Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

145 лет назад 4 февраля 1873 г. родился русский писатель, прозаик и публицист Михаил Михайлович Пришвин [4.II.1873 — 16.I.1954]

родился русский писатель, прозаик и публицист Михаил Михайлович Пришвин [4.II.1873 — 16.I.1954]

Гоголь для Пришвина — писатель особый, почти сакральный, непостижимый, писатель запредельной тайны, с которым рядом поставить некого: Бывает, я подумаю про себя: «Чем мои детские и охотничьи рассказы хуже толстовских и чем мой Курымушка хуже его „Детства и отрочества?“. Возможно, когда я возьму в руки книги Толстого, я и оробею, но не скрою, однако, случалось, мелькало такое в голове. Но если спросят меня: „А можешь ли как Гоголь?“ Тогда при этом имени от меня как от писателя ничего не остается, тут что-то действительно для меня вне категорий. Из всего этого выходит вовсе не то, что Гоголь выше Толстого, и что по характеру своего дарования я сосед Толстому, привык к нему и сужу его по-соседски, по-родственному. Напротив, Гоголь постиг мир средствами, не доступными мне, и оттого мне кажется, я простой смертный, он — бог». <...>

Пришвин, утверждавший, что главное назначение писателя — «быть современным», выделяет Гоголя именно потому, что он обладал могучим, «подвижным» талантом преображения жизни, талантом, востребованным даже в самые тяжелые времена

Сравнивая Гоголя с Аксаковым, писателем, которого Пришвин глубоко любил, он тем не менее, подчеркивает преимущество Гоголя: «Два раскрытия полюса жизни: Аксаков и Гоголь. Удивительно, что оба тяготели друг к другу. Один писал гениально о том, что было, другой гениально о том, чего не было.» <...>

Попытку Гоголя осудить свое творчество с точки зрения высшей правды — религиозно-этической, Пришвин рассматривал как разрушение глубинных основ личности, как измену «творческому поведению» художника: «Русские писатели (классики) все были писатели с поведением и до того, что „поведение“ иногда обращалось против самого писательства (Гоголь, Глеб Успенский)». Личную трагедию Гоголя Пришвин воспринимал как «способ логическим путем сократить путь своего таланта». <...>

Гоголь для Пришвина был парадоксален в силу того, что, с одной стороны, в своем творчестве «сгустил зло и оно стало жить», а с другой — умел подвергнуть зло мира обличительному осмыслению: «Не очень давно шевельнулось во мне особое чувство перехода от поэзии к жизни, как будто долго, долго я шел по берегу реки, и на моем берегу была поэзия, а на том жизнь. Так я дошел до мостика, незаметно перебрался на ту сторону, и там оказалось, что сущность жизни есть тоже поэзия, или, вернее, что, конечно, поэзия есть жизнь... но поэзию человек может сгустить в жизнь, т. е. что сущность поэзии и жизни одна, как сущность летучего и твердого воздуха. <...>

И в то же время в миниатюре «Мастер смеха», посвященной Гоголю-сатирику, писатель, в представлении Пришвина, выступает как художник жизнеутверждающего начала: 

Если хочешь смеяться до слез, до колик, до упаду, то над чем же больше смеяться, как не над самим собой, потому что исподняя, смешная сторона всех поступков налицо...

Но мы не смеемся над самим собой — это невозможно. Есть один выход из этого: свое смешное увидеть в другом, показывать, на это глядеть и хохотать. Первым мастером такого смеха был у нас Гоголь

Пришвина волновали глубокие, провидческие мысли Гоголя о России. Он считал, что Гоголь «мистически», «как бы со стороны» смотрел на Россию: «Когда говорят о детях, как о цветах, то значит, в глубине себя исходят от своих детей, от собственного своего чувства жизни. Само собой поводом могут быть и чужие дети, в которых выражается и свое чувство жизни. Но бывает взгляд на детей как бы со стороны и как на чужих, тогда через лицо ребенка просвечивают бесчисленные пороки его предков. Эти дети очень страшны. Вообще это прозрение очень страшно. У меня это было лишь раз (мистически), а так для всех это понятно, если смотреть на детей беспризорных.

Гоголь такими глазами смотрел на русских».

Гоголь Николай Васильевич // Борисова Н. В. Михаил Пришвин — диалоги с эпохой. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008.

К списку событий

«Усадьба Спасское. Н.В. Гоголь и А.О. Смирнова-Россет» () 20 Ноября в 19:00

В рамках проекта «Гоголь и его эпоха»

«На краешке чужого гнезда»

В читальном зале «Дома Гоголя» открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева и 175-летию первой встречи писателя с Полиной Виардо