актерского мастерства. Его театральные воззрения явились теоретической основой построения нового театра

Они означали решительный разрыв со всем строем театра старого типа, в них провозглашались новые эстетические принципы сценического искусства. Гоголю важно было дать в руки актера правильные приемы работы над ролью, установить для него законы сценического творчества. С этого и начиналась система Гоголя. Идея ее возникла в малом творческом опыте актера-Гоголя как результат его глубоких раздумий в процессе работы над ролью. Но, положив начало системе, он не мог уже остановиться на полпути, не мог ограничить свои творческие искания. Его вели вперед большие, окрыляющие цели. Он знал, во имя чего и для какой конечной задачи необходимо добиваться от актера мастерского исполнения роли.

Система Гоголя ведет актера и режиссера к созданию спектакля

Как бы хорошо ни была сделана актером его роль, она всего еще не решает. Судьбу театра решает, прежде всего, хорошо поставленный, содержательный спектакль. К нему-то, как к конечной цели творческого процесса театра, целеустремленно направлено сквозное действие («гвоздь») системы. Именно поэтому театральные взгляды Гоголя и признаны как теория театрального искусства. Гоголь обосновал в своей системе принципы построения спектакля, разработал важнейшие проблемы режиссерского творчества.

Гоголь положил начало принципиально новому этапу в истории русской режиссуры и отметил появление на русской сцене нового типа режиссера. Это было крупнейшее и принципиальное завоевание русской театральной культуры, сказавшееся на всем ее дальнейшем развитии. Из второстепенной и малозначительной фигуры режиссер вырастал в организатора творческого процесса, в идейного руководителя театра. Такого понимания профессии режиссера еще не знала русская сцена.

«Один только первоклассный актер-художник (Слово „актер“ здесь вполне может быть заменено на „режиссер“ — Прим. авт.), — пишет Гоголь, — может сделать хороший выбор пьесы, дать им строгую сортировку, один он знает тайну, как производить репетиции, понимать, как важны частые считовки, и полные подготовительные повторения пиесы. Он даже не позволит актеру выучить роль у себя на дому, но сделает так, чтобы все выучилось ими сообща, и роль вошла сама собою в голову во время репетиции, так, чтобы всяк, окруженный тут же обстанавливающими обстоятельствами, уже невольно от одного соприкосновения с ними слышал верный тон своей роли».

В этих словах Гоголь определил суть режиссерского новшества: главнейшей функцией режиссера становилось идейное истолкование пьесы

Савостьянов А. И. Гоголь-режиссёр // Савостьянов А. И. Гоголь и Станиславский. Эволюция идей русского театра: Научно-методическое пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014.

К списку событий

«Усадьба Спасское. Н.В. Гоголь и А.О. Смирнова-Россет» () 20 Ноября в 19:00

В рамках проекта «Гоголь и его эпоха»