Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

345 лет назад 17 февраля 1673 г. скончался французский драматург, комедиограф и актер Мольер (Жан-Батист Поклен) [15.I.1622 — 17.II.1673]

скончался французский драматург, комедиограф и актер Мольер (Жан-Батист Поклен) [15.I.1622 — 17.II.1673]

Из мемуаров П. В. Анненкова: «Пушкин, — вспоминал Гоголь, — дал мне порядочный выговор и крепко побранил за Мольера. Я сказал, что интрига у него почти одинакова и пружины схожи между собой. Тут он меня поймал и объяснил, что писатель, как Мольер, надобности не имеет в пружинах и интригах, что в великих писателях нечего смотреть на форму и что куда бы он ни положил добро свое, — бери его, а не ломайся». Этот свой взгляд на Мольера Гоголь выразил в первой редакции статьи «Петербургская сцена». Характеризуя современное состояние театра и драматургии, он писал здесь: «Сам Мольер, талант истинный, талант, который, явившись в нынешнее время, изгнал бы нынешнюю бродящую беззаконную драму, — сам Мольер на сцене теперь длинен, со сцены скучен. Его план обдуман искусно, но он обдуман по законам старым, по одному и тому же образцу, действие пиесы слишком чинно, составлено независимо от века и тогдашнего времени, а между тем характеры многих именно принадлежали к его веку». Из окончательной редакции статьи эта характеристика Мольера исключена. Хотя «пружины» и «интрига» пьес великого французского драматурга, по-видимому, как и раньше, не удовлетворяли Гоголя, теперь он обращает свой взгляд прежде всего на характеры Мольера, через которые, по его мысли, осуществлялась связь мольеровской драматургии с современностью. Протестуя против засилья на русской сцене мелодрамы и водевиля и апеллируя к авторитету драматических гениев прошлого, Гоголь восклицает:

О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в такой полноте развивал свои характеры, так глубоко следил все тени их

Идейное содержание «Ревизора» нашло свое выражение в сюжете комедии, в отборе из бесчисленных житейских случаев именно тех, которые наиболее полно передавали существенные черты действительности. Этим комедия Гоголя отличалась от комедий его предшественников. Самая ситуация, при которой один из героев пьесы принимается за другое лицо или сам выдает себя за другое лицо, имеет давнюю традицию в мировой литературе. Подобная ситуация неоднократно использована в комедиях Мольера («Смешные жеманницы», «Господин Пурсоньяк», «Мнимый больной»). Не раз эта ситуация «неузнавания» встречается и в русской комедии. В «Уроке дочкам» Крылова (1807), — в сущности, аналогичная сюжетная ситуация. У Мольера появление Маскарильи (в «Смешных жеманницах») мотивировано лишь комической ситуацией — никакой широкой социальной сферы за этим нет. Переодевание, фарсовые ситуации, традиционные побои, внезапное унижение привередливых жеманниц и поучительная мораль — таковы основные особенности комедии Мольера, решавшего свою пьесу в духе буффонады, тогда как у Гоголя необычайно полное воспроизведение социальной среды, типическая жизненность характеров, психологическая мотивированность всех ситуаций.

У Мольера сюжет (помимо его психологической немотивированности) ограничен внешними событиями. Он верно нашел смешную сторону в привередливых кичливых жеманницах и едко их высмеял. У Гоголя сюжет необычайно широкого охвата и обобщения: он далеко выходит за пределы изображения жизни провинциального города и смешного приключения столичной фитюльки.

Гоголь против пьес, построенных на одной внешней занимательности, против комедии интриги

Он считает, что сюжет должен выражать «законы» общества: «Нынешняя драма показала стремление вывести законы действий из нашего же общества. Чтобы заметить общие элементы нашего общества, двигающие его пружины, — для этого нужно быть великому таланту» (VIII, 555). Условную схему мольеровской комедии Гоголь не только наполняет новым жизненным, конкретным материалом, но и решительно преображает ее. Сюжетные перипетии, неожиданные комические ситуации для Гоголя отнюдь не являются самоцелью. Они оправданы и мотивированы самым развитием действия, столкновением различных характеров, особенно полно раскрывающихся именно в этих коллизиях. То, что было у Мольера традиционным комическим приемом, фарсовой традицией, у Гоголя стало средством сатирического заострения, раскрытия характеров.

Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Пушкин и Гоголь в 1831–1836 годах // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — Т. 6. Реализм Пушкина и литература его времени. — С. 197–228.

Степанов Н. Л. Искусство Гоголя-драматурга. — М.: Искусство, 1964.

К списку событий

«Просите, и будет вам» (1991) 14 Марта в 15:00

Дню православной книги посвящается

«Ваш отзыв очень важен для нас»

Выставка, посвященная интернет-отзывам на классическую литературу