Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

230 лет назад 4 октября 1787 г. родился французский историк, критик и государственный деятель Франсуа Гизо [4.X.1787 — 12.IX.1874]

родился французский историк, критик и государственный деятель Франсуа Гизо [4.X.1787 — 12.IX.1874]

«Я уверен, что у нас он более сделает, нежели Гизо во Франции» — эта довольно известная характеристика С. С. Уварова Н. В. Гоголем в письме А. С. Пушкину от 23 декабря 1833 года подтолкнула нас к поиску возможных причин, которыми могло быть обосновано подобное сравнение главного правительственного идеолога эпохи Николая I Сергея Семеновича Уварова с государственным деятелем эпохи Реставрации во Франции Франсуа Пьером Гийомом Гизо. <...>

Сравнивая Уварова и Гизо, Гоголь подразумевал, видимо, прежде всего, некоторые биографические совпадения. Поскольку в идеологическом отношении в середине 30-ых годов Гизо и Уваров находились по разные стороны баррикад. Николай I, а соответственно и его министр, выступал прямо против политики французской буржуазной монархии, установившейся после июльской революции 1830 года. Практически ровесники, Уваров (род. 1786) и Гизо (род. 1787) к началу 30-ых годов прошли серьезную школу государственной службы, почти одновременно (в 1832 году — Гизо, а в 1833 — Уваров) были назначены министрами народного просвещения. Можно предположить, что упоминание «сделанного» Гизо в контексте размышлений о перспективах деятельности Уварова связано с надеждой Гоголя на то, что русский министр последует примеру своего французского коллеги, который с июня 1833 года успешно проводил реформу начального образования, вошедшую в историю Франции как «закон Гизо».

Ведь неудовлетворительное состояние начального образования в России волновало начинающего преподавателя Гоголя. Об этом он, например, писал в опубликованной в «Литературной газете» в 1831 году статье «Несколько слов о преподавании детям географии

Ключевое суждение Гоголя [в статье «О Средних веках». — Прим.], что средние века есть «зародыш» нового времени, явно совпадают с суждением Гизо, который называет, правда, конкретно XV век «семенем нового порядка вещей в Европе».

Важнейшей мыслью Гизо, объединяющей все его исторические труды, была «идея прогресса»: «Идея прогресса, развития кажется мне основою идеи цивилизации». В своей статье Гоголь подхватывает идею прогресса и почти дословно воспроизводит оборот Гизо «быстрый прогрессивный ход» — «plus rapide progrès», но в несколько ином контексте. Гизо употребляет его в отношении общего исторического развития: «Общество как будто готовится наслаждаться лучшим порядком, среди более быстрого прогресса». А Гоголь использует его в характеристике опять же средних веков:

Все, что мы имеем <...>, знания, совершившие такой быстрый прогрессивный ход, — все это <...> развилось и образовалось в <...> Средние Века

Как и для Гизо, ключевыми фигурами в историческом эскизе средних веков для Гоголя являются Папы («Вся Средняя История есть История Папы» — Гоголь) и Крестовые походы («С мыслью о Средних Веках невольно сливается мысль о Крестовых походах — необыкновенном событии, которое стоит как исполин в средине других» — Гоголь).

Замыслова Е. Е. Н. В. Гоголь и французский историк и политик Франсуа Гизо. Неожиданные переклички и параллели // Н. В. Гоголь и русская литература. Девятые Гоголевские чтения.— М: Фестпартнер, 2010.

К списку событий

«Эпоха рококо в архитектуре» 19 Декабря в 18:00

Лекция из цикла «Голоса истории».