Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

155 лет назад 20 сентября 1862 г. в Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России»

в Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России»

Считается, что идея открытия памятника принадлежала самому императору — Александру II. Однако, как следует из исторических документов, отпраздновать 1000-летний юбилей России именно в Великом Новгороде и ознаменовать эту дату открытием монумента, на котором был бы увековечен первый российский правитель, князь Рюрик, предложил министр внутренних дел Сергей Ланской. Его предложение, озвученное в 1857 году, поддержал молодой царь Александр II. Вскоре был объявлен конкурс, а средства на создание памятника решили собирать «всем миром». Циркуляр о сборе пожертвований был разослан по всем губерниям. «После Крымской трагедии работа над этим монументом превратилась в лабораторию по возрождению патриотризма», — отмечали к 150-летней дате со дня открытия памятника в журнале «Историк» авторы статьи «Царь-памятник» Арсений Замостьянов и Ирина Савинова.

Еще до создания монумента было решено установить его в Великом Новгороде, а именно — в центре Новгородского детинца (Кремля). Правда, на кремлёвской площади между Софийским собором и зданием Присутственных мест уже стоял памятник — новгородским ополченцам. Но, следуя пожеланию императора, его решено было вынести за пределы Кремля, перенеся на Софийскую площадь, к зданию Дворянского собрания. Возражений не последовало.

Всеми, почти без исключения, было признано удачным общее решение памятника

Его силуэт представлял собой огромный шар-державу на постаменте в виде колокола. Он ассоциировался как с вечевым колоколом — символом новгородской истории, так и с атрибутами царской власти, напоминая собой и очертания шапки Мономаха. К тому же, визуально монумент делился на три уровня, что на языке скульптуры отражало формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

Вмещая 126 фигур, монумент при этом не получился громоздким: его высота, включая 3-метровый крест на державе, составила всего 15,7 метра. Решётка, фонари (всё это, как и все фигуры, отливалось в Санкт-Петербурге) и 100-тонный бронзовый памятник вписался в пейзаж Новгородского кремля даже с изяществом.

Список лиц, изображения которых предполагалось разместить на памятнике, был составлен видными историками того времени, но художник к высочайше утверждённому списку прибавил Шевченко и Гоголя, исключив в тоже время фигуру Николая I, мотивируя это тем, что царствование его слишком близко отстоит от дней, когда ставился памятник, чтобы стать историей.

После долгих ходатайств и личного обращения к царю Микешину удалось добиться разрешения поместить на монументе изображение Гоголя. Шевченко же увековечить так и не позволили

Самый громкий скандал разразился в связи с изображением Ивана Грозного. Погром 1570 года забывать и прощать царю никто в Новгороде не собирался. Ведь тогда опричники Ивана IV уничтожили с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей — точное число жертв назвать трудно, но оно могло достигать 15 тысяч человек при 30-тысячном населении Новгорода.

Зато в ряду военных людей и героев появилась жена новгородского посадника Борецкого — Марфа Посадница. Видимо, как дань уважения новгородцам и их вольнолюбию. На памятнике она склонила голову над разбитым вечевым колоколом.

В скульптурной группе писателей и художников — 16 фигур. Этот ряд начинает Михаил Ломоносов, который вместе с Александром Кокориновым, Дмитрием Фонвизиным и Гавриилом Державиным слушают основателя русского драматического театра Фёдора Волкова. Завершает — композитор Дмитрий Бортнянский. Рядом с ним — художник Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.

Знаменитый баснописец Иван Крылов сидит рядом с Александром Грибоедовым, а над ними, склонившись, Николай Карамзин, Василий Жуковский и Николай Гнедич.

Классики литературы Николай Гоголь, Михаил Лермонтов и Александр Пушкин на памятнике облачены в римские тоги: именно потому, что они — классики

При этом Пушкин кажется выше, чем стоящие с ним рядом Гоголь и Лермонтов, хотя в жизни он был ниже их ростом. Конечно, есть в этом и символический момент. Пушкин возвышается над их наклонёнными фигурами, как, по мнению публики второй половины XIX века, было значимей и творчество «нашего всего».

Ларина О. Тысячелетие России: памятник, его герои и соответствие ему: [Электронный ресурс] // ИА REGNUM, 2016. URL: https://regnum. ru/news/2180183.html

Памятник «Тысячелетие России». История cоздания: [Электронный ресурс] // Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области. URL: http://www. roslavl. ru/history/favorit/mikeshin/1000.htm

К списку событий

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 16 Декабря в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений».