«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

200 лет назад 29 сентября 1817 г. родился русский философ, драматург и переводчик Александр Васильевич Сухово-Кобылин [29.IX.1817 — 24.III.1903]

родился русский философ, драматург и переводчик Александр Васильевич Сухово-Кобылин [29.IX.1817 — 24.III.1903]

Уже в юности хорошо знавший искусство и любивший литературу, А. В. Сухово-Кобылин чрезвычайно ценил творчество Гоголя. В этом отношении он разделял настроения передовой молодежи своего времени, преклонявшейся перед великим реалистом — обличителем крепостничества и бюрократии. Впоследствии Сухово-Кобылин вспоминал, как он и его родственник и друг Шепелев «юношами... зачитывались Гоголем доупаду».

Сухово-Кобылину дважды довелось лично встретиться с Гоголем. Особенное впечатление произвела на него встреча с Гоголем на пароходе в Средиземном море. 

Сухово-Кобылин считал Гоголя великим комиком, равного которому трудно найти среди современных писателей, и все же при личной встрече был поражен неотразимой силой юмора, который был свойствен великому писателю

Свои первые писательские опыты и замысел комедии «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылин связывал с воздействием на него Гоголя. То обстоятельство, что Сухово-Кобылин обратился к драматургии и что первое свое произведение он задумал как комедию, не случайно. Уже в студенческие годы он увлекался театром, постоянно посещал театр и высоко ценил мастерство лучших актеров московской сцены.

Произведения Гоголя, традиции сатирической русской литературы по-новому воспринимались Сухово-Кобылиным в свете его собственных переживаний и наблюдений.

Разрабатывая социально-типические образы в ходе комедийного действия при помощи речевых характеристик, Сухово-Кобылин развивал традиции Грибоедова и Гоголя

Сухово-Кобылин явился сознательным последователем Гоголя и в разработке типической ситуации в комедии. Выступая против шаблонных любовных завязок в драматических произведениях, Гоголь писал: «...пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку... Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить... другого, отмстить за пренебреженье, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?».

Подобно тому как в «Женитьбе» Гоголя действие не приходит к традиционной развязке — женитьбе, а вся пьеса показывает, что брак в условиях роста буржуазных отношений превращается в денежную сделку, в «Свадьбе Кречинского» свадьбы не происходит, а любовная интрига Кречинского является прикрытием аферы, цель которой — обогащение. Наивная Лидочка, глядящая на брак и любовь сквозь призму романтической литературы, сталкивается с неприглядной действительностью и переживает тяжелое разочарование.

Лотман Л. М. Сухово-Кобылин // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 2. — 1956. — С. 487–509.

К списку событий

«Леди Гамильтон» (1941) 11 Октября в 15:00

Киносреды в «Доме Гоголя».