«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

180 лет назад 10 февраля 1837 г. умер русский поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин [06.VI.1799 — 10.ll.1837]

умер русский поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин [06.VI.1799 — 10.ll.1837]

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Дружба великих

Дружба Гоголя и Пушкина — высокий образец творческого общения двух великих русских писателей, близких друг другу помимо личных отношений ещё и общностью творческих принципов: Пушкин и Гоголь были родоначальниками русской реалистической прозы.

Ещё во время пребывания в нежинской «Гимназии высших наук» Гоголь увлекался вольнолюбивыми стихами Пушкина. Он переписал в свои тетради целые главы «Евгения Онегина», «Полтаву», «Цыган».

20 мая 1831 года осуществилась заветная мечта Гоголя: на вечере у П. А. Плетнёва он познакомился с А. С. Пушкиным. В своём дневнике (1833-1835 годы) А. С. Пушкин пишет по поводу выхода в свет «Вечеров на хуторе»: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина...»

В 1834 году Гоголь получил должность профессора всеобщей истории в Петербургском университете. На одной из его лекций, которые в первое время он читал с большим подъёмом и увлечением, присутствовал Пушкин.

«Пушкин заставил меня взглянуть на дело курьезно, — пишет Гоголь в своей „Исповеди“, — он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которая, однако», поразила его больше всего мною прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» Во время этой же беседы Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ». Приступив к работе над «Мёртвыми душами». Гоголь торопится сообщить Пушкину в письме от 7 октября 1835 года: «Начал писать „Мертвых душ“. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

В этом же письме Гоголь настоятельно просит дать тему для комедии: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот». Такую тему Пушкин и дал Гоголю: это была тема «Ревизора» — комедии, явившейся поворотным этапом в творчестве писателя. Если до сих пор его произведения были проникнуты мягким, задушевным юмором, то в «Ревизоре» под непосредственным влиянием А. С. Пушкина зазвучала гневная, разящая гоголевская сатира.

Первые главы «Мёртвых душ» Гоголь ещё имел возможность прочесть А. С. Пушкину. В авторской «Исповеди» Николай Васильевич вспоминает: «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ», то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении... начал понемногу становиться все сумрачное... Когда ж чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» В своей статье «Несколько слов о Пушкине», окончательно написанной в 1834 году. Гоголь первый характеризует Пушкина как великого русского национального поэта. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, — писал Гоголь. — В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...»

Накануне отъезда Гоголя за границу Пушкин, по словам Якима (гоголевского слуги), просидел у него в квартире всю ночь напролёт. Он читал начатые им сочинения. Это было их последнее свидание. Продолжение «Мёртвых душ» Гоголю не суждено уже было читать своему другу и верному литературному руководителю. Пушкин погиб. Гоголь узнал о его смерти в Париже, накануне отъезда в Рим. «...никакой вести нельзя было получить хуже из России», — писал потрясённый страшным известием Гоголь Плетнёву 16 марта из Рима. — 

Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним.

Отдавая дань неоценимому значению дружбы с Пушкиным для его творчества, Гоголь говорит:

Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему.

Творческая дружба Пушкина и Гоголя — этих двух основоположников критического реализма — является одним из значительных явлений в истории русской литературы. «От Пушкина и Гоголя, — писал в одной из своих статей И. А. Гончаров, — теперь еще никуда пока не уйдешь. Школа пушкино-гоголевская продолжается доселе и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал».

[Павлов И. Дружба великих // Смена.- 1952.- № 595.- С. 23.]

К списку событий

«Природа близости» 15 Апреля в 15:00

15, 16, 22 и 23 апреля с 10:00 до 18:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится обучающий семинар для психологов и специалистов помогающих профессий, смежных с психологией «Природа близости».