Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

140 лет назад 30 января 1878 г. родился русский революционер, литературовед и педагог Василий Алексеевич Десницкий [30.I.1878 — 22.IX.1958]

родился русский революционер, литературовед и педагог Василий Алексеевич Десницкий [30.I.1878 — 22.IX.1958]

Процесс изучения и осмысления творчества Пушкина и Гоголя, двух величайших художников слова дореформенной России, процесс социального освоения их наследия протекал далеко не одинаково. Пушкин — поэт утверждения, радостного приятия жизни, полновластный наследник высших достижений европейского просвещения заката феодализма, вдумчиво, но без страха наблюдавший буржуазное перерождение своего класса, органически вошел в слагавшуюся культуру новой буржуазной России. <...>

Иначе протекал процесс освоения гоголевского наследия, а в связи с этим и процесс изучения жизни и творчества Гоголя.

Уже с Белинского Гоголь воспринимался как родоначальник «совершенно нового направления» в русской литературе. Это новое — обнаженная социальная направленность творчества Гоголя, критическое отношение Гоголя к современной действительности

Еще кн. Вяземский писал о Гоголе: «Он первый, особенно Мертвыми душами, дал оседлость у нас литературе укорительной, желчной и, между тем, мелко-придирчивой. Все за ним, надбавляя над подлинником, бросились унижать, безобразить человека и общество, злословить их, доносить на них» и т. д.; отсюда у Вяземского и положительное отношение к «Выбранным местам из переписки». Ап. Григорьев, предваряя Достоевского, противопоставлял Пушкина Гоголю: «Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии. Гоголь явился только меркою наших антипатий и живым органом их законности, поэтом чисто отрицательным». Достоевский в «Дневнике писателя» говорит по поводу персонажей «Мертвых душ»: «Эти изображения... почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». <...>

Буржуазной культуре второй половины XIX в. и начала XX в. пришлось не столько освоять Гоголя, сколько преодолевать его. Отсюда — в изучении гоголевского наследия нет спокойствия, нет той прямолинейной последовательности, нет того единства движения к «национальному» осознанию Гоголя, которое мы — с необходимыми ограничениями — видим в создании культа Пушкина как «всенародного» поэта. Трагическая «раздвоенность» Гоголя, направленность его смеха не только по адресу «существователей», но и по адресу «приобретателей», мешала буржуазии целиком и полностью включить гоголевское наследие в святая святых своей культуры. Такое отношение к Гоголю, к социальной сущности его творчества, нашло, несомненно, свое выражение и в изучении гоголевского наследия, в осмыслении его жизненного «подвига». Нашло, разумеется, не в открытой постановке вопроса, а в затушевывании реальной сущности его содержания, в длительных и многообразных попытках свести социальную сложную проблему к той или иной вариации трагедии гениальной личности.

Десницкий В.А. Задачи изучения жизни и творчества Гоголя // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования / АН СССР. Ин-т рус. лит.; Под ред. В.В. Гиппиуса; Отв. ред. Ю. Г. Оксман. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

К списку событий

«Курилка Гутенберга» 15 Мая в 19:00

Открытый лекторий

«ТЕКСТиль»

Писать и плести, печатать и ткать