Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

155 лет назад 4 августа 1862 г. родился Князь Сергей Николаевич Трубецкой - русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, [4.VIII.1862-12.10.1905]

родился Князь Сергей Николаевич Трубецкой - русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, [4.VIII.1862-12.10.1905]

...Таков тот недуг общественный, симптомы которого мы узнаем в ярких и разнообразных изображениях выдающихся писателей нашего безвременья. Как лечить его, они не говорят: «у нищих не просят милостыни». Но поскольку это прежде всего недуг духовный, самое изображение его и притом не отвлеченно-моральное, а жизненное, художественно-конкретное, есть первый шаг к лечению. Прояснение сознания общественного есть прояснение общественной совести. Русская художественная литература более всякой другой служила великому делу совести: это великий завет ее, завет Гоголя писателям новейшего поколения. Но Гоголь показал, что совесть общественная не нуждается ни в «подрумянивающих душу» маленьких обманах, ни в малодушном унынии. Если Горький в приведенных отрывках высказывает мысль, что задача писателя состоит в ободрении и подрумянивании, и если он осуждает самого себя за то, что он роется в мусоре будничных чувств и будничной жизни, изображая «презренные души живых мертвецов», то он ошибается. Гоголь показал, что истинный писатель-пророк, о каком мечтает Горький, — писатель, носящий в себе сознание, или совесть идеала, может сосредоточить лучи этого идеала на мусоре жизни во всей ее пошлости и безобразии; он может осветить ими царство мертвых душ: и эти живые и чистые лучи заиграют над этим царством своим радостным и бессмертным блеском. Такой писатель, не прибегая к обману, может изобразить всю мерзость запустения нашей жизни, всю мертвенность и холопство душ и низменное свинство умов, и его изображение не загрязнит душу, а произведет в ней тот катарсис — то очистительное, благодатное действие, какое производит истинно-прекрасное художественное произведение. Он не уязвляет читателя мучительными, нездоровыми ощущениями, не выматывает из него нервов, не отягощает душу болезненным чувством бессилия, уныния и грусти, а облегчает ее светлым и могучим смехом. Правда, Гоголь говорит о «невидимых миру слезах», которые скрываются за этим смехом; это были не легкие слезы салопницы или неврастеника, а слезы воистину редкие и дорогие, как драгоценные камни. И потому смех Гоголя и был так могуч и светел, что он покрыл эти слезы и претворил их горечь. После смеха Гоголя Россия не могла не обновиться; то был пророческий смех, и после гоголевского Ревизора «Грозный Ревизор» постучался к нам под стенами Севастополя... Неужели же теперь, в ожидании надвигающихся гроз, нам не услыхать ничего кроме жалобных кликов чаек и буревестников?

[Трубецкой С. Н. Лишние люди и герои нашего времени. http: // www. Odinblago.ru]

К списку событий

«Небеса обетованные» (1991) 29 Ноября в 15:00

Кинолекторий «К 90-летию Эльдара Рязанова».