Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

155 лет назад 17 января 1863 г. родился русский театральный режиссер, актер и педагог Константин Сергеевич Станиславский [17.I.1863 — 7.VIII.1938]

родился русский театральный режиссер, актер и педагог Константин Сергеевич Станиславский [17.I.1863 — 7.VIII.1938]

Выдающаяся роль в истории русского театра принадлежит Гоголю. Историческое значение для Станиславского театральных статей Гоголя велико. Методологическое в создании «системы» — вне всякого сомнения.

В проницательных предвидениях Гоголя были намечены исходные позиции системы Станиславского

Театроведческое наследие Гоголя сохраняет большую актуальность и непреходящее значение для формирования театральных эстетических взглядов нашего времени. <...>

Драматургия Грибоедова, Пушкина, Гоголя, их театральные воззрения явились прочной основой самобытного реалистического русского театра. Последующая драматургия, драматургия Островского, Л.Толстого, Чехова, Горького, как и их высказывания о театре в широком смысле слова, развивались не вопреки передовым реалистическим традициям, созданным Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем, а под знаком преемственности творческого обогащения.

В творческой биографии Станиславского, во всей деятельности Художественного театра основоположники русской классической драматургии занимают самое передовое и значительное место.

Постановки Художественным театром произведений Грибоедова, Пушкина, Гоголя говорят об огромном их влиянии на Станиславского как на актера, режиссера, так и на формирование его «системы». <...>

С самым пристальным вниманием и глубоким интересом Станиславский относился к Гоголю. «Ревизор» в Художественном театре ставился дважды. Кроме «Ревизора», в 1932 году Художественный театр поставил еще инсценировку «Мертвых душ». Для Станиславского Пушкин и, особенно, Гоголь были дороги не только как великие драматурги, но и как основоположники русской театральной эстетики. <...>

Огромное значение Станиславский придавал театральным высказываниям Гоголя

Замечания Гоголя об актерском творчестве ценились им выше множества статей и книг, посвященных театру, но не дававших актеру ничего, что было бы ему практически необходимо и пригодно в непосредственном процессе творчества. Указания писателя актерам важны тем, что он показывает приемы мастерства, путь к достижению высокого творческого результата. Это выгодно отличает их от остальной театральной литературы, рассказывающей лишь о результатах, которых должен достичь актер.

Гоголь-режиссер оказал влияние на формирование Станиславского как режиссера-новатора. На примере ролей «Ревизора» Гоголь ярко демонстрировал свое понимание задач построения образа и в его психологическом качестве и во внешних чертах. Гоголь выступал здесь не только как актер-истолкователь своих литературных образов, но и как сценический истолкователь их, режиссер, определяющий перед актером содержание образа, пределы его и самый рисунок. Он учил актера, как понимать данный образ и как играть его, он ставил перед ним определенные задачи сценического действия, это были режиссерские партитуры ролей.

Театральные взгляды Гоголя были близки Станиславскому и помогли ему сформулировать ряд важнейших положений своей системы

Савостьянов А.И. Гоголь и Станиславский. Эволюция идей русского театра: Научно-методическое пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014.

К списку событий

«Весна на Заречной улице» (1956) 02 Мая в 15:00

Празднику Весны и Труда посвящается

«Сказки об Италии»

Выставка Владимира Васильева