Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

295 лет назад 3 декабря 1722 г. родился украинский философ, поэт и педагог Григорий Саввич Сковорода [3.XII.1722 — 9.XI.1794]

родился украинский философ, поэт и педагог Григорий Саввич Сковорода [3.XII.1722 — 9.XI.1794]

В судьбах двух художников можно найти немало параллелей: нестандартные ходы в преподавательской деятельности, жизнь в чужих домах, предчувствие близкого смертного часа. Оба сожгли свои неудачные рукописи: Г. С. Сковорода был недоволен диалогами «Асхань», «ожелчившися, спалил» их, но список произведения сохранился у одного из друзей философа. Уничтожение второго тома поэмы «Мёртвые души» и обнаружение черновиков — общеизвестный факт.

Н. В. Гоголю близко мистическое миропонимание украинского мыслителя: идея о том, что внешнее таит в себе внутреннее, скрывает его. Этим тоже отчасти можно объяснить пристальность, с которой писатель вглядывается в окружающий мир. В 11 басне Г. С. Сковорода очень последовательно (и совсем по-гоголевски) описывает вред, который Ветер причинил Философу: «...как только я отворил окно, чтобы выбросить вон чеснокову шелуху, ты как дунул проклятым твоим вихрем, так всё назад по целому столу и по всей горнице разбросал, да ещё притом остальную рюмку с вином, опрокинувши, расшиб, не вспоминая то, что, раздувши из бумажки табак, всё блюдо с кушаньем, которое я после трудов собрался было покушать, совсем засорил...». По точности, пластичности и динамичности нарисованная Г. С. Сковородой картина предвосхищает достижения писателей XIX века. Чесночная шелуха и табачные крошки — образы нетрадиционные, непоэтичные — пургаментарные — и близкие поэтике Н. В. Гоголя.

В 31-м письме в «Выбранных местах» Н. В. Гоголь, делая обзор русской литературы, естественно, должен был бы упомянуть хотя бы как баснописца Г. С. Сковороду, но он его не упоминает вообще! Но к тому времени он не мог его не знать и должен был рассматривать в своем обзоре! Очевидно, что Н. В. Гоголь сознательно не упоминает имени Г. С. Сковороды. Почему? Ю. Я. Барабаш проводит глубокие параллели творчества Г. С. Сковороды и Н. В. Гоголя в аспектах типологии личности и судьбы, типологии поэтики, типологии духа. В случае типологии личности и судьбы имеет место сходство отсутствия дома, семьи, детей, странничество и юродство, синтез радости и отчаяния, скуки в восприятии жизни, чувственность и душевность веры. В случае поэтики имеет место барочное отражение, репрезентирующее сущность целого в частях во множестве образов — символов — зеркал, синекдох, метонимий, катахрез, конвенций, используется моделирование трех миров (макрокосм, микрокосм человека, символический мир), жанры диалога, басни, притчи, афоризмы, эпиграммы, мадригалы, дифирамбы, панегирики, эпитафии, идиллии, претексты, аллюзии, цитаты, повторения форм, модель странничества-движения некоторой фигуры, в которой отражаются все фигуры жизни, понимаемой и как радование, и как полная смерть. Моделируются «как — если бы» возможные ситуации в моделях сатиры, юмора, гротеска, иронии, сарказма, травести, бурлеска, формах трагикомического и комитрагического, вызывающие реальные душевные переживания современности. Заметим, что барочность в генетическом смысле — форма католического мышления и поэтики. В случае типологии духа и Г. С. Сковорода и Н. В. Гоголь сосредоточены на самопознании, самосовершенствовании, познании и формировании самого себя лучшего. Оба они — крайние индивидуалисты, у них нет идеи коллектива и общего спасения всех, постигающие через свой микрокосм — других и мир других и советующих (жанр совета) как себе, так и другим — как себя улучшить (по Платону) и как на этой основе изменить мир к лучшему в его эволюционной, но не революционной модели. Отсюда проповеди и советы к людям Г. С. Сковороды и Н. В. Гоголя. Тем не менее Ю. Я. Барабаш полагает, что Н. В. Гоголь сочинений Г. С. Сковороды не читал. <...>

В творчестве Н. В. Гоголя обнаруживается ряд концептов, образующих сущность философии Г. С. Сковороды: мертвые и живые души (человек и грех, избранность; сродность, любовь и дружба, светский разум или пошлость; справедливость; Кифа и Мокий и Мокий и Кифа; Миргород (Мирогород); кальвинистский вариант веры и Литургии избранного человека, практика; суды Господа и его справедливость, прощение и отмщение; новый язык; благодарность Богу за жизнь и здоровье; общее и частное при сосредоточении на частном и понимании общего как зла, отсюда сосредоточение на провинции и малом человеке; здравый смысл; наука о сердце и душе и критика науки и образования, индукция содержания и объема; идея середины; общество как машина; болезнь и здоровье; комическое как несоответствие сродности, естественности, своему месту; побасенки во времени; желание быть лучше и деятельное бездействие. Все эти концепты Н. В. Гоголя присущи суждениям Г. С. Сковороды; эти суждения — семантика Н. В. Гоголя; Философия Г. С. Сковороды содержит всю семантику Н. В. Гоголя. <...>

Завьялова Е. Е. Гоголь — Сковорода: в продолжение темы. / Астраханский государственный университет. 2012.

Гагаев А. А., Гагаев П. А. Тайна Н. В. Гоголя и Г. С. Сковороды: о заимствовании семантики Г. С. Сковороды Н. В. Гоголем (210 лет со дня смерти великого русского и украинского философа и поэта). // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. Саранск.: НИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2015.

К списку событий

«Москва на рубеже XIX–XX веков. Смешение людей и стилей» 30 Августа в 19:00

Цикл экскурсий «Путешествие по Москве. От Средних веков до наших дней»

«…Любовь постоянная, чистосердечная, нежная…»

К 250-летию со дня рождения Прасковьи Ивановны Шереметевой (1768–1803)