Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

170 лет назад 26 ноября 1842 г. Николай Васильевич Гоголь передаёт Михаилу Сергеевичу Щепкину в пользование все сцены и отрывки четвертого тома своего собрания сочинений

Николай Васильевич Гоголь передаёт Михаилу Сергеевичу Щепкину в пользование все сцены и отрывки четвертого тома своего собрания сочинений

«Бесценнейший Михаил Семенович!», «...любезнейший моему сердцу!», «От души обнимаю вас и прошу не забывать вашего старого земляка, много, много любящего вас Гоголя» — так обращается в письмах великий художник слова к прославленному мастеру сцены.

Многолетняя дружба Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина является одним из ярких примеров синтеза литературы и театра

Взаимно обогатив друг друга идеями и творческими импульсами, два корифея русского театра обогатили тем самым и всю мировую художественную культуру. <...>

25 мая 1836 года на сцене Малого театра состоялось первое московское представление «Ревизора». Грустный смех Гоголя слышен был со сцены многих театров, но впервые громко прозвучал он со сцены Малого, и в первую очередь потому, что в нем играл Михаил Семенович Щепкин. Выдающийся актер, первый представитель реалистического направления в исполнительском искусстве, он обладал редким для своей профессии качеством — самокритичностью. То же было свойственно и Гоголю. Жизнь свела вместе реформатора-актера и реформатора-драматурга. <...>

Михаил Семенович был душой постановки «Ревизора» в Москве. О его изящной, естественной и простой игре В. Г. Белинский написал: «Актер понял поэта». В отношении роли городничего прочно утвердились три традиции: М. С. Щепкина, Ивана Ивановича Сосницкого и Прова Садовского. Но по единогласному отзыву современников, Щепкин создал эту роль и не имел в ней соперников. Аполлон Григорьев резюмировал: «Городничий в полном смысле отлит зараз Щепкиным». Выполнить эту роль на уровне художественных открытий Гоголя могло быть по силам только художнику равного ему дарования.

Гоголь доверял Михаилу Семеновичу не только роль городничего, но просил его взять на себя постановку пьесы в Москве

Н. В. Гоголь сочувствовал М. С. Щепкину, когда для того не находилось значительных ролей. Писатель хорошо понимал и разделял жалобы своего друга на репертуар и в 1842 году подарил Михаилу Семеновичу все свои опубликованные сцены и отрывки, а также предоставил ему и Сосницкому «Женитьбу», чтоб ее сыграли в их бенефисы в один и тот же день в Москве и Петербурге. Об этом он пишет актеру из Рима 28 ноября 1842 года: «Все драматические отрывки и сцены, заключающиеся в четвертом томе моих Сочинений (их числом пять), все исключительно принадлежат вам». Кроме того, Гоголь еще и советует Щепкину, как поумнее распорядиться его пьесами.

Актер играл в «Женитьбе» (роли Подколесина, Кочкарева), «Игроках» (Утешительный), «Тяжбе». Роль Подколесина плохо соотносилась с актерскими данными и характером Щепкина, т. к. приходилось играть человека вялого и нерешительного. Тогда Михаил Семенович вернулся к роли Кочкарева, которую исполнял ранее еще в Александринском театре. Белинский писал: «Доныне не могу себе представить Кочкарева в другом образе... Это была, казалось, сама ртуть на сцене». А в «Игроках» зрители по-настоящему оценили искусство актера «держать паузу», когда едва заметный жест, мимика, взгляд говорят больше, чем слово.

В 1846 году Гоголь предложил Щепкину играть в «Ревизоре» по переработанному тексту с прибавлением «Развязки», в которой автор сделал Щепкина главным действующим лицом. Это — показатель не только его доверия и уважения к щепкинскому таланту, но и попытка помочь актеру в жизни. Не случайно Гоголь поручил Щепкину монолог, содержащий новое толкование «Ревизора» как «душевного города», живущего в душе каждого из нас. Для раскрытия нравственных возможностей искусства он выбрал именно Михаила Семеновича. Однако Щепкин не одобрял «Развязку»: она не вполне соотносилась с его творческим методом, и между ним и Гоголем по этому поводу шел спор. В результате Гоголь пришел к печальному для всех выводу: «Видно, Бог не велит мне заниматься театром».

Щепкин задался целью «возвратить смеху его прежнюю силу»

После смерти Гоголя, который в последнем из писем Михаилу Семеновичу сам признавался, что «неловко управился» с «Развязкой», актер все же читал «Развязку» на домашних литературных вечерах, но в чтении с наибольшей силой напирал на свою собственную идею.

В. П. Викулова. М. С. Щепкин и Н. В. Гоголь: дружба и творческая взаимосвязь. // Доклад на Щепкинских чтениях 20 января 2005 года в Доме-музее М. С. Щепкина.

К списку событий

«Зимняя вишня» (1985) 06 Декабря в 15:00

Новогодние киносреды в «Доме Гоголя».